Реакция Турции на решение об аресте президента Судана

Решение Международного уголовного суда (МУС) о выдаче ордера на арест президента Судана Омара аль-Башира, обвиняемого в совершении военных преступлений и преступлений против человечности в ходе подавления восстания в суданской провинции Дарфур в период с 2003 по 2008 годы, поставило руководство Турецкой Республики перед необходимостью определить свое отношение к данному событию. С осени 2008 г. Турция является одним из непостоянных членов Совета Безопасности ООН, к тому же в последние годы Анкара заявляет об активизации своей внешней политики на африканском направлении. В частности, президент Турции в 2008 г. дважды принимал в Анкаре Омара аль-Башира, несмотря на то, что МУС вел следствие в отношении президента Судана.

Министр иностранных дел А.Бабаджан, находясь в Брюсселе на совещании министров иностранных дел стран НАТО, заявил, что позиция Турции близка к позиции государств, входящих в Лигу арабских государств и в Африканский союз, которые выступили против решения об аресте аль-Башира. Бабаджан подчеркнул, что установление стабильности в Судане возможно только путем сотрудничества с руководством страны и при его участии. Руководство Судана небезупречно, но для достижения единства в этой стране необходимо поддерживать диалог с ее правительством. «Без сомнения, у данного вопроса есть правовое измерение, но у него есть и политическое измерение. Нельзя смотреть на проблему только с юридической стороны, пренебрегая ее политической стороной»,- добавил Бабаджан.

Председатель турецкого парламента К.Топтан высказал мнение о том, что решение, принятое МУС небесспорно с юридической точки зрения, поскольку многие страны мира не являются его членами. Решение об аресте избранного народом и действующего президента может привести к негативным событиям в Судане. В частности, вызывает серьезную озабоченность решение о выводе из Судана всех гуманитарных организаций.

Еще до того, как МУС принял решение об аресте президента аль-Башира, советник премьер-министра Эрдогана по внешней политике А.Давутоглу, выступая на брифинге перед журналистами, заявил, что подобное решение будет ошибкой, и дал понять, что Турция постарается от него дистанцироваться. Для Турции важно сохранение стабильности в Судане и его целостности, которые будут поставлены под угрозу решением МУС.

Известный турецкий политолог С.Кохен, комментируя события, связанные с президентом аль-Баширом, отметил, что отношения с Суданом вписываются в общую тенденцию во внешней политике Турции последних лет: установление тесных отношений со странами, которые международное сообщество и, особенно, Запад пытается изолировать. (Это Судан, Сирия, Иран). Турецкое руководство объясняет свой подход следующими аргументами:

1. Турция проводит многостороннюю внешнюю политику и в международных отношениях руководствуется национальными интересами. Позиция Турции иногда совпадает с позицией Запада, но и сами западные страны не всегда единомыслены.

2. Режимы, правящие в этих странах, и проводимую ими политику можно считать опасными. Но для того, чтобы исправить ситуацию, необходима не изоляция, а вовлечение их в процесс переговоров.

По-мнению С.Кохена, позиция Анкары в отношении суданской проблемы может быть сформулирована как «диалог вместо изоляции». Отношения с Суданом стали важнейшим элементом «внешнеполитического прорыва» Турции на Африканском континенте. Кроме того, у Анкары есть экономические интересы в Судане.

Турецкая газета «Хюрриет» со ссылкой на дипломатические источники написала о том, что Анкара готовиться отстаивать в СБ ООН вариант, предполагающий отсрочку на год решения об аресте президента аль-Башира. Совет Безопасности может принять подобную резолюцию, а Турция, недавно совершившая политико-экономический «прорыв» в отношениях со странами Африки южнее Сахары, не желает, чтобы этот регион оказался под угрозой серьезной дестабилизации.

Кроме того, газета «Хюрриет» пишет об опасениях Анкары, что решение МУС «усилит напряженность, существующую между Западом и Африкой», и повредит налаживанию «диалога цивилизаций».

На страницах турецкой газеты «Миллиет» была опубликована статья, представляющая собой прямое обращение к премьер-министру Т.Эрдогану. Автор статьи, турецкий журналист Х.Джемаль, напоминал о резком публичном выступлении Эрдогана в Давосе против действий Израиля в секторе Газа и спрашивал премьер-министра, неужели он будет молчать, когда речь идет о страшных преступлениях против мирных жителей в Судане. Журналист призвал премьер-министра задуматься о том, как Турция будет голосовать в СБ ООН при обсуждении данной темы, и предупредил, что двойные стандарты в подобных вопросах могут нанести непоправимый ущерб политическому и моральному имиджу Эрдогана.

