Ситуация в Сомали: февраль 2009г.

После ухода эфиопских войск из Сомали радикалы из исламистского движения «Шабаб» тут же нашли для себя новую приоритетную цель — африканский миротворческий контингент Амисом. 3 февраля главарь «Шабаб» шейх Мухтар Робоу призвал своих сторонников интенсифицировать джихад против солдат Амисом. «Мы призываем африканских солдат уйти из нашей страны. В противном случае им предстоит столкнуться с таким ожесточенным сопротивлением, с которым им еще не приходилось сталкиваться», — предупредил Робоу в заявлении для прессы, которое он сделал в городе Байдоа. Там ранее базировался переходный парламент Сомали.

Это заявление последовало день спустя после того, как исламисты совершили подрыв фугаса в Могадишо при прохождении автоколонны африканских миротворцев. Последние открыли беспорядочный огонь, в результате которого, по официальным сомалийским данным, погибли по меньшей мере 18 человек из числа гражданского населения. Представитель Амисом Бахуко Бариджие опроверг эти утверждения. По его данным, погибли 3 человека из числа мирного населения, но все они умерли в результате подрыва фугаса.

«Мы говорим им, что не нуждаемся в вашей помощи, если она заключается в убийстве нашего народа, — заметил Робоу. — Я призываю всех бойцов джихада в стране интенсифицировать войну против них /Амисом/».

В настоящее время контингент Амисом насчитывает всего 3,4 тыс.человек вместо планировавшихся 8 тыс. В нем представлены военнослужащие из Уганды и Бурунди. После ухода в январе с.г. из Сомали эфиопских войск иностранное военное присутствие в этой раздираемой многочисленными конфликтами стране обеспечивается только военнослужащими Амисом.

Впрочем, похоже, эфиопские войска ушли недалеко от сомалийско-эфиопской границы. Уже 3 февраля местные жители заявили, что эфиопские войска якобы вошли в приграничную деревню Калабер /регион Хиран/ и установили там блок-пост. Подобные заявления требуют тщательной проверки, поскольку за ними нередко стоят исламисты. Что касается Аддис-Абебы, то она еще 25 января заявила, что ее солдаты покинули Сомали.

4 февраля завершилась «одиссея» украинского судна «Фаина» с грузом боевой техники, захваченного 25 сентября прошлого года одной из пиратских группировок, действующих с побережья Сомали. Как заявил главарь группировки Сюгюль Али, за его освобождение пираты получили выкуп. Он признал, что «речь не идет о первоначально запрашивавшейся сумме» — первоначально пираты требовали 35 млн долларов. По имеющимся данным, пиратов удовлетворила сумма в 3,2 млн долларов.

В тот же день командующий военными силами Франции в зоне Индийского океана вице-адмирал Жерар Вален заявил, что развертывание начиная с 8 декабря прошлого года у побережья Сомали европейской антипиратской операции ВМС «Аталант» привело к значительному сокращению числа успешных атак корсаров. Впрочем, если проанализировать европейские данные, дела обстоят не так благополучно. По европейским данным, в 2008г. в зоне Сомали было совершено 165 попыток пиратских захватов судов, в которых были захвачены 43 судна. За первый месяц 2009 года таких попыток было 17, из них успешных для пиратов — только 3. Если умножить два последних показателя на 12, то по первому из них идет даже повышение, а по второму — незначительное снижение. Адмирал Вален, впрочем, отмечает «дисциплинированность» и «профессионализм» сомалийских пиратов, которых, по его данным, может насчитываться от нескольких сотен до нескольких тысяч, сведенных в четыре — пять группировок. Единственный действительно положите

льный показатель — рост числа задержанных пиратов. Если в 2008г. таких насчитывалось 57, то за первый месяц 2009г. — 36.

Продолжение пиратской темы последовало уже 27 февраля, когда Норвегия, имеющая один из самых многочисленных торговый ффлот, объявила о намерении направить в августе с.г. фрегат в Аденский залив, где он на 6 месяцев присоединится к операции «Аталант». По данным минобороны Норвегии, ежегодно через зону Аденского залива следует свыше 1 тысячи судов под норвежским флагом. В прошлом году некоторые из них подвергались пиратским атакам, однако все они избежали захвата.

10 февраля Верховный комиссариат ООН по делам беженцев сообщил, что вывод эфиопских войск из Сомали вызвал очередную волну беженцев, опасающихся усиления нестабильности. По данным ООН, ежедневно границы с Эфиопией пересекают свыше 100 сомалийских беженцев, не желающих жить в стране, где власть вершат исламисты. Всего с начала 2009г. из Сомали в Эфиопию перешли свыше 10 тысяч сомалийцев.

