Видение политики ФРГ в отношении Израиля в коалиционном соглашении СДПГ, «Зеленых» и СвДП

На днях в Берлине было представлено коалиционное соглашение, которое, в случае успешного завершения процедурных вопросов, станет основой для нового правительства Германии. Его текст победившая на выборах СДПГ разработала по итогам консультаций с «Зелеными» и СвДП. По традиции, 177-страничный программный документ коалиции, из-за партийной цветовой символики получившей название «светофор», как и его предшественники, включает в себя израильскую проблематику, что отражает особый характер отношений между государствами. Дополнительно туда внесены тезисы, касающиеся еврейской общинной жизни Германии, что также имеет значение для дальнейшего продуктивного взаимодействия Иерусалима и Берлина.

Соглашение, призванное создать базу для федерального правительства во главе с представителем СДПГ О.Шольцем, озаглавлено как «Альянс за свободу, справедливость и устойчивое развитие». В нем тематика, в разной степени затрагивающая ближневосточную страну, была раскрыта весьма подробно. Прежде всего, договаривающиеся политические силы согласились, что безопасность Израиля остается в списке государственных приоритетов ФРГ. Помимо этого, сторонами осуждается антиизраильская террористическая деятельность и антисемитизм. Данные факты отражают общую преемственность такого рода документов. Так, в «красно-зеленом» соглашении правительства Г.Шредера утверждалось, что федеральная республика будет «прилагать все усилия для обеспечения безопасности Израиля», помимо этого подтверждалось наличие перед данной страной «особых обязательств» Германии. Об особой ответственности говорилось также, к примеру, в документе 2009 г. при создании коалиции ХДС/ХСС и СвДП, и при заключении альянса ХДС/ХСС с СДПГ.

Оставшуюся часть соглашения, касающуюся Израиля, можно разделить на три подраздела. Первый посвящен процессу ближневосточного урегулирования. Здесь Германия отмечает, что единственно возможным путем разрешения палестино-израильского противостояния являются переговоры и достижение посредством них мира на базе принципа «двух государств для двух народов». При этом за основу должны быть взять т.н. «границы 1967 г.», что автоматически говорит о подходе кабинета министров к проблеме еврейских поселений. Далее по тексту «незаконное строительство поселений» критикуется открыто. Отдельно СДПГ, СвДП и «Зеленые»  признают значимость процесса нормализации между Израилем и умеренными региональными режимами.

Комментируя данный блок, выделение которого носит условный характер, поскольку в документе израильская проблематика на разделы не всегда дробиться, журналисты германских СМИ сосредоточились главным образом на поселениях. При этом интеграция данной проблемы в текст воспринимается преимущественно как следствие включение в коалицию «Зеленых». Несмотря на то, что указанные замечания имеют значение для будущих межгосударственных отношений, следует, как кажется, обратить внимание еще на ряд важных фактов. А именно, Берлин, судя по всему, готов играть более активную роль в мирном процессе. К такому выводу подталкивает, к примеру, оговорка «мы продолжим работать в направлении согласованного решения о сосуществовании двух государств».

Помимо этого, несмотря на желание продемонстрировать приверженность  традиционному подходу к ближневосточному урегулированию, ФРГ фактически соглашается с курсом США, которые, запустив процесс нормализации, в реальности попытались снизить значение собственно палестинской проблемы. В результате, речь идет, скорее, не об амбициях новой коалиции добиться прогресса и примирить враждующие стороны, а о желании активизировать свою роль в регионе. А вот упоминание «двух государств» — явная попытка показать, что Германия при новом правительстве остается в рамках единого подхода, выработанного в ЕС.

Внешнеполитические устремления коалиции «светофора» выдает и обращение к ООН в связке с Израилем. Так, в тексте говорится, что, с одной стороны, власти Германии будут бороться с антисемитизмом, включая «попытки антисемитской риторики, в том числе в ООН». С другой стороны, новый кабинет министров обещает увеличить поддержку Ближневосточного агентства ООН для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Более того, даже хочет «поддерживать процесс независимого мониторинга». Под последним, однако, ряд германских обозревателей понимает, скорее, урегулирование ситуации с образовательными пособиями, которые, будучи изданными на деньги международных доноров, нередко содержат в себе подстрекательские антиизраильские материалы.

Наконец, еще одно упоминание Израиля встречается в разделах, отведенных его региональным противникам – Ирану и Палестине. Так, несмотря на заявление о приверженности СВПД и призыв к Тегерану не отклоняться от условий ядерной сделки, коалиция открыто говорит об опасностях, связанных с ИРИ, включая ракетную программу, угрозы Израилю и нарушение прав человека внутри страны. Таким образом, можно говорить о готовности частично учесть опасения Иерусалима. В том, что касается палестинского блока соглашения, один из акцентов сделан на требовании «отказа от всех форм насилия против Израиля».

Говоря о еврейской общинной жизни в Германии, которой посвящен свой раздел в соглашении, стоит сказать, что первостепенное значение здесь имеет задача укрепления ведомства комиссара по борьбе с антисемитизмом. Ее поставили перед собой участники новой коалиции. Помимо этого они подтверждают приверженность рабочему определению антисемитизма Международного альянса в память о Холокосте и готовность обеспечивать гарантию безопасности еврейского населения, как силами федерального правительства, так и земельных властей.

В целом, в ближайшее время партии должны официально одобрить рассмотренный документ, после чего О.Шольц выйдет на финишную прямую в гонке за пост канцлер Германии, тогда процесс транзита власти завершиться уже в начале декабря. Этот факт будет означать переход к программе действий, изложенной в коалиционном соглашении. Оно, как кажется, выглядит приемлемым для Израиля.

Наибольшие сложности может таить в себе палестинский трек, как в отношении урегулирования конфликта, так и деятельности в ООН. При этом, несмотря на явную критику поселенческой активности, в большей степени затрагивающей интересы электората Н.Беннета, потенциально вероятность роста напряженности в отношениях между Берлином и Иерусалимом прогнозируется экспертами из Германии после ротации глав израильского правительства. Возможно, это связано с тем, что к этапу, на который намечено вступление Я.Лапида в должность, в ФРГ новый кабинет министров в целом наладит работу над решением внутренних и общеевропейских задач, перейдя к более активной внешней политике. Кроме того, в настоящий момент лидер «Еш атид» демонстрирует большую заинтересованность в том, чтобы продвигать израильские интересы на международной арене, в том числе в ООН. Впрочем, не исключено, что это явление временно и связано с исполнением им обязанностей главы МИДа.

Нельзя не отметить, что проанализированное соглашение отражает довольно высокий уровень преемственности. Частично это наблюдается в связке с периодом канцлерства А.Меркель, которая первая включила израильскую безопасность в перечень национальных интересов Германии. Впрочем, в большей степени тенденции к продолжению дела предшественников, как кажется, намечаются с коалицией СДПГ и «Зеленых» при Г.Шредере. Именно тогда существенный акцент Германией был сделан на вовлеченности в мирный процесс. Впрочем, то, насколько «заработавший светофор», как представил свою коалицию О.Шольц, в практическом плане будет в этом успешен, зависит от нового главы внешнеполитического ведомства. Этот пост предположительно должен перейти к «зеленому» политику А.Баербок.

62.84MB | MySQL:102 | 0,497sec