Франция и решение международного уголовного суда

Париж «настоятельно требует» от Судана «в полном объеме сотрудничать» с Международным уголовным судом /МУС/ в Гааге, который 4 марта выдал ордер на арест президента Судана 65-летнего Омара аль-Башира в связи с преступлениями, совершенными в суданской провинции Дарфур. Такой была первая реакция официального Парижа на решение МУС. Ее представил официальный представитель МИД Франции Эрик Шевалье.

МУС обвинил главу Судана в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Ранее выдвигавшееся против Аль-Башира обвинение к геноциде МУС не подтвердил. Тем самым Аль-Башир стал первым действующим главой государства, в отношении которого МУС выписал ордер на арест.

По данным ООН, с 2003г., когда разразился кризис в Дарфуре, где с одной стороны его участниками являются суданская армия и поддерживаемые Хартумом арабские милицейские формирования джанджавид, и вооруженные отряды негроидных племен — с другой, там погибли 300 тысяч человек, еще 2,7 млн стали беженцами. Со своей стороны Хартум утверждает, что за указанный период в Дарфуре погибли «всего» 10 тысяч человек.

Ранее, в мае 2007г., МУС уже выписал мандаты на арест двух лиц, близких к Хартумскому режиму — министра по гуманитарным вопросам Судана Ахмеда Харуна и главаря формирований «джанджавид» Али Кошейба, однако Аль-Башир отказался выдать их.

По словам Шевалье, Франция «настоятельно требует от Судана в полном объеме сотрудничать с МУС в части, касающейся выполнения решений, принятых судьями, а также в соответствии с обязательствами, вытекающими из резолюции 1593 Совета Безопасности ООН». «Борьба против безнаказанности неотделима от поиска путей достижения мира как в Дарфуре, так и в других точках мира», — подчеркивалось в заявлении. В нем указывалось, что Франция «полна решимости продолжить свои усилия, направленные на достижение политического урегулирования /проблемы Дарфура/». «У кризиса в Дарфуре не может быть иного решения, кроме политического», — отметил Шевалье.

Одновременно представитель МИД Франции указал на «необходимость продолжения операций по оказанию гуманитарной помощи населению провинции и развертыванию там Совместных сил по поддержанию мира в Дарфуре /UNAMID/ в рамках договоренностей, ранее достигнутых между Суданом, ООН и Африканским Союзом, а также при уважении положений резолюций Совета Безопасности ООН».

В сентябре прошлого года Франция вызвала гневную реакцию со стороны неправительственных правозащитных организаций, когда она заговорила о возможности использования статьи 16 Статуса МУС, которая позволяет приостанавливать уголовное преследование той или иной персоны на основании соответствующего запроса Совета Безопасности ООН. Выступивший с этим предложением президент Франции Николя Саркози подчеркнул тогда, что подобная отсрочка возможна только в случае «радикального» изменения политики Хартума в Дарфуре и его готовности в полном объеме сотрудничать с мировым сообществом в вопросах урегулирования конфликта. Судя по всему, убедившись, что Хартум не намерен делать ни то, ни другое, Париж заметно ужесточил свою позицию. Это нашло свое отражение в упомянутом выше заявлении Шевалье.

Теперь, после известного решения МУС, французские политологи видят по меньшей мере четыре возможных сценария развития ситуации вокруг Судана.

Первый из них связан с возможностью госпереворота. «Морковь поспела /решение МУС состоялось/. Вопрос теперь — с каким соусом ее съедят», — образно полагает французский специалист по Судану из Национального центра научных исследований Жерар Прунье. Теперь, полагает он, в партии Аль-Башира Национальный конгресс /НК/ — может пройти внутренний переворот, в результате которого у власти окажется политическая фигура, нейтральная в глазах МУС. Среди возможных преемников Аль-Башира называют вице-президента Судана Али Османа Таху и советника президента Нафи Али Нафи. Ключевую роль в таком дворцовом по характеру перевороте может сыграть шеф суданских спецслужб Салах Гош. Не исключается также чисто военный переворот. Впрочем, этот сценарий в глазах другого французского политолога — Алекса де Вааля — считается маловероятным.

Второй сценарий предусматривает повторение рейда действующих в Дарфуре формирований на Хартум. Его считает наиболее вероятным уже упоминавшийся Алекс де Вааль. Главным действующим лицом в таком сценарии он называет Движение за справедливость и равенство /ДСР/ — самое мощное из повстанческих движений, действующих в Дарфуре. Оно может предпринять новую атаку на Хартум несмотря на то, что недавно подписало с суданскими властями соглашение о прекращении огня. Первую такую атаку ДСР предприняло в мае 2008г., когда суданские правительственные войска после кровопролитных боев с трудом отбили наступление повстанцев. К тому же ДСР тесно связано с бывшим «серым кардиналом» Хартумского режима Хасаном ат-Тураби. Это обстоятельство может облегчить для ДСР новую попытку наступления.

Третий сценарий связан с ужесточением существующего в Хартуме военного режима генерала Аль-Башира. И здесь, как представляется, для России необходимо очень деликатно разобраться с вопросами целесообразности военно-технического сотрудничества /ВТС/ с Суданом. Не секрет, что поставки российской военной техники в эту страну идут взамен на обещание режима не применять ее в конфликтных точках. Но кто может проконтролировать, как Хартумский режим выполняет это обещание? Тем более, нет сомнений, что Судан, оказавшийся в международной изоляции, будет пытаться расширить ВТС с Россией.

Четвертый сценарий предусматривает сохранение существующего в Судане статус-кво. Это случится в случае, если мировое сообщество не сможет оказать необходимого давления на режим Аль-Башира.

В целом представляется, что Франция, осознав невозможность конструктивной работы с существующим в Хартуме режимом, будет ужесточать свою позицию по отношению к нему. Подтверждение тому — резко негативная реакция Парижа на демарш Хартума, который в ответ на решение МУС объявил 5 марта о выдворении из Судана неправительственных гуманитарных организаций. «Мы поддерживаем требование, заявленное генеральным секретарем ООН и адресованное правительству Судана — вернуться к его решению аннулировать разрешения на право работы в Судане, выданные ранее ряду гуманитарных организаций», — заявил заместитель официального представителя МИД Франции Фредерик Дезано. «Продолжение гуманитарных операций в Дарфуре является жизненно важным для более чем 4 млн человек, включая 2,5 млн беженцев, — заметил он. — Прекращение работы гуманитарных организаций в Дарфуре усугубит страдания проживающего там населения».

Одновременно с поддержкой действий UNAMID Франция, судя по всему, активизирует поддержку ряда повстанческих группировок, действующих в Дарфуре, и в частности, Суданская освободительная армия. Примечательно, что ее лидер Абдель Вахид Мохаммед Нур в момент объявления решения МУС находился в Париже. Он немедленно приветствовал это решение, назвав его «великой победой для всех жертв в Дарфуре и Судане». Решение МУС приветствовало и ДСР, призвавшее «все группы сопротивления объединиться и сотрудничать с тем, чтобы выдать Аль-Башира Международному уголовному суду».

52.22MB | MySQL:103 | 0,534sec