Другие журналисты также высказывались подобным образом, утверждая, что Турция должна руководствоваться своими международными обязательствами и гуманитарными соображениями, тем более, после того, как премьер-министр выступил в защиту гражданского населения сектора Газа. Кроме того, в прессе выражаются мнения о том, что, продолжая поддерживать тесные отношения с правительством аль-Башира, Анкара рискует своим международным имиджем.

Многие представители турецкой прессы отнеслись к высказываниям политиков достаточно критично и призвали правительство к решительным действиям. Насколько прислушается к прессе правительство остается под вопросом. Достаточно вспомнить, что руководство Турции уже подвергалось острой критике в связи с турецко-суданскими отношениями, когда в январе 2008 г. в Анкару по приглашению президента А.Гюля прибыл президент О.аль-Башир в то время, как международное сообщество обсуждало вопрос об изоляции суданского правительства.

После встречи с аль-Баширом президент Гюль назвал ситуацию в Дарфуре «гуманитарной трагедией», причиной которой стали политика, бедность и проблемы окружающей среды. А.Гюль посоветовал правительству Судана подготовить пятилетнюю программу политических и экономических мер, направленных на урегулирование кризиса, и предупредил, что в противном случае, давление со стороны международного сообщества будет нарастать.

По итогам визита Турция и Судан подписали ряд документов, укрепляющих турецко-суданские отношения. В их числе был меморандум о координации действий внешнеполитических ведомств, соглашения о финансировании водных проектов Хартума и о сотрудничестве в сфере научных исследований и высшего образования.

Надо отметить, что на официальной встрече А.Гюля и О.аль-Башира, состоявшейся в августе 2008 г. в Стамбуле в рамках саммита, посвященного сотрудничеству Турции и Африки, турецкий президент поднял вопрос о Дарфуре. На саммите президент Судана был фигурой, привлекавшей всеобщее внимание, поскольку прокурор Окампо уже потребовал от МУС ордер на арест аль-Башира. А.Гюль призвал президента Судана положить конец человеческим страданиям и остановить кровопролитие. В ответ на это аль-Башир сказал, что не он один отвечает за кровопролитие, и заявил, что он делает все возможное для счастья своего народа. Вместе с тем, стороны обсудили такие важные экономические темы, как строительство аэропорта в Хартуме силами турецких подрядчиков и возможности для инвестирования в разработку суданских нефтяных месторождений.

Поездка в Стамбул была первым зарубежным визитом аль-Башира после заявления прокурора Окампо. Руководство Турции сразу заявило, что речь не может идти об аресте суданского президента на территории Турции, поскольку она не является членом МУС.

В целом, можно сказать, что Анкары основное значение придает экономическим аспектам своих отношений с Суданом, а проблема Дарфура находится для нее не втором плане. По выражению одного из видных функционеров ПСР, «Судан — это дверь, которая откроет для Турции дорогу в Африку». Торговый оборот Турции и Судана стабильно растет, увеличившись с 35 млн. долларов в 2002 г. до более 200 млн. долларов в 2008 г. В основном, Турция экспортирует в Судан сталь, машины и оборудование, а импортирует фрукты и лекарственное сырье. Между двумя странами подписаны соглашения о развитии торговли, сотрудничестве в области экономики, науки и техники, о поощрении взаимных инвестиций.

Визит в Судан министра обороны Турции В.Гёнюля в январе 2008 г. стал важным шагом на пути развития военного сотрудничества. Стороны договорились подготовить предложения относительно помощи Турции в обучении суданских военных, совместных учений, обмена визитами и торговли оружием.

Кроме того, Анкара хотела бы стать посредником в урегулировании отношений Судана со странами Запада.

В случае обсуждения вопроса в СБ ООН Турция окажется в сложном положении, особенно с учетом тесных отношений турецкого руководства с президентом Судана. Вскоре после объявления о решении МУС посольство Судана в Анкаре организовало пресс-конференцию, на которой посол И.Мухаммед поблагодарил Турцию за усилия по решению проблемы Дарфура. И.Мухаммед выразил отдельную благодарность Т.Эрдогану, который стал первым премьер-министром мусульманской страны, посетившим Дарфур. Посол Судана отметил свою уверенность в поддержке Турции при рассмотрении вопроса в СБ ООН.

Бывший министр иностранных дел Турции И.Тюркмен, выступая на пресс-конференции, организованной в Стамбуле турецким Центром стратегических исследований, заявил, что, возможно, наилучшая позиция, которую Турция может занять в данной ситуации, это воздержаться при голосовании.

52.27MB | MySQL:103 | 0,678sec