Издание «Единый подход Турции к обеспечению безопасности». Часть 25

В 2020 году в турецкий свет вышла книга «Целостный подход Турции к обеспечению безопасности». В подзаголовке этой книги значится «От энергетики – к здравоохранению, от миграции до внутренней и внешней безопасности, многомерная национальная оборона».

Книга была издана компанией оборонно-промышленного комплекса STM и созданным при ней издательством Think Tech. Технологический мозговой центр.

Продолжаем разбираться с этим изданием. Часть 24 нашего обзора турецкого издания опубликована на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=82583.

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы перешли к разбору главы под заголовком «Контроль и безопасность воздушного пространства: воздушные и ракетные системы обороны» и, в частности, подраздела, который называется как «Система FD 2000 снова обостряет отношения с США».

Сразу заметим, что, турки, так в итоге, и не купили китайские системы ПВО, отменив решение тендерного комитета в 2015-м году в ходе Саммита «Большой двадцатки», который прошёл в Анталье.

Зная турецкий характер, можно считать, что на расторжение сделки с китайцами турки пошли под какие-то обещания американцев – допустим, следовало бы ожидать, того, что американская сторона поставит туркам альтернативные системы и / или же Турции будет оказана помощь в каких-либо региональных вопросах.

Напомним, что в 2015-м году Россия объявила о вхождении в гражданскую войну в Сирии на стороне официального Дамаска, невзирая на протесты и альтернативные «интересные» предложения по стороны Турции.

После чего, Турция выступила с предложением к НАТО объявить над Сирией или, хотя бы, вдоль сирийско-турецкой границы бесполётную зону. Однако, данное предложение было не поддержано. Равно как и не были осуществлены поставки Турции альтернативной техники, взамен той, от которой она отказалась, пойдя на аннулирование результатов конкурсной процедуры с Китаем. Так что, сложно усмотреть подо что и под какие обещания Турция пошла на расторжение сделки с китайцами. Скорее всего, следует считать, что американцы попросту «простили» Турции свои обещания.

Однако, возвращаемся к 2013 году, когда решение в пользу китайских системы ПВО было принято. Про эти события рассказывает генерал-лейтенант в отставке Алпаслан Эрдоган, который активно участвовал в работе в то время. В частности, в прошлой части нашей публикации, мы цитировали его рассказ об угрозах ввести против Турции санкции, которые начали поступать к Турции от официальных американских лиц в 2013 году.

Цитируем отставного турецкого генерала:

««Хороших вам переговоров с Китаем, генерал», — сказал он (глава американской делегации – И.С.) и попросил разрешения (в смысле «откланяться» — И.С.). Затем они говорят то же самое заместителю главы Управления по оборонной промышленности Мурату Баяру. Мурат-бей говорит: «Мы благодарим вас, мы восполняем наши недостатки» (в ответ на угрозы введения американских санкций, Турция говорит о том, что благодаря санкциям она восполняет пробелы в своем собственном, национальном оборонно-промышленном комплексе – И.С.).

Вот что имели в виду ребята, когда в тот день была выбрана китайская система, поэтому сегодняшние ограничения не являются сюрпризом (речь идет о тех ограничениях, которые наложили на Турцию США из-за закупки систем С-400 – И.С.).

Другими словами, это (то есть, турецкие попытки приобрести систему ПВО дальнего радиуса действия – И.С.) — одна из причин, почему с 2013 года отношения (с американцами – И.С.) были такими проблемными. Вот как я объясняю важность этого проекта.

Это – такой проект, в котором кандидатами (на то, чтобы быть поставщиками Турции – И.С.) являлись четыре из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН. Другими словами, совместно Франция и Италия, Великобритания – исключение, Китай, Россия и США – все соревнуются за этот проект. То есть, таким образом, можно проиллюстрировать важность этого проекта. Это — очень большой проект. В этой гонке за доминирование или за то, чтобы сделать кого-то технологически зависимым, все участвуют в большой гонке. Поэтому я думаю, что даже если бы была выбрана китайская система или французская система, американцы все равно отреагировали бы таким же образом».

