Ситуация в Марокко: февраль 2009г.

В прошедшем месяце в Марокко достаточно много событий было связано с начавшимся 18 февраля первым визитом в регион нового эмиссара генсека ООН по Западной Сахаре Кристофера Росса. Заранее объявленной целью поездки было возобновление дискуссии о будущем сахарских провинций между Рабатом и сепаратистским Фронтом ПОЛИСАРИО.

Бывший посол США в Алжире и Сирии получил назначение на новый и очень сложный пост в начале января с.г. Он сменил на нем голландца Петера ван Вальсума, мандат которого не был продлен. Алжир и Фронт ПОЛИСАРИО обвиняли голландца в том. что он якобы занял промарокканскую позицию, назвав «нереалистичным» проект независимости Западной Сахары.

Переговоры между сторонами конфликта начались близ Нью-Йорка в июне 2007г. Всего было проведено четыре раунда, но они не принесли каких-либо результатов.

Накануне прибытия Росса в Рабат официальный представитель правительства Марокко министр информации Халид Насири заверил, что «спецпредставитель встретит в Марокко то же состояние духа и ту же добрую волю, которую требовал от него Совет Безопасности для продвижения процесса переговоров». Этот процесс «должен продолжаться с точки, на которой его оставил предшественник Росса».

В Рабате у Росса состоялась, в частности, встреча с лидерами основных политических партий Марокко — как проправительственными, так и оппозиционными. На ней марокканские политики продемонстрировали свое полное единодушие в том, что касается «марокканской принадлежности Западной Сахары». В Фесе эмиссара генсека ООН принял король Мохаммед У1.

После Рабата Росс отправился по традиционному для его предшественников маршруту: сначала он посетил алжирский город Тиндуф, близ которого находятся лагеря Фронта ПОЛИСАРИО, а затем Алжир. Из Африки он отправился сначала в Мадрид, а затем — в Париж. Испания и Франция, равно как Россия, Великобритания и США, входят в группу т.н. Друзей Западной Сахары. Ее участники в той или иной степени вовлечены в процесс западносахарского урегулирования. В частности, считается, что Франция занимает промарокканскую позицию в данной проблеме. «Мы считаем, что переговорный процесс должен продолжаться. Мы полагаем интересными марокканские предложения и призываем к диалогу между двумя сторонами», — заявил накануне поездки Росса посол Франции при ООН Жан-Морис Рипер.

Марокко установило контроль над сахарскими провинциями в 1975 году после того, как оттуда ушла Испания. Фронт ПОЛИСАРИО после этого начал вооруженную борьбу за независимость Западной Сахары. В 1991г. стороны при посредничестве ООН договорились об установлении режима прекращения огня. Как известно, Марокко предлагает урегулировать западносахарскую проблему путем предоставления этим провинциям самой широкой автономии в рамках королевства. Фронт ПОЛИСАРИО, который поддерживает Алжир, отвергает это предложение и добивается проведения под эгидой ООН референдума, при котором одной из альтернатив будет независимость Западной Сахары.

Уже по итогам поездки Росса Марокко в лице Халида Насири выразило «сдержанный оптимизм» по поводу возможного западносахарского урегулирования. «Марокко твердо решило построить с нашими алжирскими братьями, с Фронтом ПОЛИСАРИО общее пространство, где люди могли бы работать в мире и спокойствии», — заявил он. Со своей стороны Росс согласно употребленным им выражениям увидел «искренность намерений» Марокко и Фронта ПОЛИСАРИО продолжать переговоры о будущем сахарских провинций.

За всеми этими ничего не значащими словами кроется только одно: Марокко и Фронт ПОЛИСАРИО продолжают придерживаться своих позиций в отношении западносахарского урегулирования, и вряд ли стоит ожидать, что ситуация изменится в лучшую сторону. Более того, она может ухудшиться. Как предупредил после визита Росса в лагеря Фронта ПОЛИСАРИО «министр обороны» т.н.Сахарской Арабской Демократической Республики /САДР/ Мохаммед Ламин эль-Бухали, «любой провал миссии Росса будет означать возврат к начальной точке, т.е. состоянию войны».

Тем временем 27 февраля сепаратисты отметили 33-ю годовщину со дня провозглашения САДР.

В феврале марокканские спецслужбы продолжали беспрецедентную по размаху операцию по нейтрализации крупнейшей сети по незаконной переброске наркотиков в Европу, в рамках которой впервые были преданы правосудию сотрудники «профильных» силовых структур — 17 жандармов, 29 военных моряков, 23 военнослужащих вспомогательных сил. В ходе операции были опубликованы обобщенные данные, согласно которым только за 2008г. марокканские спецслужбы захватили 111 тонн гашиша, 33,5 кг кокаина, 6,2 кг героина. Рыночная стоимость изъятого из преступного оборота зелья составляет 4 млрд евро. Рекордным по последнему показателю был 2003г., когда стоимость изъятых наркотиков превысила 12 млрд евро. За указанный период времени площадь посевов каннабиса /из него получается гашиш/ в горной цепи Риф на севере королевства сократилась с 134 тыс. га до 60 тыс.

