Обзор парка БПЛА государств Северной Африки. Часть 2

Алжир

Хотя, подобно Марокко, Алжир также известен своей скрытностью в том, что касается подробностей его закупок различных систем вооружений, тем не менее, в открытом доступе имеется достаточно информации о типах БПЛА, закупаемых и эксплуатируемых Вооруженными силами АНДР. Перечень образцов дронов, состоящих на вооружении алжирской армии достаточно разнообразен. В нем соседствуют изделия из Китая, ОАЭ, ЮАР и ряда других стран. В последние годы Алжир также разработал несколько моделей собственного производства, но пока эти многообещающие проекты не создали оперативной системы. В настоящее время большая часть БПЛА Алжира базируются на авиабазе Айн-Усера, расположенной в 200 км к югу от столицы страны.

Как считают специалисты, интерес к эксплуатации БПЛА в Алжире возник в середине 1990-х годов. В конечном итоге, по данным института SIPRI, это привело к приобретению в ЮАР около 10 БПЛА «Сикер» (Seeker II) от компании Denel Dynamics. Эти дроны долгое время оставались единственным типом беспилотных авиационных систем (БАС) на вооружении Алжира. Тем не менее, Seeker II по своим характеристикам превосходил марокканский R4E «Скай Ай», в то время как соседняя Ливия долгое время вообще не эксплуатировала БАС. Новые разработки 2010-х годов в области беспилотной авиации возродили интерес Алжира к получению дополнительных возможностей в этой сфере, но до фактического приобретения новых систем прошел период до второй половины 2010-х годов.

На этот раз Алжир обратился к Китаю с просьбой о поставке ударных БПЛА. Первоначально алжирцы получили модель CH-3A, закупленную у Китайской аэрокосмической научно-технической корпорации (China Aerospace Science and Technology Corporation, CASC). Затем эту поставку дополнили более мощные CH-4B того же производителя. Интересно, что в открытых источниках точные данные о количестве приобретенных дронов отсутствуют.

С другой стороны, известно, что ВВС Алжира в течение нескольких месяцев потеряли в результате крушений 3 аппарата CH-4B. Причем, две аварии произошли в Алжире на этапе испытаний системы. Любопытно, что эти неудачи не заставили Алжир отказаться от закупок CH-4B.

Почти одновременно с китайскими беспилотниками Алжир закупил два типа БПЛА у компании Adcom Systems из ОАЭ. Считается, что Yabhon United 40 и Yabhon Flash 20 поступили на вооружение ВВС Алжира в 2018 году. Впервые же о своем интересе к версии Block 5 БПЛА типа MALE Yabhon United 40 Алжир заявил на авиасалоне в Дубае в 2013 году. Ударный дрон предусматривалось использовать для мониторинга территорий в пустыне, отслеживания боевиков и торговцев людьми, а также нанесения по ним ударов.

Двумя годами позднее в Adcom сообщили об интересе Алжира к меньшему по размерам и невооруженному БПЛА Yabhon Flash 20. В кадрах алжирского телевидения в конце 2018 года наблюдатели впервые зафиксировали, по крайней мере, 2 ударных БПЛА Yabhon United 40 и 2 разведывательных дрона Yabhon Flash 20. В составе ВВС Алжира эти БАС получили обозначение El-Djazair-54 (по другим данным Algeria 54) и El-Djazair-55 (Algeria 55) соответственно.

БПЛА Yabhon United 40 называют самой крупной конструкцией разработанной Adcom.  Планер беспилотника имеет характерный изогнутый S-образный фюзеляж длиной 11 м. Размах крыльев – около 21 м. Дрон оснащен убирающимся шасси с тремя опорами и со сдвоенными колесами на каждой. Поршневой турбированный двигатель мощностью 115 л.с. позволяет развивать максимальную скорость до 220 км/ч (крейсерская 120 км/ч), подниматься на высоту до 9000 м и выполнять автономный полет продолжительностью до 120 часов, преодолевая до 1000 км.

Конструкция планера предусматривает установку до 10 узлов подвески: 4 на передних крыльях и 6 на задних. Они вмещают полезную нагрузку до 1050 кг. В качестве последней могут использоваться: РЛС с синтезированной апертурой (SAR), система предотвращения столкновения с землей и камера на подвесе. Кроме того, беспилотник вооружается ракетами класса «воздух-поверхность» Emirati Namrod или 120-мм минометными боеприпасами свободного падения.

