О новых контрактах по покупке вооружений и военной техники в регионе Персидского залива

Декабрь ознаменовался развитием военно-технического сотрудничества арабских государств Персидского залива с рядом западных стран. При этом зачастую формат такого сотрудничества приобретает неожиданные черты. Он отражает как ослабление позиций США на Ближнем Востоке, так и новые подходы администрации Дж.Байдена к развитию американо-саудовских отношений.

3-5 декабря президент Франции Эммануэль Макрон посетил с официальным визитом ОАЭ и Саудовскую Аравию. Договоренности, которые он заключил в ходе своего визита стали своего рода геополитической местью за американский удар, полученный Францией в октябре. Напомним, что тогда Вашингтон объявил о создании нового блока AUKUS в составе США, Великобритании и Австралии. Этот новый военно-политический блок нацелен против Китая. Тогда же американцы буквально увели из-под носа французов контракт на поставку партии подводных лодок для ВМФ Австралии на сумму около 50 млрд  долларов. Визит президента Макрона на Ближний Восток показал, что это было катастрофической ошибкой. Такие ошибки простительно совершать Австралии как третьеразрядной державе, но не умудренной американской дипломатии. В ходе переговоров Макрон подписал контракт на поставку ОАЭ 80 французских истребителей Rafale и 12 военных вертолетов на общую сумму в 19 млрд долларов. Сделка может обеспечить работой 7 тысяч человек. После ее заключения капитализация производителя французской военной авиации, компании Dassault Aviation SA, возросла на 9%.

При этом Макрон использовал нетерпение правительства ОАЭ и его недовольство медлительностью администрации Дж.Байдена, оттягивавшей продажу Эмиратам истребителей F-35. Обещание поставок этой военной техники ОАЭ было дано в качестве вознаграждения за подписание Абу-Даби  «Соглашений Авраама» с Израилем. Общая сумма сделки должна была составить 23 млрд  долларов. В апреле с.г. представитель Госдепартамента США заявил по этому поводу: «Мы подтверждаем, что администрация намерена продолжать выполнение этих договоренностей с Эмиратами даже если мы продолжаем рассмотрение деталей и консультации с целью уточнить обязательства эмиратской стороны до, во время и после поставок. Мы рассчитываем на устойчивый и серьезный диалог с эмиратской стороной для того, чтобы военные поставки способствовали тому, чтобы поддерживать сильное, устойчивое и более безопасное военное сотрудничество между нашими странами». По информации осведомленных источников, США хотели обставить поставку этой военной техники Эмиратам, во-первых, отказом Абу-Даби от сотрудничества с КНР в рамках развития сети 5G в партнерстве с компанией «Хуавэй». Во-вторых, американцы хотели наложить своему союзнику ограничения на то, где и при каких обстоятельствах эту технику использовать. Элита ОАЭ почувствовала себя униженной, но решила не показывать эмоции, по-бедуински отложив месть до нужного момента. Результатом стала сделка с самолетами Rafale, которую можно сравнить с соглашением о поставках российских систем ПВО С-400 Турции. Этот удар американцы испытали в течение нескольких недель после того как американцы выдвинули идею создания нового военно-политического блока под эгидой США в составе ОАЭ, Израиля и Индии. Однако наследный принц Мухаммед бен Заид проигнорировал американские пожелания и предпочел нормализацию отношений с Турцией и Ираном, против которых задумывался новый блок. По иронии судьбы такие разные, но играющие ключевую роль в регионе Ближнего Востока государства как Турция, Иран, Сирия, Саудовская Аравия и ОАЭ не получили приглашение на «саммит демократий», состоявшийся в начале декабря в Вашингтоне. При этом КСА, ОАЭ и Турция по идее являются союзниками США.

Из ОАЭ Макрон направился в Саудовскую Аравию. Он стал первым западным лидером, посетившим королевство после убийства в октябре 2018 года саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Таким образом, французский президент провал блокаду Саудовской Аравии. Саудовское телевидение посвятило немало времени демонстрации кадров рукопожатий улыбающегося Макрона с наследным принцем Мухаммедом бен Сальманом, принимавшего своего гостя во дворце в Джидде. При посредничестве Макрона был официально урегулирован кризис в отношениях Саудовской Аравии с Ливаном. Французский президент позвонил по телефону ливанскому премьеру Наджибу Микати и сумел добиться отставки министра информации Джорджа Кордахи, на чем долго настаивал Эр-Рияд. Впрочем, кризис разрешен лишь частично. Саудовский посол вернется в Бейрут, но экономическая блокада Ливана продолжается. Министр иностранных дел КСА принц Фейсал бен Фархан заявил о том, что «Не существует кризиса в отношениях Саудовской Аравии с Ливаном. Есть кризис между «Хизбаллой» и остальным ливанским народом». Саудовская Аравия пока не объявляла о намерениях закупок французского оружия, но, судя по всему, прорыв французским президентом блокады КСА был мероприятием небезвозмездным. Вскоре, наверняка, мы узнаем о крупных сделках между Парижем и Эр-Риядом.

Впрочем, недавно США также сняли санкции на поставку в Саудовскую Аравию ряда видов современного оружия. По информации телекомпании «Аль-Джазира», 8 декабря с.г. Сенат США заблокировал резолюцию на продажу Саудовской Аравии ракет и ракетоносителей. При этом за резолюцию было подано 30 голосов и 67 – против. Проект резолюции был внесен республиканцами Роном Полом и Майком Ли, а также  демократом Берни Сандерсом. Причиной наложения таких санкций на КСА сенаторы назвали продолжающуюся войну в Йемене, которая уже привела к гибели 233 тысяч человек. Интересно, что Джозеф Байден в начале своего президентства также был сторонником санкций на поставку вооружений в КСА. Во время своей президентской кампании осенью 2020 года он назвал КСА «государством-парией». Однако со временем отношение Байдена к саудовскому союзнику стало более прагматичным, принимая во внимание влияние Эр-Рияда на формирование мирового рынка нефти и его сильные позиции в регионе. В ноябре 2021 года Госдепартамент обратился к Сенат с настоятельной просьбой не принимать резолюцию, так как она «подорвет приверженность президента к помощи нашему союзнику в период, когда его гражданское население подвергается атакам  со стороны ракет и беспилотников».

По информации специального представителя ООН по Йемену Томаса Линдеркинга, в 2021 году Саудовская Аравия 375 раз подвергалась воздушным нападениям со стороны Йемена. 7 декабря правительство КСА обратилось к США, странам НАТО и, как ни странно, к эмирату Катар с просьбой пополнить арсенал королевства ракетами Patriot, так как имевшиеся до того запасы ракетного оружия были потрачены для того, чтобы отбивать атаки хоуситов. Первым проектом в рамках экспорта ракетного вооружения в КСА при новой администрации будут поставки в королевство 280 ракет и 576 ракетоносителей, произведенных компанией Raytheon на сумму в 650 млн долларов.

Таким образом, нынешняя американская администрация существенно изменила свою позицию по военно-техническому сотрудничеству с Саудовской Аравией, принимая во внимание важность партнерства с КСА в регионе. В то же время Франция, пользуясь ослаблением позиций США в регионе, занять нишу США в некоторых сферах, в том числе в поставках вооружений монархиями Персидского залива.

52.25MB | MySQL:103 | 0,584sec