Об угрозе климатических рисков в Южном Судане

Рекордные по масштабам воздействия и продолжительности наводнения в Южном Судане стали самыми разрушительными за последние 60 лет и уже приводят к критическим последствиям для всей социально-экономической системы страны. Такая ситуация обусловлена резкими климатическими изменениями и слабой готовностью молодого государства и общества к новым климатическим вызовам. C июля 2021 года непрекращающиеся наводнения затронули уже 850 тысяч человек в 33 из 78 провинций Южного Судана (это на 50 тысяч человек больше, чем в ноябре с.г.).

Наводнения нанесли непоправимый ущерб местной экономике и лишили большое число домашних хозяйств и фермеров средств к существованию и доходов. Наряду с известными проблемами в сфере продовольственной безопасности, голода и логистики, стихийные катаклизмы ведут к новой масштабной угрозе. Речь идет об активном распространении через зараженную воду и в отсутствие санитарно-гигиенических защитных средств различных болезней, в том числе тифа, холеры, диареи и других кишечно-желудочных заболеваний. Во многих затронутых бедствием регионах население сигнализирует о проблемах с доступом к питьевой воде. Гуманитарное сообщество не справляется: в последние месяцы только половина от 840 тысяч пострадавших жителей Южного Судана смогли получить по каналам ООН помощь в виде питьевой воды и санитарно-гигиенических средств.

Наибольшую тревогу вызывают недавние сообщения от Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о распространении в провинции Джонглей новой неизвестной болезни, от которой официально на декабрь с.г. умерло около 100 человек. При этом, эксперты ВОЗ предполагают, что реальные цифры могут оказаться на порядок выше. Миссия ВОЗ сейчас в Южном Судане, чтобы разобраться в ситуации. Именно провинция Джонглей является одним из эпицентров наводнения, которое привело к заражению воды и почвы и массовой гибели скота.

Распространение болезней оказывает сильнейшую нагрузку на систему здравоохранения в стране и осложняют и без того непростую ситуацию с распространением коронавируса. По состоянию на 15 декабря в стране полностью вакцинировано 1.6% населения. Наводнения затрудняют мониторинг ситуации и принятие превентивных мер.

Климатические катаклизмы таким образом создают угрозу для экономического развития страны и создают риски для политической дестабилизации и нарастания социальных протестов в 2022 году. Одним из главных последствий может стать эскалирующий рост массовой миграции населения в соседние страны и в первую очередь в Западную Африку причем уже в ближайшие месяцы.

В связи со складывающейся ситуацией ряд политологов предполагают, что имеются высокие шансы для распада нынешнего переходного правительства национального единства до проведения всеобщих выборов в стране. В октябре с.г. президент Южного Судана Ш.Киир анонсировал планы по проведению таких выборов в конце 2023 года. Однако его главный оппонент от оппозиционных сил и вице-президент переходного правительства Р.Машар выступил против такой идеи до выполнения ключевых пунктов мирного соглашения 2018 года, среди которых наиболее принципиальное и до сих пор не реализованное – создание единой национальной армии. Также Р.Машар высказал другое важное условие для проведения выборов – проведение общенациональной переписи, причем только после возвращения миллионов южносуданских беженцев из соседних стран. Понятно, что в условиях климатических катаклизмов и массового оттока населения реализация этих условий до 2023 года выглядит утопичной. Публичные прения двух политиков свидетельствуют о росте внутренней напряженности и конфликтности, что может вновь подвести Южный Судан к очередному порогу гражданской войны.

Ожидаемая существенная финансовая помощь от Международного валютного фонда и других финансовых институтов безусловно важна и поможет снять напряжение на гуманитарном фронте, но ее будет недостаточно для преодоления внутриполитических противоречий, которые будут только нарастать в случае повторения климатических шоков. Также рост социальных протестов со стороны гражданских, демократических сил будет тормозить экономическое развитие.

Одной из главных причин роста напряженности являются локальные межплеменные конфликты, возникающие в результате массовых вынужденных переселений населения под воздействием наводнения. Эта проблема особенно обострилась в провинции Западная Экватория, где с сентября с.г. обострилась вооруженная борьба между конкурирующими повстанческими группами и в столкновениях было убито несколько десятков человек, преимущественно гражданских лиц. Столкновения возникают между местным населением и вынужденными переселенцами в борьбе за доступ к продовольствию, чистой питьевой воде и другим важнейшим средствам к существованию.

Таким образом, климатические шоки во второй половине 2021 года создали дополнительные предпосылки для дестабилизации политической ситуации в Южном Судане еще более подвесили перспективы политического регулирования. Более того, они усилили угрозу эскалации гражданского и межкланового конфликта. В пользу такого сценария свидетельствует и растущий скептицизм наряду с озабоченностью со стороны международного сообщества. Климатические шоки при этом могут иметь далеко идущие последствия для Южного Судана, особенно в плане угроз ухудшения эпидемиологической обстановки и распространения новых заболеваний через заражение воды и почвы, ведущих к массовой гибели не только скота, но и людей. Повторение климатических угроз в 2022 году может стать настоящей катастрофой для этой страны, поскольку эффективных решений и инструментария для превентивного реагирования на национальном уровне пока так и не выработано.

62.83MB | MySQL:102 | 0,588sec