Деятельность Тони Блэра на посту спецпредставителя «квартета» международных посредников на Ближнем Востоке

Энтони Чарльза Линтона Блэра (Anthony Charles Lynton «Tony» Blair) по праву можно назвать выдающимся английским политическим деятелем. В 1994 году он возглавил Лейбористскую партию Великобритании и оставался ее лидером вплоть до 2007 года, став рекордсменом среди британских лейбористов по продолжительности пребывания во главе партии. Под его руководством Лейбористская партия, которая в течение восемнадцати лет находилась в оппозиции, одержала уверенную победу на всеобщих выборах 1997 года. С 1983 по 2007 год Тони Блэр был членом парламента от графства Седжфильд (Sedgefield). На протяжении десяти лет он занимал пост премьер-министра Великобритании (со 2 мая 1997 года по 27 июня 2007 года).

27 июня 2007 года, в день, когда Т. Блэр подал королеве Великобритании Елизавете II прошение об отставке, он был официально назначен специальным представителем четверки международных посредников по урегулированию ближневосточного конфликта. «Квартет» был создан на основании решения Мадридской мирной конференции 1991 года и состоит из представителей Организации Объединенных Наций, Европейского союза, США и России.

Предшественником Т. Блэра был бывший президент Всемирного банка Джим Вольфенсон (Jim Wolfensohn), который подал в отставку в апреле 2006 года по причине отсутствия каких-либо значимых результатов своей работы.

Согласно официальному заявлению «квартета», деятельность Т. Блэра в новой должности включает: мобилизацию международной помощи палестинцам; привлечение соответствующей международной поддержки палестинским органам самоуправления (особое внимание уделяется законодательной сфере); разработку проектов экономического развития ПНА, включая частный сектор; а также сотрудничество с другими странами для продвижения решений «квартета»1.

Назначение Т.Блэра спецпосланником четверки международных посредников вызвало смешанную международную реакцию. Премьер-министр Израиля Эхуд Ольмерт (Ehud Olmert) приветствовал назначение Т. Блэра на новую должность и выразил уверенность в его благоприятном влиянии на мирный ближневосточный процесс. По мнению израильского министра иностранных дел Ципи Ливни (Tzipi Livni), «опыт, знания и возможности Т. Блэра непременно ускорят важные процессы на пути достижения целей «квартета». Мистер Блэр по праву глубоко уважаем лидерами стран региона»2.

Положительные отзывы последовали также и из Палестинской национальной администрации. Глава ПНА Махмуд Аббас (Mahmud Abbas) заявил, что «назначение Т. Блэра [на должность спецпосланника «квартета»] дает ему уверенность в том, что он [Т. Блэр] будет работать над достижением палестино-израильского соглашения на основе мирного сосуществования двух государств»3.

Между тем представитель организации ХАМАС Гази Хамад (Ghazi Hamad) выразил сомнение том, что Т. Блэр способен стать честным посредником в мирных переговорах, указывая на его проамериканскую и произраильскую позиции: «Наш опыт, в то время как Т. Блэр был премьер-министром Великобритании, показывает, что он был нечестен, а его деятельность в разрешении конфликта на Ближнем Востока была бесполезна»4.

Естественно, что политические круги арабских стран в большинстве были склонны рассматривать назначение Т. Блэра в качестве спецпосланника «квартета» на Ближнем Востоке сквозь призму участия Великобритании в военной операции в Ираке, которое имело место во время пребывания Т. Блэра у власти, и тесной связи Т. Блэра с президентом США Джорджем Бушем (George Bush). Более того, скептицизм многих вызывала изначальная ограниченность задач, поставленных «квартетом» перед Т. Блэром — вопросы институционального строительства и экономического развития палестинских территорий, которые в то время и, следует отметить, по сегодняшний день, географически и политически представляли собой два анклава — сектор Газы и Западный берег р. Иордан.

По словам члена Палестинского законодательного собрания Ханан Ашрауи (Hanan Ashrawi), палестинцы не нуждаются в помощи при строительстве национальных институтов власти: «Станут ли его [Т. Блэра] слушать? Станут ли уважать его заявления? Может ли он действительно на что-либо повлиять?.. Нам нужна третья сторона для достижения мира, сдерживания действий Израиля, окончания оккупации и построения государства»5.

