Израиль и иранская атомная проблема: новые дискуссии

Два важных события последнего месяца вновь приковали внимание израильского общества к иранской атомной программе. Первое связано с тем, что впервые Генштаб ЦАХАЛа — Армии обороны Израиля — объявил о том, что Иран представляет собой угрозу существованию государства Израиль и является для него врагом номер один. Противодействие иранской угрозе — один из центральных пунктов деятельности военного ведомства страны на 2009 г. Подготовленный в этой связи рабочий план был передан в феврале с.г. на рассмотрение правительства. Армия, писала газета «Едиот ахронот», должна самым эффективным образом подготовить себя к такому противостоянию.

Второе событие — пробный пуск Бушерской АЭС, который показал тщетность многолетних попыток Израиля любым образом противодействовать строительству этого объекта, создающего для Ирана гипотетическую возможность использования двойных технологий. Вспомним, что Израиль был одной из стран, оказавших Ирану значительную помощь в создании национальной атомной энергетики. Одной из сфер бурного в шахское время ирано-израильского сотрудничества были разработки именно в этой сфере. Сегодня трудно поверить в то, что Израиль, столь обеспокоенный развитием иранской ядерной программы, имел прямое отношение к ее разработке на ранних стадиях. Несколько лет назад был даже создан документальный фильм (режиссер Йоси Ашадот), рассказывающий о том, как Израиль когда-то предлагал Ирану помощь в ядерных разработках и строительстве ядерных реакторов для первенца его атомной энергетики. В фильме рассказывается о том, что когда нынешний президент Израиля Шимон Перес был заместителем министра обороны, он встречался в Тегеране с иранским шахом и предлагал израильское содействие в строительстве атомного реактора в Бушере.

Идея о сотрудничестве в этой сфере с Израилем возникла у иранцев еще в 1968 г., после участия в международной научной конференции, которая проходила в Тель-Авиве. В дальнейшем, во второй половине 1970-х гг., Израиль стал одной из стран, стоявших у колыбели создания в Иране атомной энергетики и применения ядерных технологий в различных сферах иранской национальной экономики. Специалисты из израильских атомных центров в Димоне и Сореке в соответствии с двусторонним соглашением работали на строительных площадках, успев до начала исламской революции 1979 г. поучаствовать в закладке фундамента атомного реактора в южноиранском городе Бушере и создании проекта технико-экономического обоснования создания исследовательского реактора в Исфахане.

Иранская атомная проблема в ее широком измерении обсуждается в эти дни в Израиле на самых разных уровнях. Она была одной из тем многочисленных бесед и встреч, проведенных побывавшей на прошлой неделе в стране Х. Клинтон — новым госсекретарем США. Для Израиля очень важно заручиться поддержкой новой американской администрации в том, что дружественный характер двусторонних отношений останется неизменным. Не менее важно и согласование тех шагов, которые США планируют предпринять в рамках намеченного прямого дипломатического диалога с Ираном. Хотя в Израиле с достаточной долей скепсиса оценивают эффективность такого диалога, на официальном уровне решено не препятствовать его реализации, ибо, как писала на днях выходящая в Тель-Авиве газета «Вести», это для еврейского государства оценивается как дело безуспешное и проигрышное. Во время визита госсекретаря в Израиль была достигнута договоренность о том, что в ходе будущих ирано-американских контактов будут учтены те «красные линии», которые Израиль определил как пределы допустимого.

Нервозность по отношению к иранской атомной программе нагнетается и постоянно звучащими заявлениями высокопоставленных военных. Так, 8 марта генерал Амос Ядлин, начальник военной разведки АМАН, выразил мнение о том, что Иран находится на пороге обладания ядерным оружием, имея для этого все необходимые технологии и материалы. Заявление А. Ядлина совпало с появлением информации о том, что Иран произвел успешные испытания ракеты класса «воздух-земля» с дальностью полета 120 км и повышенной точностью достижения цели. Использование этой ракеты ставит под угрозу американский флот и военно-морские силы стран Персидского залива и может серьезно отразиться на возможности американских войск противостоять потенциальным угрозам в зоне Залива.