Следующий раздел издания называется как «Новый шаг для системы противовоздушной обороны».

Цитируем турецкое издание:

«Турция никогда не отказывалась от своих усилий по приобретению системы противовоздушной и противоракетной обороны, которая имеет первостепенное значение для ее национальной безопасности, несмотря на все попытки предотвратить, ввести эмбарго и ограничить ее. Компания STM (издатель рассматриваемой нами книги – И.С.) также внесла большой вклад в запуск проектов противовоздушной обороны».

Генерал-лейтенант в отставке Алпаслан Эрдоган объясняет этот вклад следующим образом:

«В результате технико-экономического обоснования, проведенного по заказу со стороны STM в 2007 году, Управление оборонной промышленности и Генеральный штаб провели совместное заседание, и была составлена ​​инвентаризация компетенций. В этом исследовании был сделан вывод, что на очень малой высоте проблемы нет и ее можно решить. Был сделан вывод, что это можно делать в зенитно-ракетных комплексах на малых высотах, а на средних — с некоторыми ограничениями.

Но оказалось, что у нас — очень ограниченные возможности на большой высоте. В конце 2007 года было сказано, что мы должны начать все эти проекты как единое целое, и эти проекты были начаты.

Я хотел бы подчеркнуть, что, хотя STM, как может показаться со стороны, оказывала (лишь) внешние консультации в этих проектах, она (эта компания – И.С.) внесла в них важный вклад».

Мустафа Кавал напоминает, что первым проектом Управления по оборонной промышленности, созданного в 1985 году, была поставка маловысотного ракетного комплекса ПВО, и что Roland, ADATS и Crotale были среди первых кандидатов.

Следующий раздел книги носит название «Многоуровневая архитектура противовоздушной обороны и турецкие проекты».

Как отмечается в издании, до недавнего времени, тема противовоздушной обороны рассматривалась в основном с точки зрения самолетов и вертолетов.

Эксперт издания Мустафа Кавал обращает внимание на тот факт, что с новыми разработками крылатые ракеты, баллистические ракеты, БПЛА и дроны представляют собой воздушные угрозы, которых необходимо избегать, и он описывает необходимость многоуровневой архитектуры противовоздушной обороны следующим образом. Цитируем турецкого эксперта:

«Невозможно избежать всех угроз с воздуха с помощью артиллерийских орудий или ракет, действующих на одном расстоянии и на одной высоте. Для этого нужна слоистая структура. Конечно, в противовоздушной обороне очень важно время реакции. Потому что самолеты — такие быстрые. Баллистические ракеты выходят из атмосферы, снова входят и летят к вам с аномальным ускорением. Чтобы эффективно использовать время реакции, в этой многоуровневой противовоздушной обороне возникают трудности с запуском.

Другими словами, ваши системы связи должны работать в реальном времени или близком к реальному времени. Желательно, чтобы они передавались автоматически в цифровом виде, а не по телефону. Это должно быть полностью автоматизировано. Конечно, мы всегда заставляем (именно – И.С.) людей нажимать на спусковой крючок в качестве фактора безопасности, но другие процессы выполняются автоматически. В этом смысле, когда мы начинали как слой (то есть, разрабатывать многослойную систему обороны – прим.), мы начинали с самой низкой высоты в качестве первой компетенции».

Мустафа Кавал так описывает развитие турецких проектов противовоздушной обороны:

«Совместное производство Stinger началось с консорциума. Это – ракета с очень коротким радиусом действия, эффективная на 5-6 километрах. Создание (компании) ROKETSAN фактически обусловлено целью производить летательные и пусковые двигатели Stinger. Целью создания нашей фабрики по производству электрооптики с микроуправлением (MGEO) в Акюрте снова является проект Stinger. Но, конечно, Stinger запускается с плеча. И из-за этого у него есть определенная эффективность. Он находится в руках одного солдата и не зависит от системы командования и управления. Затем возникла идея Stinger, установленного на платформе (KMS).