То, как было принято решение о назначении Т. Блэра спецпосланником «квартета» на Ближнем Востоке, вызывало определенное недовольство и озабоченность в политических кругах. Сразу после того, как было объявлено о новой должности бывшего премьер-министра Великобритании, в английской прессе появились сообщения о том, что инициатива в этом вопросе исходила непосредственно от президента США Дж. Буша, который и предложил ее на рассмотрение в ООН. В свою очередь, генеральный секретарь ООН Пан Ки Мун (Ban Ki Moon), известный своей лояльностью по отношению к Вашингтону, приложил «все усилия» для того, чтобы этот пост достался Т. Блэру6. По словам некоторых дипломатов, факт, что обсуждение Дж. Буша и Т. Блэра возможности назначения последнего на должность спецпредставителя «квартета» на Ближнем Востоке состоялось до того, как подобные детали стали известны другим членам четверки, сам по себе уже вызывало отрицательную реакцию7. В этой связи достаточно упомянуть о негативном отношении к этому назначению представителей России в «квартете». Они были не согласны с назначением Т. Блэра на должность спецпосланника на Ближнем Востоке. Вопрос об этом был ими перенаправлен лично министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову, который в свою очередь предоставил право принятия решения президенту РФ Владимиру Путину.

Вместе с тем многие политические деятели и эксперты приветствовали назначение бывшего премьер-министра Великобритании, подчеркивая значение его опыта в урегулировании сложнейшего многолетнего конфликта в Северной Ирландии. Здесь стоит отметить, что Белфастское соглашение, завершившее почти тридцатилетний конфликт, было подписано в первый же год пребывания Т. Блэра во главе английского правительства. В свою очередь, Т. Блэр, проводя параллели между палестино-израильским противостоянием и североирландским конфликтом, неоднократно подчеркивал, что все переговоры по мирному ближневосточному урегулированию должны проводиться прежде всего на микроуровне, как это и было в Северной Ирландии: «В конце концов, мы привели Ирландскую республиканскую армию (ИРА) к минимальной «точке отсчета» — а минимальной «точкой отсчета» было признание того, что объединенная Ирландия может быть создана мирными способами и только… ИРА пришла к пониманию того, что англичане не смогут взять над ними вверх военными способами, точно так же, как и они над англичанами»8; «в мирных переговорах, где бы они ни проходили, должен быть понят главный принцип — принятие сторонами того, что все политические цели могут быть достигнуты только мирным путем»9.

Первое заявление Т. Блэра на посту спецпосланника «квартета» на Ближнем Востоке было полно оптимизма: «Абсолютным приоритетом считаю привнести консенсус в международное сообщество по поводу того, что единственным способом установления стабильности и мира на Ближнем Востоке является безопасное сосуществовании государства Израиль и палестинского государства, жизнеспособность которого определяется главным образом не территорией, а институтами и управлением. Я верю в возможность достижения этого, несмотря на то что потребуется провести громадный объем работы». Подобным оптимизмом пропитано почти каждое последующее официальное заявление и интервью Т. Блэра на посту спецпосланника четверки международных посредников ближневосточного урегулирования.

В декабре 2007 года при тесном сотрудничестве Т. Блэра с рядом европейских политиков, в частности, с министром иностранных дел Франции Бернардом Кушнером (Bernard Kouchner), комиссаром ЕС по внешним связям Бенитой Ферреро-Вальднером (Benito Ferrero-Waldner), министром иностранных дел Норвегии Джонасом Стором (Jonas Store), была организована Парижская конференция доноров финансовой и гуманитарной помощи палестинцам для стимулирования развития институтов будущей палестинской государственности в рамках мирного урегулирования палестино-израильского конфликта. Сегодня размер оказанной помощи составляет более 3 млрд долларов США, в том числе 1,8 млрд бюджетных ассигнований, 700 млн гуманитарной помощи и 600 млн финансовой поддержки различных проектов10.

Тем не менее можно констатировать, что за срок в более полутора лет пребывания Т. Блэра в должности посланника «квартета» на Ближнем Востоке не произошло сколько-нибудь существенного прорыва в разрешении палестино-израильского конфликта. Поэтому критика деятельности бывшего премьер-министра Великобритании представляется весьма оправданной. Более того, эскалация насилия в регионе в конце 2008 года (трехнедельная военная операция израильской армии «Литой свинец», призванная остановить продолжающийся на протяжении восьми лет обстрел южных районов Израиля ракетами боевиками движения ХАМАС с территории Газы) и последовавшее за этим развитие событий в секторе Газы способствовали усилению критики вокруг роли Т. Блэра на региональной политической арене.

В первые дни военной операции израильской армии в Газе Т. Блэр не проявлял заметной активности на своем посту, и лишь спустя десять дней дал интервью британской радиостанции ВВС, в котором вновь выразил свою уверенность в успешном разрешении палестино-израильского конфликта: «Если мы хотим решить его [палестино- израильский конфликт], мы можем сделать это»11.

Неоднозначно мнение о роли бывшего премьер-министра Великобритании в ближневосточном мирном урегулировании в английской прессе. В то время как в одном из последних интервью Т. Блэра крупнейшей британской газете «The Times» его деятельности на посту спецпредставителя «квартета» дана положительная и достаточно обнадеживающая характеристика12, в некрупной английской прессе встречаются достаточно жесткие по сарказму и критичные замечания: «А знает ли он о том, что была война?.. С развитием военной операции в Газе 27 декабря мы ожидали незамедлительно увидеть его в центре событий, предпринимающего решительные попытки добиться прекращения огня, но его имя было примечательно именно своим отсутствием», — писало небольшое печатное издание «The Northern Echo»13.