Меньший по габаритам Flash 20 (Algeria 55), по-видимому, применяется ВВС Алжира исключительно в роли разведчика, без вооружения и с одним датчиком на подвесе под фюзеляжем.

В заявлении Министерства обороны Алжира по БПЛА от Adcom отмечалось, что эти беспилотники построены на месте инженерами, техниками и руководителями Национальной народной армии. Предполагается, что Алжир получил разрешение на производство Yabhon United 40 и Yabhon Flash 20 под наименованиями Algeria 54 и Algeria 55 по лицензии Adcom, или даже то, что все права в отношении этих моделей от Adcom перешли к Алжиру.

Наряду со сборкой ударных БПЛА эмиратской серии Yabhon, специалисты отмечают наличие у Алжира ограниченных возможностей НИОКР в области БАС военного назначения. Большинство подобных текущих проектов в стране осуществляется Исследовательским центром промышленных технологий (Research Center in Industrial Technologies, CRTI). По состоянию на декабрь 2021 года, CRTI разработал как минимум 5 моделей БПЛА серии Amel. Хотя, по мнению специалистов, большинство этих дронов вряд ли когда-либо поступят на вооружение алжирских ВВС, опыт, накопленный при их разработке, может однажды привести к созданию эффективной ударной БАС. Иначе, в качестве альтернативы Алжир мог бы пропустить процесс проектирования и получить в ОАЭ лицензию на производство других изделий на местной технологической базе.

В сентябре 2021 года сообщалось, что Алжир разместил заказ на 24 БПЛА «Винг Лонг II» от Авиационной промышленной корпорации Китая (AVIC). Ожидалось, что поставки начнутся в конце 2021 года и закончатся в 2022 году. Источник отмечал, что «Винг Логн II» является промежуточным классом между CH-4 и MQ-9 «Предатор». Он успешно зарекомендовал себя в операциях в Египте и Йемене.

Ударный БПЛА «Винг Лонг II» имеет от 12 до 16 точек подвески и способен применять широкий спектр вооружений. В его арсенале ракеты класса «воздух-земля» БА-7, бомбы с лазерным наведением YZ-212, противопехотные бомбы YZ-102A, а также 50-кг управляемые бомбы LS-6. Кроме того, он может использовать новую ПТУР «Красная стрела», аналогичную американской «Джавелин». При этом, примерная цена китайского беспилотника около 5 млн. долл. США, что в 7 раз дешевле его американского аналога.

Поскольку Алжир редко комментирует закупки оружия, первое подтверждение того, что приобретение «Винг Лонг II» действительно имело место, скорее всего, произойдет только после того, как системы будут обнаружены на алжирской авиабазе. Тем временем ВВС Алжира могут продолжать сборку дополнительных БПЛА Yabhon Flash 20 и United 40, а также выделять больше ресурсов на разработку своих собственных систем. Будет ли этого достаточно, чтобы идти в ногу с развитием событий в Марокко, еще предстоит увидеть. В этой связи весьма вероятным представляется приобретение Алжиром дополнительных беспилотных возможностей в виде барражирующих боеприпасов.

 

БПЛА на вооружении ВВС Алжира (по состоянию на декабрь 2021 года)

 

Модель БПЛА Страна-производитель Год поставки Количество Примечание
Разведывательные БПЛА
Denel Dynamics Seeker II ЮАР На рубеже 2000 10*
El-Djazair-55/ Algeria 55 Алжир 2018 5* Находится в производстве
Ударные БПЛА
CH-3A Китай 2018 5*
CH-4B Китай 2018 5*
El-Djazair-54/ Algeria 54 Алжир 2018 5* Находится в производстве
Wing Loong II Китай 2022 24 Подтверждение о начале поставки отсутствует
Дроны-мишени
ENIKS Э95М Поставщик не установлен
Mirach 100
БПЛА национальной разработки
Серия Amel Алжир

 

2021 4 Для ввода в эксплуатацию не предназначены
Серия Afaq 2021 2
Al Fajer L-10 2021 1
CCS 01 2021

* — по данным ресурса defenceweb, по состоянию на декабрь 2019 года

 

Тунис

 

Согласно открытым источником, Тунисская Республика является страной-производителем собственных беспилотных авиационных систем. Начало разработки и производства БАС в стране относится к концу 1990-х годов и связано с компанией Tunisia Aero Technologies (TAT). С 2000 года предприятие преобразовано в акционерное общество Tunisia Aero Technologies Industries S.A. (TATI).

