О стратегии наследного принца КСА Мухаммеда бен Сальмана по улучшению своего имиджа на Западе

Первые шесть месяцев 2021 года ознаменовались политической неудачей для наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана (MБС) после ряда ошибок во внешней политике за последние шесть лет. Причем эти ошибки настолько масштабными, что новый президент США Д.Байден под давлением американских НПО (дело Хашогги и гуманитарный кризис в Йемене) вынужден был отказаться от прямого общения с фактически действующим саудовским королем.  Сейчас наследный принц полон решимости переломить ситуацию, уже реализуя несколько региональных инициатив, прежде всего в сфере культуры, строительства новых «умных» городов» и некоторого послабления прав женщин. При этом полного  доверия у соседей и Западу к его последнему по времени  стратегическому развороту пока нет. Проведение международных кинофестивалей на берегах Красного моря или гонки на автомобилях «Формулы-1» пока не могут рассеять серьезные негативные итоги его государственного управления в регионе Персидского залива с тех пор, как он стал фактически правителем Саудовской Аравии в 2017 году. В этой связи МБС вспомнил классику о том, что «важнейшим искусством для нас является кино», позабыв на время про политический «цирк». Пообещав масштабно инвестировать в культуру и историческое наследие Саудовской Аравии, МБС  предпринял вторую попытку попасть в зал славы Голливуда. Первый, начавшийся во время президентства Дональда Трампа, незадолго до убийства обозревателя Washington Post Джамаля Хашогги в консульстве КСА в Стамбуле, провалился. Однако на этот раз он старается добиться успеха с помощью своих советников и наследника военной империи саудовского бизнесмена Мухаммеда аль-Турки, который с этой целью прибыл в Париж 20 декабря. Щеголеватый и всегда одетый по европейски аль-Турки, который является онлайн-послом в КСА  французских брендов предметов роскоши, таких как Dior и Piaget, — это тот самый человек, которого наследный принц Мухаммед бен Сальман выбрал для того, чтобы вывести Эр-Рияд на мировую карту кино. Во время своих последних по времени поездок во французскую столицу, где он никогда не пропускает Неделю высокой моды, аль-Турки останавливался в очень частном отеле Maison Villeroy недалеко от авеню Монтень, в самом центре 8-го округа, одного из самых шикарных районов Парижа. Аль-Турки возвращается в Париж всего через несколько недель после крупного переворота в средствах массовой информации. Ему удалось привлечь нескольких крупных звезд французского кино, в том числе Катрин Денев и Венсана Касселя, на кинофестиваль «Красное море», первое мероприятие такого рода, когда-либо организованное в Саудовской Аравии. Он проходил в крупном прибрежном городе Джидда с 6 по 15 декабря и открыл свои двери всего через два дня после того, как президент Франции Эммануэль Макрон совершил  визит в Саудовскую Аравию. У наследного принца есть надежда, что кинофестиваль сможет стать одним из обязательных мероприятий мировой киноиндустрии, подобных Венецианскому и Каннскому кинофестивалям. Старший организатор Каннского фестиваля Тьерри Фремо был одним из тех, кто отправился в Джидду, как и директор «Института арабского мира» Джек Лэнг, который всегда ищет новые источники финансирования. Фестиваль официально возглавляет министр культуры Саудовской Аравии Бадр бен Абдалла бен Мухаммед бен Фархан аль-Сауд, принц, который после активной работы в нефтяной промышленности в Соединенных Штатах был назначен ответственным за все проекты «мягкой силы» Мухаммеда бен Сальмана в сфере культуры. Под руководством министра аль-Турки, директору комитета кинофестиваля, предстояла нелегкая работа по убеждению ведущих мировых кинозвезд принять участие, а также по их содействию развитию местной киноиндустрии. По этой причине, определенное количество саудовских кинематографистов, таких как Хайфа аль-Мансур, уже начинают становиться известными за рубежом. Французских звезд, по ряду данных местных источников,  было нетрудно уговорить — Катрин Денев в прошлом принимала участие во многих платных выступлениях в Алжире и других местах, — но голливудские звезды были более сдержанны. Помимо ограничений, налагаемых коронавирусом, поддержка мероприятия, спонсируемого человеком, которого ЦРУ США практически официально  обвинило в том, что он, вероятно, заказал убийство журналиста Дж.Хашогги, все еще несет в себе серьезный репутационный риск в США. Только несколько актеров, уже  достигших пика своей карьеры, таких как Хиллари Суонк и Клайв Оуэн, совершили поездку в Джидду.

Однако аль-Турки, которому поручена эта миссия, уже является ведущим саудовским кинопродюсером в Соединенных Штатах и, как таковой, за последние десять лет создал обширную сеть контактов в Калифорнии, где он усердно работал над сбором и рекрутингом  звезд киноиндустрии. В последние годы он участвовал в финансировании таких фильмов, как «Кризис» (фильм Николаса Ярецки, вышедший в 2020 году с Гэри Олдманом, Арми Хаммером и Эванджелиной Лилли), а также фильм 2012 года «Арбитраж» с Ричардом Гиром, Сьюзан Сарандон и Летицией Каста. Сегодня он стал образцом для нового поколения бизнесменов стран Персидского залива. В его аккаунте в Instagram есть его селфи, где он выставляет напоказ свои громкие дружеские отношения, такими актерами как Ричард Гир, Мишель Родригес и Эд Вествик, известный по фильму «Сплетница».