Однако представитель Т. Блэра Мэтью Дойл (Matthew Doyle) указывает на непрекращающуюся закулисную работу бывшего премьер-министра Великобритании, «постоянно находящегося в контакте со всеми сторонами, от [бывшего] госсекретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice) до главы ПНА М. Аббаса»14.

Принимая критику о незаметности результатов своей деятельности на посту спецпосланника «квартета» на Ближнем Востоке, Т. Блэр обращает внимание на то, что круг его обязанностей ограничен работой с палестинской стороной по вопросам безопасности, экономического развития и административного управления и не включает функции посредника в мирных палестино-израильских переговорах15.

Действительно, задачи, поставленные перед Т. Блэром «квартетом» довольно узки. Однако, как представляется, основные ограничения в его деятельности на посту спецпредставителя четверки посредников в ближневосточном урегулировании связаны прежде всего с тем, что от хода переговорного процесса фактически отрезано движение ХАМАС, контролирующее сегодня сектор Газы и, следует признать, выступающее на сегодняшний день как такая общественно-политическая сила, игнорировать которую не представляется возможным. Призывая к созданию палестинского правительства национального единства и участию в мирных переговорах с Израилем «всех участников палестинского политического поля»16, Т. Блэр как спецпосланник «квартета» весьма ограничен в своих возможностях принимать непосредственное участие в этом процессе. Для достижения поставленной цели необходимым условием является отказ движения ХАМАС (которое большинство мирового сообщества называет террористической организацией) от насилия и признание права государства Израиль на существование, что приведет к окончанию международной изоляции ХАМАСа. Т. Блэр оправданно придает особое значение посредническим усилиям Египта, который, максимально используя преимущества своих давних исторических связей с ХАМАСом, с одной стороны, и межгосударственных отношений с Израилем, с другой стороны, резко активизировал свою деятельность в этом направлении в связи с последними событиями в секторе Газы.

Очевидно, что деятельность Т. Блэра в качестве спецпредставителя «квартета» на Ближнем Востоке зависит и, более того, во многом определяется расстановкой политических сил в регионе. Так, логично предположить, что в свете грядущих изменений политической ситуации в регионе, вызванных формированием нового израильского правительства, и прошедшей недавно смены администрации Белого дома первая половина 2009 года вряд ли будет характеризоваться какими-либо громкими успехами Т. Блэра на посту посланника «квартета» на Ближнем Востоке.

Особый интерес в этой связи вызывает то, как будут выстроены взаимоотношения бывшего премьер-министра Великобритании с новой властью в Вашингтоне. Здесь следует отметить, что в конце января с.г. новый президент США Барак Обама (Barack Obama) назначил своим спецпосланником по урегулированию арабо-израильского конфликта Джорджа Митчелла (George Mitchell). В политических кругах Дж. Митчелл больше известен своей посреднической активностью в мирных переговорах в Северной Ирландии; между тем при президенте Билле Клинтоне (Bill Clinton) он занимался вопросами разрешения палестино-израильских противоречий. Таким образом, сегодня на ближневосточной политической арене сложилась ситуация, при которой в мирном урегулировании принимают участие два независимых друг от друга посланника США, причем роль одного из них самым непосредственным образом связана с деятельностью предыдущей американской администрации. Это оправданно вызывает вопросы о том, насколько подобное положение дел способно содействовать развитию миротворческого процесса в регионе или, напротив, затормозить его.

Подводя итог вышесказанному, представляется уместным привести слова одного из крупнейших английских биографов Т. Блэра профессора Энтони Селдона (Anthony Seldon): «Совершенно очевидно, что Т. Блэр чрезвычайно заинтересован в установлении мира между израильтянами и палестинцами, но реальность такова, что он не смог сделать этого, будучи вторым самым влиятельнейшим человеком в мире, и я не думаю, что он способен добиться чего-либо значительного, будучи просто обычным человеком»17.

1.BBC News Online, 27.06.2007.

2. Agence France Presse, 28.06.2007.

3. BBC News Online, 28.06.2007.

4. BBC News Online, 28.06.2007.

5. Guardian. 28.06.2007.

6. Guardian, 26.06.07.

7. Guardian, 26.06.07.

8. Times Online, 31.01.2009.

9. The EarthTimes, 07.01.2009.

10. http://tonyblairoffice.org

11. BBC News Online, 12.01.2009.

12. Times Online, 31.01.2009.

13. The Northernecho, 07.01.2009.

14. http://tonyblairoffice.org

15. Times Online, 31.01.2009.

16. http://tonyblairoffice.org

17.http://www.siteset.co.uk/anthonyseldon/

52.29MB | MySQL:103 | 0,495sec