О запуске реформ в финансовом секторе Ливана

Несмотря на эскалацию внутриполитического кризиса в Ливане на протяжении прошлого года, в январе появились внушающие оптимизм предпосылки, что правительство Наджиба Микати все-таки запустит ожидаемый механизм реформ в финансовом секторе и сможет таким образом получить жизненно важную помощь по линии международных банков.

Ливанский кабинет министров, буквально парализованный в последние месяцы из-за острых политических разногласий между шиитской «Хизбаллой» и христианами-маронитами, все-таки активизировался в начале 2022 года – в первую очередь в контексте подготовки плана национального бюджета на новый год и выработки переговорной линии с Международным валютным фондом и Всемирным банком, а также арабскими монархиями Персидского залива, отношения с которыми стали нормализовываться после отставки министра информации

Подвижки на реформенном треке образовались в первую очередь благодаря разрешению острого кризиса внутри кабинета министров после отставки представляющего «Хизбаллу» скандального министра информации Ливана Джорджа Кордахи, заявления которого об интервенции Саудовской Аравии в Йемен привели к дипломатическому скандалу и заморозке отношений Бейрута со всеми арабскими государствами Персидского залива. В результате деятельность кабинета министров оказалась заблокирована практически с самого начала его формирования в сентябре прошлого года. В результате демарша «Хизбаллы»  в течение 2021 года он так и не собрался ни разу.

В начале января начались кулуарные консультации правительства по подготовке национального бюджета на 2022 год, что стало мобилизационным фактором для активизации работы кабинета министров. Премьер-министр Н.Микати оптимистично заявил, что как только будет готов первый проект национального бюджета, ему удастся собрать членов правительства и запустить работу.  Одновременно, с принятием нового бюджета премьер обещает произвести важные реформенные преобразования в финансовом секторе Ливана – важнейший шаг навстречу пожеланиям МВФ, чтобы разморозить обещанные Ливану еще в 2018-2019 гг многомиллиардные траншы экономической помощи.

В то же время, думается, обсуждение и принятие бюджета на 2022 год не будет гладким и станет очередной важной проверкой на прочность ливанского правительства. Уже сейчас неформально в экспертном сообществе циркулирует некий первоначальный проект бюджета, который вызвал острую критику со стороны различных общественных и политических сил. В частности, отмечается, что проект нового бюджета предполагает существенное увеличение налоговой и финансовой нагрузки на бедные слои населения и средний и малый бизнес. В частности, в новом бюджете предусмотрен рост импортных и торговых пошлин в качестве важного источника пополнения бюджета. Проект бюджета также предполагает увеличение обменного курса национальной валюты для совершения таможенных операций. В совокупности это ударит по социально незащищенным слоям и приведет к росту инфляции и стоимости импортируемой продукции, зависимость от которой в Ливане весьма высокая. Сформулированные кабинетом министров бюджетные предложения пока носят достаточно расплывчатый характер и сроки внедрения нововведений в финансовом секторе не обозначены. В то же время, в проекте содержится важный элемент, а именно – фактическое наделение министра финансов Ливана Юсефа Халила неограниченными полномочиями по внесению изменений в обменный курс применительно к различным налоговым и таможенным пошлинам.  При этом какая-либо аргументированная стратегия внедрения таких принципиально важных изменений пока не представлена. Одним из прямых негативных последствий нового бюджетного проекта Ливана на 2022 год может стать рост тарифов на интернет и телефонные услуги, что уже вызывает сильное недовольство среди населения.

Еще одним чувствительным моментом может стать внедрение правительством новых налогов в социальных секторах экономики. В частности, при обсуждении финансовой реформы в Ливане Всемирный банк еще в прошлом году настоятельно рекомендовал внедрение налогов в системе здравоохранения, чтобы повысить ее конкурентноспособность. Это вызвало острые дискуссии и недовольство среди общественных организаций и уязвимого населения.

В качестве главного бонуса от предлагаемых реформ в финансовом секторе правительство ожидает существенное увеличение доходов правительства за счет роста собираемости налогов и пошлин, в первую очередь налога на добавленную стоимость. В то же время, предлагаемая в этих целях регрессивная налоговая ставка еще более ударит по незащищенным слоям населения и усилит социальный разрыв и неравенство.

В расходной части проекта бюджета обеспокоенность вызывает тот факт, что большая порция расходов по-прежнему планируется на поддержку функционирования крайне неэффективной, нестабильной и построенной на старых и загрязняющих технологиях энергетической системы. На нее планируется выделить 5.25 трлн ливанских фунтов для покрытия дефицита в поставках топлива и выплаты кредитных обязательств государственной энергетической компании. Субсидируемая правительством,  эта система сегодня способна генерировать и обеспечивать население электричеством лишь в течение нескольких часов в сутки. В то же время приватизация энергетического сектора в бюджете 2022 г. пока не предусматривается. Большие надежды ливанское правительство закладывает на лоббируемый Вашингтоном проект возобновления поставок газа из Египта через Иорданию и Сирию, что позволит серьезно укрепить национальную энергетическую безопасность.

Ставки предлагаемой финансовой реформы в Ливане крайне высоки, а политические и экономические риски огромны. В то же время, на сегодня это единственно возможный путь, позволяющий получить доступ к ресурсам и средствам международных финансовых и банковских институтов, без которых в нынешних условиях у Ливана практически нет шансов для экономического развития. Одним из главных рисков является кризис на валютном рынке. Ливанский фунт за два года потерял более 90% своей стоимости. Центральному банку страны приходится ежемесячно осуществлять значительные валютные интервенции для его стабилизации и пополнения валютных резервов.

Для минимизации рисков в новом бюджете предлагается установить три различных режима обменного курса. Для государственных финансовых контрактов правительство установит курс в 1500 ливанских фунтов за доллар, для таможенных операций, обслуживания интернета, телефонной связи и других коммунальных платежей – 8000. Наконец, текущий рыночный курс национальной валюты составляет сегодня 23 000 фунтов за доллар.

Резюмируя, старт кулуарных консультаций по согласованию нового ливанского бюджета может стать спусковым крючком для нормализации деятельности правительства и реальному запуску его работы после затяжного кризиса. Все политические силы коалиционного правительства, включая «Хизбаллу», понимают, что без согласования бюджета и разработки в рамках нового бюджета стратегии финансовых реформ Ливан не сможет получить финансовую помощь по линии МВФ и Всемирного банка и окажется в ситуации острого кризиса в 2022 году. С другой стороны,  c учетом болезненного характера ожидаемых реформ для большей части ливанского населения, cледует ожидать социальных протестов и недовольства среди широких слоев. Также очевидно, что предлагаемый пакет реформ противоречит социальной политике «Хизбаллы», которой придется маневрировать между традиционными социально ориентированными подходами, позволяющими завоевывать поддержку электората, и взвешенным прагматизмом на внешнем фронте.

52.32MB | MySQL:103 | 0,731sec