Что стоит за информацией о возможном включении ОАЭ в «серый список» ФАТФ

Согласно отчету Bloomberg News, Объединенные Арабские Эмираты рискуют быть включенными в «серый список» глобальных финансовых надзорных органов стран, подлежащих большему надзору, за неспособность должным образом бороться с отмыванием денег и финансированием терроризма. Неназванные источники сообщили Bloomberg, что Целевая группа по финансовым мероприятиям (ФАТФ) склоняется к включению ОАЭ в свой «серый список» в начале этого года. Это было бы одним из самых значительных шагов организации на сегодняшний день, учитывая положение ОАЭ как крупного финансового центра на Ближнем Востоке. Ожидается, что ФАТФ примет соответствующее решение на пленарном заседании, запланированном на конец февраля. ОАЭ представили отчет ФАТФ в ноябре, но источники сообщили Bloomberg, что страна не достигла многих пороговых значений, необходимых для того, чтобы не попасть в «серый список». Тем не менее, по их словам, у эмиратских чиновников все еще есть шанс заявить о своей позиции в ФАТФ, в том числе во время запланированной поездки делегации ОАЭ в Париж в ближайшие недели.

Хамид аль-Зааби, генеральный директор Исполнительного управления ОАЭ по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, сообщил, что страна «очень серьезно относится к этому вопросу» и «сотрудничает с высококвалифицированными и опытными специалистами, имеющими опыт работы в соответствии с лучшими международными практиками и стандартами. ОАЭ полностью привержены поддержанию целостности международной финансовой системы, что включает в себя тесное сотрудничество с нашими партнерами по всему миру в борьбе с финансовыми преступлениями». «Серый список» ФАТФ распространяется на страны, которые имеют «стратегические недостатки в своих режимах борьбы с отмыванием денег, финансированием терроризма и финансированием распространения», но по-прежнему привержены решению этих проблем «оперативно». Представитель ФАТФ сказал, что они не могут комментировать эти сообщения, но сослался на отчет этой организации, опубликованный в апреле 2020 года, в котором было сообщено, что ОАЭ добились улучшений, но указано, что страна продолжает сталкиваться с серьезными рисками, когда речь идет об операциях по   отмыванию денег. После этого предупреждения правительство ОАЭ предприняло многочисленные шаги для лучшего соответствия мировым финансовым стандартам, в том числе выпустило новые руководящие принципы, создало суды, специализирующиеся на финансовых преступлениях, и создало Управление по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Тем не менее, Соединенные Штаты в настоящее время квалифицируют ОАЭ как юрисдикцию «крупного отмывания денег».

Устав ФАТФ, созданной Группой семи крупнейших экономик (G7), требует, чтобы решение о включении той или иной страны  в «серый список» было принято  «значительным, но неопределенным большинством ее членов».   Если такое решение состоится,  то   ОАЭ присоединятся к 23 странам, включая Сирию, Йемен, Южный Судан, Иорданию, а также Турцию, которая была внесена в «серый список» в октябре прошлого года. Абу-Даби является домом для суверенных фондов благосостояния с активами более чем на 1 трлн долларов, в то время как в Дубае находится региональная штаб-квартира большинства транснациональных кредиторов, и в последние десятилетия он переживает бум благодаря легкому финансовому регулированию и низким налогам. Включение ОАЭ в «серый список» стало бы серьезной политической и экономической неудачей для богатой нефтью страны на фоне растущей конкуренции со стороны  Саудовской Аравии. В прошлом году Эр-Рияд объявил, что любая компания, стремящаяся заключить контракты с правительством Саудовской Аравии, государственными компаниями и фондом суверенного благосостояния королевства, должна будет разместить свою региональную штаб-квартиру в стране к 2024 году. В докладе Международного валютного фонда также указывается, что «серый список» ФАТФ может значительно и негативно повлиять на краткосрочный приток капитала в ОАЭ. В докладе говорится, что это приведет к сокращению прямых иностранных инвестиций и обойдется в эквивалент 3% ВВП, что будет примерно равно 10 млрд долларов США, исходя из данных Всемирного банка о ВВП ОАЭ.

В этой связи ряд эмиратских источников указывают на синхронность этих утечек о возможных рестрикциях в отношении ОАЭ с  растущим давлением Вашингтона на Абу-Даби по ряду вопросов, начиная от отказа от ряда портовых инфраструктурных проектов с китайскими компаниями и заканчивая ужесточением санкций против Ирана. В частности, имеется в виду поставки сомалийского древесного угля из Ирана в ОАЭ.  Соединенные Штаты в конце декабря направляли  высокопоставленную правительственную делегацию в ОАЭ,  в рамках которой они встречались в том числе с руководством крупных эмиратских  банков по поводу обеспокоенности соблюдением санкций против Ирана. Этот шаг предполагает, что Вашингтон стремится усилить экономическое давление на Тегеран на фоне сомнений Запада в решимости Тегерана спасти ядерное соглашение 2015 года, и также связано с тем, что ОАЭ, союзник США, работает над улучшением отношений с соседом, Ираном, в попытке сдержать региональную напряженность. Делегация США, в состав которой вошел глава Управления по контролю за иностранными активами Казначейства США Андреа Гаки, предупредили банки в ОАЭ, которые ведут бизнес с Ираном и не соблюдают санкции. Представитель Госдепартамента заявил, что у Соединенных Штатов есть доказательства несоблюдения, и что банки ОАЭ позже могут быть подвергнуты санкциям или наказанию за их сделки. В то время как ОАЭ разделяют озабоченность Саудовской Аравии, по поводу ядерных амбиций Ирана, его ракетной программы и сети региональных союзников, Абу-Даби активизировал свои контакты с Тегераном и направил высокопоставленного чиновника в Иран в конце декабря. И судя по нажиму в рамках последней по времени утечки  в СМИ о возможных санкциях по линии ФАТФ давление  Вашингтона на Абу-Даби и миссия Казначейства США большого успеха не имели.

62.88MB | MySQL:102 | 0,487sec