Италия закрепляет свое присутствие на алжирском энергетическом рынке

Подписание 14 декабря алжирской и итальянской компаниями Sonatrach Group и ENI контракта на сумму 1.4 млрд долларов демонстрирует ненужность с точки зрения руководства АНДР дальнейшего реформирования своего инвестиционного законодательства, которое ранее представители зарубежных бизнес-кругов называли «ограничительным» по отношению к инвесторам.

Он был заключен генеральным директором Sonatrach Туфиком Хаккаром и генеральным директором ENI Клаудио Дескальци в присутствии министра энергетики и горнодобывающей промышленности АНДР Мухаммеда Аркаба и посла Италии в Алжире Джованни Апулизе в дополнение к уже действующему стратегическому соглашению о сотрудничестве в области энергетического перехода.

Нынешнее соглашение  является результатом предварительного подписания двух меморандумов о взаимопонимании этих двух партнеров 10 декабря 2020 года в Алжире и 25 марта 2021 года в Милане.

Первое соглашение предусматривало заключение нового контракта на разведку и добычу в районе алжирского нефтегазового бассейна Беркина, одного из основных «энергетических резервуаров» страны.

Таким образом, это первый контракт, подписанный между двумя партнерами с момента принятия в Алжире нового закона об углеводородах 2019 года, предусматривающего упрощение ведения бизнеса в этой стране иностранными компаниями.

Заметим, что данный контракт охватывает общую площадь 7880 кв. км в южной части бассейна Беркин (Berkine South) на юго-востоке Алжира, где Sonatrach и ENI работают с 2013 года (в самом районе Беркин с 1981 года).

Алжирские источники особо отмечают, что район разработки находится в непосредственной близости от уже действующих производственных активов компаний – MLE и CAFC, эксплуатируемых совместным предприятием ENI -Sonatrach. Причем новый проект усилит загрузку данных заводов.

Также он предусматривает активное взаимодействие при его реализации с уже существующими соответствующими объектами на месторождениях района Мензель Леджмет за счет использования дочерних компаний Sonatrach для выполнения намеченных работ.

Что касается развития проекта, то оно предусматривает проведение там дополнительных геологоразведочных и опытно-конструкторских работ в режиме «ускоренного следования», чтобы сократить время, необходимое для начала дополнительного производства и сбыта продукции.

По данным Дескальци и Хаккара, они намерены реализовать здесь амбициозную программу. На первом этапе проект предусматривает ускоренную разработку запасов углеводородов, оцениваемых в 135 млн баррелей нефтяного эквивалента, с запуском производства к концу 2022 года.

В итоге стороны рассчитывают, что они будут получать ежедневно еще 45 000 баррелей в сутки нефтяного эквивалента (BEP). А в будущем объемы добываемых нефти и газа должны дополнительно увеличиться.

Генеральный директор ENI Клаудио Дескальци прокомментировал: «Сегодняшние соглашения свидетельствуют о приверженности Sonatrach и ENI продолжению совместной стратегии ускоренного развития проектов в рамках нашего общего обязательства по ликвидации углеродных выбросов к 2050 году». Речь идет о реализации указанного выше «Миланского договора» — «стратегического соглашения о сотрудничестве в области энергетического перехода».

Оно предполагает совместное развитие возобновляемых и «новых» источников энергии, особенно в таких областях, как производство солнечной энергии, разведка лития (по объемам которого Алжир занимает одно из первых мест в мире), производство биотоплива и производство водорода («зеленого и синего»).

Говоря о данном событии, важно упомянуть, что в целом Италия ежегодно закупает более трети экспортируемого алжирского газа, занимая второе место среди стран-покупателей из Европейского союза. Однако по итогам 2021 года она может обогнать Испанию, претендовавшую на гарантированное сохранение за собой первенства по закупке алжирского газа.

Так, в 2020 году общий объем торговли между Алжиром и Италией достиг почти 6 млрд долларов США, из которых 3.5 млрд долларов (министр энергетики и горнодобывающей промышленности АНДР Мухаммед Аркаб утверждает, что экспорт углеводородов Алжира в Италию за последние три года твердо составляет 4 млрд долларов) приходилось на алжирский экспорт в Италию (преимущественно углеводороды). Импорт из этой страны в обратном направлении (особенно различного оборудования) составил лишь 2.42 млрд долларов.