К разработке своего первого изделия под названием «Наснас» (Nasnas Mk.1) инженеры ТАТ приступили в феврале 1998 года, а уже в августе того же года дрон поднялся в воздух. Считается, что «Наснас Mk.1» стал первым беспилотником, созданным в арабском мире. Аппарат предназначен для мониторинга территорий. В качестве полезной нагрузки может нести телевизионную и тепловизионную камеры с высоким разрешением и автофокусом.  Запуск БПЛА производится с катапульты или слабо подготовленной ВПП. Серийная модель оснащается инжекторным двухтактный поршневым двигатель мощностью 22 л.с. При максимальной взлетной массе 125 кг и размахе крыла 3,8 м аппарат имеет практическую высоту до 5000 м и поддерживает крейсерскую скорость до 130 км/ч. Время непрерывного полета – до 13 часов. Потенциальными заказчиками являются Вооруженные силы и некоторые гражданские ведомства Туниса.

На базе Mk.1 ведется разработка модели «Супер Наснас» (Super Nasnas), обладающей увеличенной крейсерской скоростью и большим размахом крыла.  Характерно, что относительно многочисленные источники не дают какие-либо точных данных относительно поступления и  количества БПЛА серии «Наснас» в ВС Туниса.

Следующей разработкой TATI стал многоцелевой БПЛА «Джебель Асса» (Jebel Assa). Аппарат предназначен для разведки местности, проведения поисковых операций, ведения РЭБ, поддержки органов военного управления. Специалисты отмечают достаточно большие размеры планера (дина фюзеляжа – 4,3 м и размах крыльев – 8 м), что, в некоторой мере, снижает мобильность беспилотника и его манёвренность. Вместе с тем, весьма высокие лётно-технические и эксплуатационные характеристики изделия, делают проект достаточно перспективным.

Оснащенный ротативным двигателем «Джебель Асса» при максимальной взлетной массе 200 кг способен развивать максимальную скорость полёта до 170 км/ч и непрерывно находиться в воздухе до 12 часов. В этом случае максимальная дальность полёта составит 1680 км. В состав полезной нагрузки входят оптико-электронная и ИК видеокамеры высокого разрешения, смонтированные на вращающейся на 360 градусов турели. Оборудование обеспечивает высокое качество съемки в неблагоприятных условиях.

Хотя разработка «Джебель Асса» началась по специальному заказу оборонного ведомства Туниса, точные данные об использовании этой модели в ВС страны отсутствуют.

Еще одним проектом, инициированным инженерами TATI в 2014 году, является многоцелевой БПЛА «Бурак» (Buraq). Предполагалось, что новая БАС станет высокотехнологичным изделием, способным совершать полет весьма продолжительное время. Так, по заявлениям разработчиков, устройство может находиться в воздухе в течение 60 часов. При этом, новый аппарат позиционируется как БПЛА двойного назначения, что позволяет применять его не только в военной сфере, но и для гражданских нужд.

По оценкам специалистов, гражданское применение дрона представляется весьма узким: аэрофотосъёмка местности и метеорологические наблюдения. Военная сфера применения «Бурак» является куда более широкой: разведка, контроль обстановки, атака противника. В последнем случае, БПЛА может нести ракеты класса «воздух-земля», «воздух-воздух» и другие авиационными средствами поражения.

Разработка  БПЛА «Бурак» официально завершилась в 2016 году. Вместе с тем, какие-либо данные, касающиеся начала серийного производства дрона, не найдены. Как следствие, большая часть его характеристик остаётся неизвестной. Между тем, установлено, что на «Бурак» монтируются два двигателя. Они позволяют планеру с максимальным взлетным весом 1250 кг развивать скорость до 350 км/ч и пролетать до 500 км.

Другой разработкой TATI является БПЛА вертолетного типа «Джин» (Jinn). Проектирование модели началось в 2013 году. Систему предполагается использовать исключительно, как ударное средство для атаки противника или поддержки дружественных сил. Внешний вид беспилотника полностью напоминает боевой вертолет. Благодаря ряду усовершенствований, конструкция «Джина» получилась более компактной, что обеспечило его большую маневренность и меньшую заметность.

