О проблемах властей по привлечению иностранных инвестиции в экономику Алжира

Слабая инвестиционная привлекательность и связанные с этим экономические проблемы АНДР стали главной темой обсуждения на организованной 4 – 6 декабря 2021 года Министерством промышленности страны «Национальной конференции по стимулированию промышленности национальной экономики». На ней присутствовали многочисленные представители экономической сферы, государственного и частного секторов и высшие управленцы страны.

Тон обсуждению задал сам глава Алжирского государства Абдельмаджид Теббун. Он и другие «высокие» докладчики фактически признали чрезмерную «зависимость страны от нефтегазовой ренты и почти тотальную уязвимость национальной экономики от политических и административных решений, являющихся структурными тормозами, препятствующими любому ее стимулированию.

В целом Теббун сильно раскритиковал данную ситуацию, препятствующую инвестициям в данный сектор. В своем выступлении он признал, что «управление в период финансового благополучия страны» было хаотичным, была карикатурная «ложная индустриализация, являющаяся надуванием щек и пузырей, приведшая к утечке денег за границу под разными названиями, включая сборку готовой продукции вместо производства». Соответственно, он пообещал с этим «яростно бороться».

Однако наиболее серьезные проблемы для экономики АНДР по данным президента является инвестиционная непривлекательность этой страны и он поставил задачу коренным образом исправить данное положение.

Он также подчеркнул важность этого для увеличения вклада промышленности в валовой внутренний продукт (ВВП) страны до 10 – 15%, когда доля промышленности в ВВП не превышает 6%. Увеличение вклада промышленного сектора в формирование ВВП «сократит иностранный импорт в Алжир и отток из него капиталов».

Одновременно президент призвал открыть «новую страницу между инвесторами и администрацией и построить доверительные отношения», благодаря чему «2022 год будет «годом, посвященным исключительно экономике».

Среди предлагаемых Абдельмаджидом Теббуном мер по улучшению ситуации – создание Национального агентства по промышленному землепользованию, которое, как ожидается, начнет функционировать уже в следующем 2022 году, что позволит, по его мнению, упростить ведение бизнеса и увеличит привлекательность Алжира для инвесторов.

Как пояснил президент, оно будет осуществлять закупку земельных участков, предназначенных для инвестиций в промышленных районах. Однако то, что они должны остаться под опекой местной администрации, что создает почву для сохранения злоупотреблений при наличии различных влияющих на разрешительные процессы структур.

В связи с этим он указал на необходимость «построения настоящей производственной отрасли на рациональной основе, служащей национальным интересам как одному из векторов общего развития».

Однако этому, по его признанию, существует много помех и препятствий, которые необходимо «устранить без промедления, чтобы оживить отрасль». Одной из главнейших он назвал бюрократические препоны, мешающие развитию страны, которые алжирские власти намереваются оперативно устранить.

По данным Теббуна, 57 инвестиционных проектов из общего числа 402, «приостановленных по административным причинам, будут разблокированы» в ближайшее время, благодаря чему «могут быть созданы около 75 000 рабочих мест».

Данная ситуация, по его словам, вызывает вопросы о «истинных причинах этих блокировок», декларированных его же собственными чиновниками. Обычно они объясняли это «нарушениями» несоблюдением различных технических регламентов со стороны представителей бизнеса.

В связи с этим он адресовал им незавуалированные угрозы: «Препятствовать реализации проектов, готовых к запуску, по бюрократическим беспочвенным причинам является антинациональным поведением».

В качестве примера он сослался на приостановленный проект создания неназванного «завода, поскольку площадь, на которой его построили, была превышена на один или два метра». Использование подобных аргументов, по его мнению, является «преступлением против национальной экономики».

Кроме того, глава государства сообщил о «снятии замораживания» по 581 заявке на получение льгот различным инвесторам в конце ноября текущего года. Всего же по данным Министерства промышленности, ему известно блокировке 1500 подобных заявок.

В связи с этим Абдельмаджид Теббун заявил: «Скоро мы увидим, кто из чиновников последует нашему примеру, а кто будет препятствовать этому», обещая навести здесь порядок и предложил инвесторам, «пострадавшим от блокировок» их проектов, обратиться к профильному омбудсмену АНДР, который должен помочь им преодолеть трудности.