В феврале Марокко упоминалось в связи с делом «мясника Маутхаузена» — нацистского преступника Ариберта Хейма, который по некоторым данным скончался в возрасте 78-ми лет в августе 1992 года в Каире. В то же время директор Центра им.Симона Визенталя Эфраим Цурофф ранее, в июле 2008г., заявил о существовании подозрений, согласно которым Хейм не умер, а скрылся в Чили или Аргентине. В настоящее время действует международный ордер на его арест, за информацию о нем обещано вознаграждение в 315 тыс.евро. Марокко упоминалось в связи с «делом Хейма» наряду с Египтом, Аргентиной, Уругваем и Испанией как одно из убежищ, которое ранее использовал этот военный преступник. Возможно, это упоминание далеко не случайно. Один из знакомых автора этих строк, работавший некоторое время в Марокко, рассказывал, что в начале 90-х годов достаточно часто встречал в одно и то же время одном из баров Рабата человека европейской внешности с военной выправкой лет 70-ти, про которого местные журналист ы говорили, что он заочно проходил по приговору Нюрбергского международного трибунала. Если это было так на самом деле, вряд ли об этом не знали местные спецслужбы.

Из событий на антитеррористическом «фронте» следует отметить приговор, который вынес 26 февраля суд в г.Сале. Обвинявшийся в причастности к терактам в Касабланке в 2003г./ 45 погибших, включая 12 смертников/ и Мадриде в 2004г. /181 погибший/ марокканец Саид Хусейни получил 15 лет тюрьмы. Еще 17 человек, проходивших по тому же делу, получили сроки от 3 до 15 лет. 38-летний Хусейни считался главным пиротехником при подготовке этих терактов. Активный участник близкой к «Аль-Каиде» Воюющей исламской группы — марокканской /ВИГ-М/ долгое время проживал в Испании. Его арестовали в марте 2007г. марокканские спецслужбы, когда он прибыл в Касабланку. Позднее его допросил испанский судья Хуан дель Олмо на предмет причастности к теракту в Мадриде. По данным марокканских спецслужб, до ареста Хусейни возглавлял «военную комиссию ВИГ-М в Испании» и именно он изготовил взрывные устройства, использовавшиеся для совершения теракта в Мадриде.

Про Хусейни известно, что он — уроженец Мекнеса. Дипломированный химик. В 2002г. одно время находился в Афганистане, где, судя по всему, получил военную подготовку. По возвращении в том же году в Марокко был арестован, но затем отпущен из-за недостатка улик. После чего он перебрался в Испанию.

В феврале второй раз за два месяца с очередным видеопосланием к единомышленникам выступил гражданин Германии марокканского происхождения Беккай Харраш, известный близостью к «Аль-Каиде». Если в первом обращении он главным образом сыпал угрозы в адрес Германии, во втором он пытался убедить свою аудиторию в том, что текущий финансовый кризис — это наказание Аллаха. Сама видеозапись продолжительностью 45 минут была озаглавлена «Ислам и финансовый кризис». Понятно, что распространение видеозаписей — вряд ли удел рядовых бойцов «Аль-Каиды». Теперь специалистам предстоит разобраться, какое место в иерархии этой организации занимает Харраш.

28 февраля в Тунисе госсекретарь Франции по вопросам обороны и делам ветеранов Жан-Мари Бокель заявил, что его страна поможет Тунису в развертывании Евро-магрибинского центра исследований в области обороны и безопасности. Решение о создании такого центра было принято в рамках форума «пять плюс пять», в котором участвуют пять стран Магриба, а также пять европейских стран — Испания, Италия, Франция, Португалия и Мальта. По словам Бокеля, центр будет представлять собой т.н. легкую структуру /т.е. в его составе не будет силовых компонентов/, и он будет заниматься стратегическими вопросами, и в частности, безопасностью судоходства и борьбой с терроризмом.

14 февраля принесло Марокко хорошую новость. В тот день Национальный офис по углеводородам и шахтам объявил об обнаружении ирландской компанией Circle Oil месторождения природного газа в бассейне Гарб /регион Себу/ к северу от Рабата. Оно стало третьим из числа обнаруженных этой компанией в данном регионе, и, как утверждается, самым крупным при том, что разработка первых двух вряд ли экономически целесообразна из-за их незначительности.

До настоящего времени Марокко было вынуждено импортировать все виды углеводородов. В 2008г. на эти цели было израсходовано 2,8 млрд евро, что на 17,5 проц. больше аналогичного показателя предыдущего года. Соседство с богатым неф тью и газом Алжиром уже давно заставляло предполагать, что у королевства также могут быть собственные месторождения нефти и газа. Их поиск сейчас ведут на территории Марокко и в прибрежной зоне до 30 иностранных нефтяных компаний.

52.34MB | MySQL:103 | 0,466sec