При этом сейчас отмечается дальнейшая динамика к росту показателей двусторонней торговли за счет алжирского экспорта. Так, только за первую половину 2021 года он составил почти 3 млрд долларов при импорте в 1.23 млрд долларов.

Заметим, что в отличие от ряда других европейских стран торговый баланс между АНДР и Италией всегда был избыточным в пользу первой.

Причем в текущем году Алжир укрепил свои позиции как второго поставщика газа Италии, увеличив долю на ее рынке с 16 до 35% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года.  В 2020 году Алжир экспортировал в Италию 14.8 млрд куб. м газа (или 37.51% от общего объема газового экспорта в 39.46 млрд куб. м), что на 12% больше, чем в 2019 году.

Заметим, что партнерство между Sonatrach Group и итальянской ENI началось с 1981 года. А с 1983 г. обе компании управляют газопроводом TransMed, также называемым Enrico Mattei, соединяющим Алжир с Италией через Тунис и обеспечивающий ежегодную прокачку газа в ЕС объемом до 32 млрд куб. м. Общая же его пропускная способность составляет 33.15 млрд куб. м в год. Это в четыре раза больше, чем у трубопровода Medgaz, идущего в Испанию.

Первое принципиальное соглашение по газопроводу TransMed было подписано сторонами в 1972 году. В 1977 году был заключен договор на его эксплуатацию между Sonatrach Group и ENI, предусматривающий экспорт 12.3 млрд куб. м газа в год в течение 25 лет, впоследствии неоднократно продлеваемый при увеличения мощности его прокачки. Он состоит из трех участков: алжирского (газопровод «Энрико Маттеи»), соединяющий месторождения Хасси-Р’мель с газораспределительной станцией Вади-Сафсаф, расположенной на границе с Тунисом; тунисского (газопровод TTPC-Transtunisien), соединяющий компрессорную станцию Фериана, расположенную на его границе с Алжиром, с компрессорной станцией Кап Бон на Средиземном море в Тунисе. Эта страна за транзит и его техническое обслуживание получает около 6% транспортируемого газа; подводного Sea-line, проходящий от тунисского мыса Бон до Мазара-дель-Валло, точки входа в Италию.

Заметим, что во многом заключение данного соглашения в политическом плане подготовил президент Италии Серджио Маттарелла, побывавший в Алжире с двухдневным визитом в начале ноября текущего года.

По его словам, Алжир, являющийся вторым по значимости поставщиком газа Италии (показательно, что он не указал первого – Россию), остается в области энергетического сотрудничества «центральным партнером» этой страны.

При этом он допустил многозначительную оговорку, согласно которой транслировавшие его источники подали его мысль весьма своеобразно, с намеком, что стороны хотят «укрепить и диверсифицировать двустороннее партнерство» и в этом некоторые алжирские аналитики усмотрели желание потеснить Россию с первого места. И сделано по их мысли это может быть в результате итальянских инвестиций в углеводородный сектор АНДР.

Заметим, что ранее итальянский президент выражал пожелание, чтобы Алжир реализовал обнародованный амбициозный план премьер-министра и министра финансов АНДР Аймена Бенабдеррахмана, направленный на улучшение делового климата с целью содействия диверсификации экономики этой страны для ее будущего развития. Италия хочет сопровождать Алжир на этом пути».

Его дополнил министр иностранных дел Италии Луиджи Ди Майо, заявивший в ходе своего визита в АНДР в декабре 2020 года: «Мы возлагаем большие надежды на продолжающиеся экономические и банковские реформы в Алжире и, прежде всего, на улучшение делового климата, выразив желание, чтобы «в рамках этих реформ было зарезервировано место для Италии».

Одна из причин подобного прорыва Рима в Алжире – отсутствие общих «острых» колониальных страниц истории и точное понимание представителями итальянской политической элиты умонастроений своих коллег из АНДР.

И в этом смысле их попытки «погладить алжирских властителей по шерсти» с расточением к ним лести и выражением им поддержки относительно их амбиций на лидерскую роль в Магрибе, Африке и арабском мире имеют реальный успех.

Так, по словам Маттареллы, «позиции Италии и Алжира в отношении ситуации в Ливии очень близки» и Рим поддерживает «необходимость участия Алжира в Берлинском процессе, который благодаря инициативам в рамках ООН проложил путь к миру в Ливии. Мы высоко ценим в этом плане роль Алжира и с интересом приняли к сведению итоги саммита между соседними странами, состоявшегося в августе на его территории»,- подчеркнул он.