Это – уже 1990-е годы. Лидер консорциума в Германии обращается (к Турции – И.С.): «Нам это нужно, давайте сделаем это вместе». Наша команда ведет переговоры: Вносите нам предложения, делайте кабели, есть блок распределения питания, делайте. Это система – похожая на Stinger, установленная на платформе.

Потом мы сказали, что пойдем своим путем. Работа началась оттуда, но, как я уже сказал, в то время в Aselsan ничего не двигалось. Мы просто делали электронные упаковки для беспроводной связи.

В то время мы начали заниматься темой по управлению двигателями и сервоприводами, и в 1992 году президентское Управление по оборонной промышленности (SSB) поставило перед нами задачу. Оно подготовило исследование.

Насколько я помню, они дали бюджет около 600 тысяч долларов. Мы передали 150 из них Thales и 150 из них Raytheon, и мы попросили их смоделировать, как можно развить эту систему, что будет этому способствовать. С этого мы начали свои проекты противовоздушной обороны.

Контракт на прототип мы подписали в 1995 году, первые прототипы были выпущены в 1998 году. Но затем потребовалось три года, до 2001 года, чтобы перейти к контракту на массовое производство.

В проекте также участвовали Военно-морской флот и авиация. В ВВС заявили: «Мне не нужны гусеницы, мне нужны колеса». В Сухопутных войсках сказали: «Я хочу, чтобы были и гусеницы, и колеса».

Было создано две разные конфигурации. Одна — с 8 ракетами (Atılgan), другая — с 4 ракетами (Zıpkın). Есть две разные пусковые установки. Пусковые установки из США. Проект — такой.

Первая поставка произведена в 2004 году. В 2006 году Генштаб передал его в Управление по оборонной промышленности, чтобы все проекты ПВО реализовались бы одной структурой. Там компания STM разработала технико-экономическое обоснование. Параллельно Управление по оборонной промышленности поставило перед Aselsan и ROKETSAN миссию по отдельному технико-экономическому обоснованию.

Когда мы рассмотрели наши текущие возможности, согласно технико-экономическим обоснованиям, в тот период времени, наш ответ был таков: «Мы сделаем (системы) для малых высот, проблем нет. Мы будем испытывать сложности на средних высотах. Но мы не можем делать (систему) для больших расстояний». Затем были опубликованы документы, приглашающие подать (технико-экономическое) предложение».

Вот, собственно, как выглядит история с размещением зарубежных заказов Турцией на поставку систем ПВО дальнего радиуса действия. Заметим, что сегодняшняя позиция Турции – такова, что ей недостаточно просто получить в свое распоряжение недостающие образцы техники. Турция заинтересована именно в трансфере недостающих для себя технологий. Отсюда и весьма длинные, непростые переговоры между Россией и Турцией по поводу поставки второй очереди систем С-400, где турки настаивают на технологическом трансфере.

Следующий раздел книги, посвящен проекту Korkut (в переводе с турецкого, название проекта звучит как «Напугай!»):

Как отмечается экспертом издания Мустафой Кавалом, Korkut, который, в настоящее время, поступил на производство, превратился в контракт в 2010 году, а проекты на малых и средних высотах начались в 2011 году. Цитируем:

«В то время мы, конечно, начали с Oerlikon. Теперь это – Rheinmetall (немецкий гигант оборонно-промышленного комплекса – И.С.). Управление по оборонной промышленности (SSB) запросило предложения у Rheinmetall и Aselsan. SSB сказали: «Мы передадим вам этот проект, но вы также сделаете боеприпасы». Мы же сказали: «Как Aselsan, давайте мы не будем производить боеприпасы, это — не наша работа». Когда Управление по оборонной промышленности заявили: «Тогда мы не отдалим вам и оставшуюся часть контракта», мы согласились: «Хорошо, мы также сделаем боеприпасы».

