О мерах властей Алжира по привлечению инвестиций и запуску инвестиционных проектов

Алжирские лидеры обещают, что в результате последних принятых ими мер 2022 год станет началом эпохи инвестиционного прорыва, что позволит АНДР диверсифицировать свою экономику и резко увеличить свое национальное богатство.

Напомним, что в конце 2021 года президент страны Абдельмаджид Теббун поставил одной из главных задач правительства добиться качественного и количественного притока в нее инвестиций. В связи с этим экономисты отмечают, что во многом от ее воплощения в жизнь и зависит дальнейшее существование этой страны.

Напомним, что на декабрьских заседаниях правительства АНДР он резко раскритиковал поведение чиновников, «сознательно блокирующих инвестиционные проекты», назвав его «антинациональным».

Однако буквально за считанные недели по данным омбудсмена республики Брахима Мерада ситуация решительно изменилась в лучшую сторону. На заседании Совета министров 16 января он сообщил «об устранении препятствий в отношении 679 инвестиционных проектов (из 877 «горящих заявок») путем выдачи разрешений на их ввод в эксплуатацию. Эти проекты, обеспечивающие 39242 рабочих места, распределены по 40 вилайям».

Соответствующий доклад о состоянии ожидаемых инвестиционных проектов он сделал в соответствии с указаниями Президента Республики 21 ноября 2021 года. Тогда Теббун распорядился сообщать данную информацию (включая местонахождение этих проектов, их количество, характер деятельности, причины затруднений с их реализацией, типы препятствий, их стоимость, и численность сотрудников, которые должны быть в них заняты) на каждом заседании правительства.

При этом он особо рекомендовал делать различия между «остановленными», «замороженными» и «отложенными» инвестиционными проектами из-за обычных технических сложностей и злого умысла.

Заметим, что в ходе первой подобной инспекции состояния инвестиционных проектов омбудсмен республики признал, что большинство возникших перед ними препятствий «связаны с административными блокировками, такими как получение разрешений на строительство, отведение для бизнеса сельскохозяйственной земли и государственной собственности, и даже ведение самой простой работы со стороны государственных компаний, когда это касается совместной работы с иностранными инвесторами.

Теперь же, по данным Брахима Мерада, инвесторы «очень довольны новой политикой стимулирования экономики, инициированной Президентом Республики. Они очень рады тому, что теперь слова не расходятся с делами, что политика Президента Республики — это не пустые лозунги, благодаря чему доверие между инвесторами и правительством уже восстановлено, а значит, страна сделала огромный шаг в сторону процветания национальной экономики, создания ее богатства, рабочих мест и обеспечение социального мира».

Такие выводы он сделал, проведя личные встречи с более чем 500 бизнесменами на местах по всей стране.

Всего, по его данным, за 2021 год на регистрацию было подавно в общей сложности 59 тысяч запросов, включая 51 253 – физическими лицами. Показательно, что он не указал точного количества «проблемных» заявок на регистрацию.

И, по данным алжирских «скептиков», на практике ситуация продолжает оставаться сложной. Только по признанию премьер-министра Аймена Бенабдеррахмана, из-за действий чиновников в «подвешенном» состоянии в 2021 г. остались 2500 проектов, тогда как по данным самих бизнесменов, количество нереализованных планов в разы больше.

И это наглядно отражает огромное негативное влияние бюрократии на национальную экономику, остающейся заложником чиновников.

Между тем, алжирские власти рассчитывают устроить в своей стране инвестиционный бум в результате принятия закона о финансах 2022 года.

Несмотря на это, премьер-министр и министр финансов страны Аймен Бенабдеррахман назвал закон о финансах-2022 «революцией в области налоговой реформы и правосудия», рассчитанной на поощрение инвестиций.

По его словам, в том числе благодаря этому произойдет «размораживание» в 2022 году «всех инвестиционных проектов», способствующих созданию национального богатства и рабочих мест, чтобы заменить импорт отечественными продуктами и стать независимыми от потрясений внешних рынков».

