О сотрудничестве Израиля и Великобритании по иранской ядерной проблеме

В конце минувшей недели в Вене завершился 7-й раунд переговоров по иранской ядерной программе, начиная который представители США подчеркнули, что намерены восстановить СВПД, к чему призывают и Иран. В сложившихся обстоятельствах Израиль, с одной стороны, в очередной раз подтвердил, что для защиты от иранской угрозы при необходимости готов действовать самостоятельно. С отработкой такого сценария в ИРИ связывают субботний взрыв в Натанзе, который иранцы объяснили учебным запуском ракеты ПВО. С другой стороны, Иерусалим все же хотел бы заручиться международной поддержкой, где особое внимание, судя по последним данным, уделяет контактам с Великобританией.

Подготовку к сближению с Лондоном начал еще в середине ноября президент ближневосточной страны И.Герцог. Посещая британскую столицу, он встретился с группой из 100 парламентариев. Это общение было инициировано Парламентской группой британских союзников Израиля и приурочена к тому, что Соединенное Королевство признало весь ХАМАС без разделения на политическое и военное крыло террористической организацией. В этой связи, И.Герцог, с одной стороны, попытался на примере палестинской группировки продемонстрировать опасность иранских прокси для Ближнего Востока, прежде всего «Хизбаллы» в Ливане. С другой стороны, он открыто призвал «быть как можно более жесткими в отношении Ирана» в свете переговоров в Вене.

Следующим выразителем израильских интересов в диалоге с Великобританией стал глава МИД Я.Лапид. Перед открытием переговоров в австрийской столице глава внешнеполитического ведомства посетил Лондон с кратким визитом, где пообщался с «Консервативными друзьями Израиля» — парламентской группой, аффилированной с соответствующей партией, а также главой правительства Соединенного Королевства Б.Джонсоном. Последний по итогам встречи отметил: «Мы надеемся, что дипломатия сработает…Несмотря на то, что ядерная проблема является наиболее актуальной, общее поведение Ирана должно измениться. Атаки на море, поддержка терроризма, дестабилизация региона – это все звенья одной цепи».

Совпадение интересов Иерусалима и Лондона по иранской проблематике, как кажется, выходит далеко за рамки самой этой проблемы и продиктовано в значительной степени соображениями сотрудничества в более широких рамках. Прежде всего, Великобритания наращивает отношения со странами Персидского залива. Так, одним из последних на этом треке стало заявление о том, что королевские вооруженные силы покидают базу в Канаде, которую использовали в течение 50 лет, и перемещаются в Аль-Дукм в Султанате Оман. Полная передислокация ожидается не раньше 2023 г., однако она, как предполагается, позволит Лондону переместить свои позиции ближе к союзникам. Примечательно, что в числе последних часто фигурирует Украина.

Помимо этого Великобритания и страны Персидского залива пытаются развивать сотрудничество в экономике. В частности, британское правительство надеется за счет инвестиций в сферу «зеленой» промышленной революции создать дополнительные рабочие места и повысить свое соответствие экологическим стандартам. По последним данным эта проблематика обсуждается Соединенным Королевством с КСА, Кувейтом, Бахрейном, Оманом и Катаром, а лидирующие позиции со стороны региона занимают ОАЭ. Очевидно, что военное присутствие Великобритании на Ближнем Востоке, укрепление торгово-экономических отношений с государствами, начавшими с Израилем процесс нормализации отношений, а также интерес к инновациям в экологии отвечают израильским интересам. При этом общим стратегическим противником для государств Персидского залива и Израиля является Иран, что требует от Лондонаучета их интересов в области обороны и безопасности.

Помимо этого, Лондон и Иерусалим существенно укрепили собственное сотрудничество. В рамках визита Я.Лапида в Великобританию был подписан меморандум о взаимопонимании по британо-израильскому стратегическому партнерству. В следующем году государства должны завершить работу над дорожной картой отношений на ближайшие 10 лет. Основными акцентами в ней должны стать такие направления, как кибербезопасность, оборона, дипломатия, наука и технологии. В первом случае, как подчеркнули стороны, они должны превратиться в «партнеров первого уровня».

Кроме этого становится более динамичным взаимодействие в области ВПК. Не так давно Министерство обороны Великобритании подписало большое соглашение с компанией Elbit, предполагающее закупку у израильского производителя комплексов радиоэлектронной борьбы, которые обеспечивают защиту ВМФ от атак на систему управления и связи, а также от ракетной угрозы. Более того, контракт подразумевает не только приобретение, но установку и техническую поддержку РЭБ. Ранее у того же производителя Соединенное Королевство приобрело систему иммерсивного виртуального обучения ICAVS (D), рассчитанную как на действующих военных, так и на резервистов. При этом в израильских СМИ подчеркивается, что факт указанных закупок вызывает озабоченность Китая и России. Несмотря на то, что в адрес Израиля со стороны данных государств никаких комментарием не поступало, все же и ближневосточная страна может столкнуться с недовольством двух важных для себя партнеров, а потому очевидно, что в ответ хочет заручиться поддержкой Великобритании на значимом для себя направлении.

В целом, как и ожидалось, после Brexit Лондон пытается выстраивать собственную внешнюю политику, в которой Иерусалим оказывается для него важным союзником сразу на нескольких направлениях. В сочетании со стремлением наращивать контакты с региональными игроками, начавшими с Израилем процесс нормализации, это подталкивает стороны к тому, чтобы добиться большего понимания по иранской проблеме. Примечательно в сложившихся обстоятельствах и то, что израильская сторона, как кажется, пытается сделать из Соединенного королевства своего рода замену США в определенных областях, что важно, к примеру, в вопросе британского военного присутствия в регионе. Более того, в определенной степени власти Израиля прибегают в отношении Великобритании к тем же методам, что и на американском треке, все активнее задействуя связи с парламентариями, лоббистскими структурами, а также местные еврейские общины как представителей общественной дипломатии. При этом такой подход потенциально отвечает и интересам британской политики, которая до сих пор преодолевает последствия кризиса с антисемитизмом в Лейбористской партии при Дж.Корбине.

62.99MB | MySQL:105 | 2,070sec