Аль-Турки начал свою карьеру в киноиндустрии  с солидной финансовой базы. Он сын Абдель Азиза Али аль-Турки, который вместе со своим братом Салехом Али аль-Турки владеет двумя крупнейшими бизнес-конгломератами Саудовской Аравии — Al Rawabi Holding и Nesma. Семейным бизнесом в настоящее время все чаще управляет его сестра Ноаф аль-Турки, однако с годами семья стала серьезно богаче, выступая в качестве местного партнера для иностранных компаний, стремящихся выиграть контракты в государственном секторе Саудовской Аравии, особенно в строительном, нефтяном и оружейном секторах.  С 2012 года Nesma создала совместное предприятие с американской группой Raytheon для развития потенциала Министерства обороны Саудовской Аравии в области «командования, управления, связи и разведки». На момент подписания контракта МО КСА возглавлял Сальман бен Абдель Азиз, который позже стал королем Саудовской Аравии. Он назначил аль-Турки мэром Джидды, города, где проходит кинофестиваль «Красное море», в июле 2020 года. Совместно с французскими группами Accor и Egis Nesma также входит в состав строительных консорциумов, отобранных для строительства одного из крупнейших культурных проектов МБС в древнем городе Аль-Ула. Как и все саудовские проекты «мягкой силы», именно министр культуры Бадр бен Абдалла возглавляет Королевскую комиссию Аль-Ула (CRU), консультантом которой является Джек Лэнг наряду с другими советниками, такими как француз Жак Аттали, и который сделал ее главной точкой контакта Саудовской Аравии с Францией в области культуры. Хотя в рамках проектов Аль-Ула были подписаны различные меморандумы о взаимопонимании, до сих пор не заключено ни одного крупного контракта, за исключением тех, которые были подписаны для его продвижения. Чтобы помочь привезти лучшее в мировом кинематографе в Саудовскую Аравию, аль-Турки  рассчитывает на нескольких своих давних друзей, среди которых франко-тунисский кинопродюсер Тарак бен Аммар, дочь которого, модель-актриса-певица Соня бен Аммар, регулярно проводит праздники и презентации с аль-Турки. Т. бен Аммар, который долгое время был директором развлекательной и медиа-группы Vivendi и близок к ее главе Винсенту Коллору, выступает в качестве советника Бадра бен Абдаллы и фестиваля «Красное море». У Коллора есть еще один партнер в Vivendi, который помогает ему в Саудовской Аравии в лице бывшего журналиста Доминика Дельпорта, и который является членом наблюдательного совета группы. Через свою компанию Arduina Partners, бывший международный президент Vice Media group, он помогает Королевской комиссии по городу Эр-Рияд (RCRC) превратиться в значимую  силу в мировых  творческих индустриях. В апреле его бывшие работодатели открыли офис в Эр-Рияде в партнерстве с Саудовской исследовательской и маркетинговой группой, медиа-группой, принадлежащей клану, окружающему короля Сальмана, где Бадр бен Абдалла некоторое время был председателем.  Аль-Турки также широко известен в Париже. Любитель модных показов, он часто обедает с такими влиятельными модельерами и такими фигурами в мире моды, как российская модель Наталья Водянова и жена Антуана Арно, одного из наследников империи предметов роскоши LVMH. Аль-Турки может рассчитывать также  на связи международного авиаконструктора и «светской львицы» Афеф Джнифен, бывшей итальянской телеведущей, которая является сестрой Слаха Джнифена, торгового агента аэрокосмической компании EADS (Airbus Group) в Тунисе и группы Suez utilities в Ливии. В свое время именно он привел Саида аль-Ислама Каддафи, сына покойного ливийского лидера Муаммара Каддафи, на международный авиасалон. В последние годы аль-Турки и Афеф Джнифен также принимали участие в гала-ужинах ЮНИСЕФ в роскошной обстановке в Порто-Куэрво и на Капри, на которые саудовца регулярно сопровождает американская звезда Эмили Ратаковски.

Кинофестиваль «Красное море», похоже, является видимой частью большой стратегии Мухаммеда бен Сальмана. Однако, помимо продвижения этого престижного события, наследный принц также дает мощный импульс местной киноиндустрии. Инвестиции в киноиндустрию, скорее всего, поступят от медиа-гиганта MBC Group, в котором Эр-Рияд приобрел контрольный пакет акций у предыдущего владельца Валида бен Ибрагима аль-Ибрагима в 2018 году. В октябре MBC перенесла свою штаб-квартиру из Дубая в Эр-Рияд. Группа была главным спонсором кинофестиваля на Красном море, где недавно созданная Комиссия по кинематографии Саудовской Аравии объявила, что предложит 40% скидку на стоимость съемок фильмов в Саудовской Аравии в попытке привлечь международные кинопроизводственные компании Команда Мухаммеда бен Сальмана также имеет сильное присутствие в Лос-Анджелесе. Французский консультант Джонатан Грей, который познакомился с наследным принцем во время работы в области организации мероприятий на Французской Ривьере, использует средства Саудовской Аравии для развития калифорнийской производственной компании The Hideaway. В 2020 году, после создания ремейка «Люди в черном», «22 мили», с Марком Уолбергом и адаптацией комиксов «Кровавый», с Вином Дизелем, компания выпустила «Вишню», первый фильм, снятый в Аль-Уле. Вышедший в апреле художественный фильм, в котором рассказывается о возвращении из Ирака солдата, которого играет Том Холланд, был снят братьями Джо и Энтони Руссо на деньги саудовцев. По данным Variety, их компания AGBO в том же году получила десятки миллионов долларов от саудовского банка. С помощью The Hideaway Грей сейчас разрабатывает мини-сериал, основанный на «Для тех, кого я любил», автобиографии, написанной его отцом Мартингреем совместно с Французской академией (Французская академия, главный французский совет по вопросам, касающимся французского языка) во лаве с  Максом Галло.

52.39MB | MySQL:103 | 0,693sec