В частности, финансовый закон 2022 г. предусматривает очень сильные налоговые послабления для новых инвесторов. Это касается в том числе пересмотра общей шкалы подоходного налога (IRG).

В результате ряд инвестиционных проектов предполагается освободить от него полностью или частично (на срок от трех лет), налога на прибыль предприятий (IBS) и налога на недвижимость на построенную недвижимость вовсе.

Причем в наиболее сложных случаях период освобождения от уплаты налогов увеличивается до шести лет с продлением на два года, если спонсоры обязуются нанять не менее трех сотрудников в свои проекты на неопределенный срок.

Наибольшие льготы предусмотрены для проектов в «сложных» для работы южных и горных районах, где период освобождения от налогов IRG и IBS увеличивается до 10 лет.

Другие важные стартапы предполагается освободить от единого единовременного налога (IFU) на четыре года с возможностью продления на год, причем проекты неуглеводородного сектора и вовсе предполагается освободить от уплаты налогов IRG и IBS «на постоянной основе».

Итак, ожидания здесь очень радужные. Вопрос – дадут ли в будущем развиваться таким проектам и принесут ли они реальную пользу? Сможет ли глава государства добиться этого без серьезных негативных последствий в условиях действия препятствующей инвестиционному развитию системы управления, складывающейся долгими десятилетиями? Заметим, что Теббун в этом отношении бросает вызов силе, во многом составляющей государственную же опору.

Как известно, заимствованную Алжиром французскую бюрократическую систему, еще недавно служившую одним из эталонов чиновничьих пороков, на протяжении независимого существования этой страны еще больше усложнили. В результате она стала одним из главных тормозов на пути внедрения инвестиционных проектов и развития национальной экономики.

Так, от чиновников в «центре» и на местах, во многом и зависит судьба конкретных экономических, промышленных и торговых проектов, в том числе с участием иностранного капитала.

Соответственно, прозвучавшие в конце 2021 года требования Теббуна ускорить реализацию инвестиционных проектов мешает их обогащению. Так, при помощи имеющихся у алжирских чиновников в «центре» и на местах «разрешительных» и контрольных инструментов, они способны как минимум надолго притормозить и заблокировать практически любой из них. Особенно когда они хотят получить взятку.

Дело в том, что эта система фактически «заточена» под кормление конкретных групп алжирского аппарата, что является своеобразным «бонусом» за лояльность, президент АНДР фактически посягает на их привилегию кормления, что может вызвать дополнительный кризис алжирской власти.

Причем в распоряжении чиновничества имеется немало других инструментов для выбивания взяток из инвесторов и препятствования развитию их бизнеса. Например, при помощи имеющихся у него контрольных функций.

К примеру, посылаемые для инспекции бизнес-проектов ревизоры всегда могут найти какие-то нарушения и недочеты в работе, да еще с учетом наличия противоречивых законов, в том числе и вступившего в силу антиспекулятивного законодательства, явно конфликтующего со стремлением поддержать инвесторов.

И всё это заметно снизит эффективность налогово-инвестиционной реформы.

 

Заметим, что оппозиция абсолютно не разделяет эйфории омбудсмена республики. Так, по мнению главы левой Трудовой партии Луизы Ханнун, после применения финансового закона 2022 года ситуация может еще более осложниться в связи с намеченной частичной приватизацией государственного сектора, что, по ее мнению, приведет к усилению деиндустриализации и снижению роли государства в экономике.

И, наконец, заметим, что сейчас алжирские власти предпочитают не вспоминать о своих обещаниях отменить, пожалуй, самый отпугивающий иностранных инвесторов «закон 51/49». Он предполагает работу зарубежного бизнеса только совместно с местными операторами и иметь в таких проектах долю не выше 49%.

Его пересмотру (в энергетической сфере) препятствует сохранение высокой стоимости на мировом рынке природного газа, и алжирские власти рассчитывают, что сама по себе его цена будет привлекать в местные проекты крупные энергетические зарубежные компании, особенно европейские, чтобы «противостоять нажиму России». Соответственно, представляется сомнительным, что в ближайшее время его действительно полноценно отменят.

52.27MB | MySQL:103 | 0,466sec