Отдельно глава государства рассмотрел ситуацию с различными действиями/бездействиями чиновников. Не случайно, что Абдельмаджид Теббун подчеркнул, что «Правильный руководитель-это тот, кто содействует местному развитию, а не тот, кто ищет предлоги, чтобы не подписывать разрешения, предусмотренные законом».

Также он напомнил о своей инструкции «Защита местных должностных лиц», адресованной, среди прочих, министру юстиции и различным службам безопасности. В этой инструкции глава государства подчеркнул необходимость надзорным и контрольным органам проводить различие между действиями, подпадающими под плохую оценку, но не являющимися «злонамеренными», и целенаправленными «актами злоупотреблений, направленных на удовлетворение личных интересов».

В этой связи президент АНДР призвал чиновников активнее подписывать разрешительные документы и заверил: «Того, кто не воровал, никто не тронет».

Глава государства тем самым попытался защитить государственных служащих, отказывающихся принимать те или иные разрешительные решения из-за боязни дальнейшего преследования, что вело к параличу государственного управления и парализации экономической активности и убийстве предпринимательской инициативы.

Вместе с тем, непонятно, каким образом будут воздействовать на тех, кто тормозит те или иные проекты, руководствуясь существующими должностными регламентами, которые никто не спешит отменять, и опасаясь преследования за «сговор» с иностранными инвесторами со стороны силовиков, также нередко рассчитывающих поживиться за их счет.

Однако по его данным речь в большинстве случаев идет о стремлении алжирских чиновников получать крупные «откаты» за получение различных разрешительных документов на ведение бизнеса.

Причем президент страны прямым текстом указал на уже сложившуюся практику выплаты взяток, «блокирующих экономический подъем. Цель состоит в том, чтобы создать как можно больше проблем, чтобы заставить людей выйти на улицу».

Это поразительное признание из уст первого чиновника страны служит индикатором понимания кризисного положения, и что очень важно для ее решения.

Однако глава государства вновь видит причину проблемы в наличии «заговора». Впрочем, поиск врагов для алжирских руководителей – вещь традиционная и даже неотъемлемая при объяснении ими каких-либо собственных неудач.

И здесь Теббун не был до конца откровенен сам перед собой. Разумеется, действия упомянутых им чиновников крайне вредны для государства, но никакого злого умысла, кроме желания собственного обогащения, у них нет. Причем систему подобных «кормлений» создали на самом алжирском «верху». Они давно стали где дополнительным, а где и основным источником заработка местных чиновников. Которые, в свою очередь, платили за это лояльностью посадившим их на это кормление, гарантируя управляемость той или иной провинции.

Что будет, если этот негласный договор власти и чиновников на местах будет нарушен? Не исключено, что это будет вызовом для него посильнее радикальных исламистов.

Но что Теббун может противопоставить этому и предпринять для исправления ситуации? Для этого прежде всего необходимо полностью изменить принцип работы многочисленного и могущественного алжирского чиновничества, сохранив его лояльность и одновременно сделав его по-настоящему работоспособным. Для этого, однако, придется лишить его значительной части прежних привилегий, что неизбежно вызовет его недовольство. А это несет прямые угрозы для уже выстроенного фундамента государственности АНДР.

В частности, это касается работы тех, кто является опорой и «несущей конструкции» правящего алжирского режима. И если начать этому реально противодействовать, то он может получить в их лице могущественных врагов, что не отменяет давно перезревшей необходимости наводить элементарный порядок.

Заметим, что такая реакция президента Теббуна неудивительна, ведь даже при нынешних высоких нефтегазовых ценах денежные ресурсы Алжира продолжают таять в том числе из-за отсутствия необходимого числа инвесторов в местную экономику, что вызвано прежде всего действиями самих алжирских властей, создающих на своей территории недружественный для ведения бизнеса климат.

Однако для коренного изменения инвестиционной и в целом экономической ситуации должен поменяться коренным образом сам алжирский правящий режим в сторону гораздо большей открытости, означающей утрату значительной части властных полномочий нынешними властителями страны, что в текущих условиях крайне труднодостижимо.

52.23MB | MySQL:103 | 0,542sec