Кроме того, он же выразил недвусмысленную поддержку притязаниям АНДР в Западной Сахаре, заявив, что данная проблема должна быть «решена справедливо в целях права сахарского народа» (то есть в стремлении к независимости от Марокко – авт.).

И, наконец, президент Маттарелла открыто выступил «за равноправное партнерство, основанное на взаимных интересах, между Европейским союзом и Алжиром, ключевым игроком в Средиземноморье и Африке. Новая повестка дня для Средиземноморья, одобренная в последние месяцы ЕС при поддержке Италии, четко указывает на осознание необходимости двигаться в этом направлении. Мы также считаем, что экономический и инвестиционный план для региона, предложенный европейскими институтами, может сыграть важную роль в поддержке экономического развития Алжира», — подчеркнул он.

В свою очередь, министр иностранных дел и международного сотрудничества Италии Луиджи Ди Майо заявил во время своего визита в Алжир в декабре 2020 года о значимости отношений с ним, подчеркнув, что Алжир стал в 2019 году первым партнером Италии в регионе MENA (страны Северной Африки и Ближнего Востока) и выразил желание своей страны диверсифицировать области сотрудничества с Алжиром помимо углеводородов, приведя в качестве примера инфраструктуру, транспорт, технологические инновации, агросектор, телекоммуникации.

По его мнению, алжирский рынок имеет множество преимуществ, включая молодую и квалифицированную рабочую силу и низкую стоимость энергии», и потому, как признал итальянский дипломат, «Мы хотим пойти очень далеко с Алжиром».

По их мнению, изменения 2019 года лишь имеют «косметический» характер. Однако в условиях беспрецедентного роста цен на газ даже эти минусы стали перевешивать плюсы от сотрудничества. Причем ноябрьское подписание соглашения с французской компанией Total на производство в алжирском Арзеве полипропилена лишь подкрепляет подобную убежденность лидеров АНДР.

В любом случае, заключение данного контракта фактически на «старых» условиях (наблюдатели считают, что лишь отмена «правила 51/49, согласно которому иностранные компании могут работать в АНДР только совместно с алжирскими партнерами, причем имея доля в таких проектах не выше 49 процентов, может свидетельствовать о реальном пересмотре инвестиционных законов) фактически закрывает обсуждение относительно полноценного изменения соответствующих законов АНДР.

Интересно, что отдельные источники «из официальных» кругов стали более выразительно утверждать, что власти опасаются идти на «радикальный инновационный модернизационный переход, вызвавший противодействие со стороны алжирцев, заявляющих, что это приведет к передаче национального богатства транснациональным корпорациям».

Впрочем, несмотря на столь позитивные для Алжира новости относительно расширения сотрудничества с ENI, пока ожидаемое получение подобных инвестиций не решает для него проблему стратегически. Согласно последним расчетам, для комплексной модернизации энергоотрасли этой страны требуется порядка 50 млрд долларов уже в ближайшей перспективе и еще как минимум 30 млрд – в среднесрочной. Их получение позволит не только стабилизировать снижение показателей добычи и экспорта голубого топлива из этой страны, но и заметно увеличить их после 2030 года.

Но пока готовых вложить в АНДР подобные суммы не наблюдается. К тому же ценность Алжира как партнера снизится в результате неизбежной корректировки газовых цен.

При этом заметим, что Алжир, так заботящийся о том, чтобы «не попасть в иностранную кабалу», уже допустил сильный крен в сторону итальянской ENI. В том случае, если эта компания «возьмет» активы уходящих отсюда британских компаний, включая BP и особенно их долю на крупном газовом комплексе в Ин-Аменасе, по сути, тем самым она уже поставит эту страну в эксклюзивное зависимое от нее положение.

Напомним, что уже сейчас ENI является самой важной международной компанией, работающей в Алжире. Объем его производства составляет 95 000 баррелей нефтяного эквивалента в день, а в случае реализации нового соглашения это количество увеличится до 140 тысяч в день. И это будет уже иметь серьезное политическое влияние с риском того, что Рим впоследствии попытается на этом основании выкручивать алжирским лидерам руки или использовать полученным таким образом привилегированный статус эксклюзивного партнера себе в выгоду иным способом. И хотя пока это весьма маловероятный сценарий развития событий, в будущем это может стать реальностью.

52.26MB | MySQL:103 | 0,466sec