Серьезные дискуссии ведет и израильское аналитическое сообщество, внутри которого имеются значительные разногласия относительно путей сдерживания иранской угрозы. Газета Jerusalem Post опубликовала 10 марта мнение двух авторитетных иранистов. Менаше Амир, бывший директор службы вещания на Иран радио «Голос Израиля» («Коль Исраэль»), ныне — главный редактор интернет-сайта МИДа Израиля на фарси, считает, что США следует отказаться от идеи ведения переговоров с Ираном и вместо этого ужесточить санкции, налагаемые на эту страну и добиться их безусловного выполнения. В то же время, если США всерьез намерены приступить к переговорам с Ираном, они должны начать их как можно скорее, чтобы не дать Ирану завершить свою ядерную программу в военном компоненте. По мнению Амира, иранцы хорошо поднаторели в затягивании решения проблем, связанных с реализацией их атомной программы, и поэтому американцы должны сделать все от них зависящее, чтобы не позволить им и дальше использовать различные проволочки. При наличии всех технических возможностей, считает Амир, Ирану потребуется примерно полгода для создания бомбы. Сейчас Иран столкнулся с рядом технических проблем, которые не дают ему перейти к этому этапу. Между тем нынешняя международная ситуация благоприятствует переходу Ирана к решающей стадии создания атомной бомбы: новый президент США Барак Обама еще полностью не определился в своем подходе к иранской ядерной проблематике. Из его последних заявлений можно сделать вывод, что он ждет результатов президентских выборов в Иране, намеченных на июнь. Объединенная Европа также находится на перепутье, ожидая вдобавок к этому результатов переговоров между США и Россией, которые скорее всего потребуют немало времени. Лишь через три недели намечена первая короткая встреча с глазу на глаз между двумя президентами, которая состоится в Лондоне в рамках саммита «большой двадцатки», посвященного финансовому кризису.

В то же время и Израиль находится на этапе создания нового правительства, которое должно определить свои подходы по отношению к иранской угрозе. В такой ситуации, считает Менаше Амир, для Ирана создалась прекрасная возможность интенсифицировать реализацию своей ядерной программы, и это является весьма настораживающим фактором.

Другой израильский аналитик-иранист, Меир Джаведанфар, только что выпустивший книгу о ядерных амбициях Исламской республики Иран, считает, в противовес Менаше Амиру, что США должны в обязательном порядке провести переговоры с Ираном. Это покажет всему миру, чего в действительности хотят в Тегеране, и тогда обязательно выяснится, что Иран не готов приостановить свою ядерную программу, то есть выполнить то единственное условие, которое ставит перед ним мировое сообщество. В этом случае Обама сможет вполне резонно ужесточить давление на Иран и привести в действие все необходимые рычаги. Аналитик считает, что США на данном этапе должны интенсифицировать сотрудничество в сфере обмена стратегической информацией и на этой основе вести взвешенную дипломатическую деятельность. Иран должен убедиться, что открытое и прозрачное сотрудничество с МАГАТЭ пойдет ему на пользу и позволит выйти из международной изоляции. Все угрозы по отношению к Ирану укрепляют позиции стоящих у власти в Иране консерваторов, тогда как на самом деле они должны ослаблять тех, кто представляет собой деструктивные силы. Военная акция, считает Джаведанфар, будет успешной лишь в том случае, если сумеет отбросить реализацию иранской атомной программы как минимум на 15 лет назад.

При этом оба израильских аналитика едины в том, что военная акция должна быть последним и самым нежелательным путем решения атомной проблемы Ирана, ибо именно Израиль явится адресатом иранской силовой реакции или другого вида возмездия.

52.1MB | MySQL:103 | 0,500sec