14 февраля переходный парламент Сомали, собравшийся в Джибути, одобрил назначение на пост премьер-министра страны 48-летнего Омара Абдирашида Шармарке. Как сообщил спикер парламента Аден Мохаммед Нур, за кандидатуру Шармарке проголосовали 410 депутатов, 9 — против, 2 — воздержались. Про нового премьера в Сомали известно немного. Он имеет двойное гражданство — Сомали и Канады. В последнее время работал в структурах ООН в Сьерра-Леоне и Судане. Новый президент Сомали шейх Шариф Шейх Ахмед объявил о назначении Шармарке 13 февраля, после чего требовалось утвердить это назначение в переходном парламенте. Теперь новый премьер имеет месяц для формирования своего кабинета, который также должен пройти через процедуру утверждения в парламенте.

Отец нового премьера — Абдирашид Али Шармарке — был последним демократически избранным президентом Сомали. Он был убит в октябре 1969г.

26 февраля новый премьер вернулся в Сомали после 22-летнего отсутствия. Одной из своих задач он сразу назвал поддержание безопасности в стране. Как заявил в этой связи будущий глава МИД Сомали Мохаммед Абдулла Омар, для этого необходимо как минимум в два раза увеличить численность правительственных войск и полиции. В настоящее время их численность составляет примерно 3 тыс.человек. Поэтому он первым делом отправился в Брюссель, где, по всей видимости, рассчитывает получить средства на это.

22 февраля стало ясно, что Робоу не бросал слов на ветер, угрожая африканским миротворцам. В тот день в результате теракта с использованием боевика-смертника погибли 11 солдат из Бурунди, 15 получили ранения. Смертник атаковал лагерь миротворцев в Могадишо, куда он проник вместе с автомобилем, доставившим продукты питания. Первоначально сообщалось о 6 погибших, однако позднее к ним добавились еще 5, скончавшихся от полученных ранений. Ранее подобного рода теракты были достаточно редкими в Сомали при том, что они являются своего рода «визитной карточкой» «Аль-Каиды». Этот теракт стал самым кровопролитным из числа совершенных против африканских миротворцев со времени их появления в Сомали в марте 2007г. Ответственность за его совершение вязло на себя движение «Шабаб».

24 февраля кровопролитные бои вспыхнули в Могадишо между правительственными силами и формированиями исламистской партии «Хизб аль-Исламия». В результате погибли по меньшей мере 23 человека, 90 получили ранения. Эти бои стали самыми тяжелыми по последствиям после того, как Могадишо покинули эфиопские войска. Потери правительственных сил составили 5 человек убитыми. «Хизб аль-Исламия» — союзница движения «Шабаб», лидер которого Шейх Хасан Дахир Авайас скрывается в Эритрее. Он разыскивается Вашингтоном по обвинению в поддержании связей с «Аль-Каидой».

28 февраля стало ясно, что все предшествовавшие в Сомали события привели к тому, чего добивались местные исламисты вне зависимости от того, к какому лагерю они принадлежали — «умеренных» или «радикалов». В тот день новый президент — сам исламист по убеждениям — объявил, что «согласился» с принципами «прекращения огня» на условиях «Шабаб», главным из которых было установление законов шариата. Уговаривать его пойти на такой шаг прибыла делегация, составленная из религиозных деятелей Саудовской Аравии, Катара, Кувейта и Судана, а также традиционных племенных вождей Сомали. Затем посредники приступили к работе с главарями «Шабаб». Ее результат пока неясен. Тем не менее хотелось бы взглянуть на тех чиновников ООН, которые ранее приветствовали новое руководство Сомали и взятый им курс на «национальное примирение». Теперь у этой страны, похоже, одна дорога — в исламское государство, в котором может устроить для себя очередную тыловую базу все та же «Аль-Каида».

Подобное развитие ситуации вряд ли устроит и ближайших соседей Сомали, и в первую очередь — Эфиопию и Кению. Не исключено, что Аддис-Абеба первая может повторить наземную операцию против исламистов. Первая такая операция в декабре 2006г. привела к уничтожению режима Высшего совета исламских судов, контролировавшего тогда значительную часть Сомали. Что касается Кении, то она еще 17 февраля усилила охрану границы с Сомали, получив данные о готовящихся на ее территории терактах.

52.23MB | MySQL:103 | 0,444sec