Korkut — это 35-миллиметровая пушка для установки на бронетранспортере. Мы сказали Rheinmetall: «Мы сделаем её сами. Мы также хотим сделать радар сами, и мы сами замкнем контур управления системой». Потому что тогда есть контроль над системой.

Генеральный директор фирмы (Rheinmetall – И.С.) сказал: «Извините, мы не торговцы железом. Мы не отдадим его вам». Мы же развернулись и пошли своим путем. Хорошо, что так все получилось. Но больше всего нас волновало, как разработать эти боеприпасы. Система была отчасти проще для нас, но мы много пробовали с боеприпасами».

Мустафа Кавал подчеркивает, что на Korkut, который был «подписан» в 2011 году, успешно осуществляется массовое производство. Параллельно с этим были модернизированы 100 с лишним 35-мм орудий, находящихся на вооружении, и они сделали пригодные для использования умные боеприпасы с разделяющимися головными частями. Цитируем:

«Мы также модернизируем его радар. Кроме того, мы удаляем старый радар Oerlikon, называемый D9, вместо этого мы поместили систему нового поколения, которую мы называем устройством управления огнем (AIC), в инвентарь, на котором есть радар поиска и управления огнем.

AIC также может управлять ракетами. Сейчас они все переданы на склад (в смысле поставлены на вооружения – И.С.), они успешно используются, но мы начали с 35-мм боеприпасов, разработка которых нас очень беспокоила, в настоящее время у нас есть Директорат программы «Умные боеприпасы». У нас есть дорожная карта не только на 35 мм, но и до 155 мм. Другими словами, умные боеприпасы теперь стали нашей сферой деятельности.

Собственно, сами боеприпасы мы не делаем, мы делаем внутри небольшую электронную схему, блок программирования. Мы программируем боеприпасы на выходе из дульного среза, оцениваем данные радара, начальную скорость и рассчитываем время полета, за которое он достигнет цели. Мы подсчитываем, сколько секунд он будет идти к цели, и, покидая ствол, мы сообщаем боеприпасам, как далеко он пролетит, и множество частиц распадается перед этой целью, действуя как металлическое «покрывало». При скорострельности 1100 выстрелов в минуту некоторые частицы обязательно касаются цели».

Мустафа Кавал говорит следующее об использовании этих программируемых боеприпасов с системой Korkut вместо системы Phalanx на кораблях:

«Когда мы завершили нашу квалификацию в проекте Korkut, мы предсказали, что он также может быть использован на военно-морских платформах. Мы написали письмо в SSB о том, что хотим поработать над этим вопросом и начали разработку прототипа собственными силами. Конечно, Phalanx — это система, к которой привык и которую использует наш флот, и у нее есть эффективность. Потребовалось время, чтобы убедить структуру, что она (система) может показать ту же самую эффективность.

Но сейчас все идет хорошо. Мы поставили (орудие – И.С.) на корабль ВМФ, провели стрельбы. Сейчас у него (проекта – И.С.) — вторая фаза, но два месяца назад мы подписали договор купли-продажи в азиатскую страну. Параллельно было решено пройти службу на платформе в ВМС Турции. Проект успешно продвигается. Наша цель — как можно скорее поставить его на вооружение ВМФ. Мы также верим в дизайн, который делаем, мы проанализировали его эффективность, за этим стоит серьезная инженерная работа. К тому же, когда мы смотрим на Phalanx, мы видим преимущество в дальности стрельбы. Таким образом, его эффективная дальность составляет 4 километра, а Phalanx — около 3 километров. Он имеет преимущество по дальности не менее 1000 метров. Phalanx делает 4500 выстрелов в минуту. Она (наша система – И.С.) делает 1100 выстрелов в минуту, по 550 выстрелов из каждого из двух стволов. Но в каждом снаряде — по160 частей. Другими словами, мы считаем, что это — более эффективно».

62.89MB | MySQL:102 | 0,591sec