Разработка БПЛА полностью завершилась в 2016 году, но при реализации проекта у разработчика возникли трудности, которые воспрепятствовали практическому развертыванию этой БАС. Как утверждали в тот период представители TATI, в случае появления инвестиций и заказов, проект может быть запущен в производство в течение нескольких месяцев.

БПЛА «Джин» имеет длину 8,2 м, высоту 2,4 м и диаметр несущего винта 8 м. Он оснащён двумя газотурбинными двигателями суммарной мощностью 700 л.с. Возможности силовой установки обеспечивают максимальную скорость до 240 км/ч (крейсерская – 180 км/ч) и подъем на высоту до 4100 м. Максимальная дальность полета – 250 км. «Джин» вооружен одним пулеметом калибра 12,7 мм и комплектом ПТУР, что превращает его в эффективное средство борьбы с воздушными и наземными целями.

Несмотря на достаточно активную деятельность компании TATI в области БАС открытые источники не дают четкой и конкретной информации об использовании её разработок Вооруженными силами Туниса. С другой стороны в 2016 году появились сообщения о поставке из США в Тунис, Камерун и Кению БПЛА «Скан Игл» (ScanEagle). Конкретно в Тунисе эта модель принята на вооружение ВМС страны.

Планер «Скан Игл» имеет длину 1,2 м и размах крыльев 3 м. Он запускается автономно с помощью пневматической клиновой катапульты и выполняет заранее запрограммированные или инициированные оператором миссии. Продолжительность непрерывного полета более 15 часов. Возвращение осуществляется с помощью системы «скайхук», когда дрон цепляется за трос, натянутый между шестами на высоте 50 футов. Беспилотник оснащен оптико-электронной или ИК камерами, размещенными на подвесе с инерционной стабилизацией. Оборудование позволяет оператору отслеживать как неподвижные, так и движущиеся цели. «Скан Игл» могут работать индивидуально или группами.

В середине декабря 2019 года Министерство обороны США объявило о заключении компанией AeroVironment контракта на общую сумму 8,5 млн. долл. на поставку 8 дронов для ВС Туниса. Согласно некоторым публикациям, речь шла о БПЛА «Пума» (RQ-20 Puma). Срок выполнения контракта – май 2020 года. В открытых источниках данные, подтверждающие выполнение договоренностей, отсутствуют. Касательно БПЛА RQ-20 «Пума» известно, что это легкий аппарат (взлетный вес 6,1 кг), запускаемый с руки и предназначенный для ведения разведки на дальности до 15 км. Система стоит на вооружении Командования сил специальных операций США.

В том же декабре 2019 года компания TATI выиграла конкурс и стала первым зарубежным заказчиком турецких беспилотников «Анка-С» (Anka-S) производства Turkish Aerospace Industries (TAI). Сделка стоимостью 80 млн. долл. США подразумевает поставку в Тунис 3 БАС, состоящих из двух планеров и одного наземного пункта управления каждая.

БПЛА «Анка-С» стоит на вооружении турецкой армии с 2017 года. Планер приводится в движение дизельным двигателем с трехлопастным воздушным винтом, обеспечивающим крейсерскую скорость около 200 км/ч. Автономность — 24 часа, максимальная высота — 9 000 м. Аппарат способен нести полезную нагрузку массой до 200 кг. В её составе РЛС Aselsan SARPER, передний инфракрасный порт Star Safire 380-HDL и линия спутниковой связи. В качестве средств поражения используются управляемые 70 мм ракеты Cirit (8 шт) и высокоточные бомбы с лазерным наведением MAM-L (4 шт). Объективные данные, подтверждающие завершение настоящей сделки, также отсутствуют.

 

БПЛА на вооружении ВС Туниса (по состоянию на декабрь 2021 года)

 

Модель БПЛА Страна-производитель Год поставки / разработки Количество Примечание
Разведывательные БПЛА
ScanEagle США 2016 7*
RQ-20 Puma США 2020 8 (по контракту) Н.д. о закрытии контракта
Ударные БПЛА
Anka-S Турция 2020 6 (по контракту) Н.д. о закрытии контракта
БПЛА национальной разработки
NASNAS MK1 Тунис 1998 Н.д. об использовании в ВС Туниса
Super Nasnas Тунис Н.д.
Jebel Assa Тунис Н.д.
Buraq Тунис 2016
Jinn Тунис 2016

* — по данным ресурса defenceweb, по состоянию на декабрь 2019 года

52.38MB | MySQL:106 | 0,669sec