Обзор парка БПЛА государств Северной Африки. Часть 3

Египет

Говоря о современном состоянии парка БПЛА Египта, прежде всего, следует отметить характерную для Каира традицию приобретения военной техники из множества источников. В частности, сегодня ВВС Египта эксплуатируют самолеты из России, Франции, Чехии, США и Китая. Мало отличается ситуация и в других видах вооруженных сил. С одной стороны, такой подход позволяет в определенной степени нивелировать негативные последствия от внезапного введения санкций. С другой – приводит к усложнению вопросов тылового обеспечения.

Желание руководства страны диверсифицировать источники вооружения и оборудования в полной мере перенесено и в область беспилотных летательных аппаратов. В настоящее время Вооруженные силы АРЕ содержат парк с достаточно широким перечнем разведывательных и ударных БПЛА. Вместе с тем, по оценкам экспертов, скорость освоения Каиром этой категории военной техники была относительно низкой по сравнению с другими арабскими странами, такими как Саудовская Аравия и ОАЭ. Тем не менее, Египет продолжает развитие своих беспилотных возможностей, не только закупая за рубежом новые модели БАС, но и приобретая лицензии на их производство силами отечественной промышленности.

Между тем, в конце 1980-х годов Республика Египет стала одной из первых арабских стран, начавших эксплуатировать разведывательные БПЛА. Вероятно, от Каира не ускользнуло эффективное применение Израилем беспилотных систем во время войны в Ливане 1982 года и подстегнуло усилия Египта по приобретению аналогичных возможностей.

В результате страна приобрела адаптированный для своих нужд разведывательный дрон, получивший официальное обозначение TR 324, но более известный как «Скарабей» (Scarab). Для своего времени продукт сотрудничества американских компаний Teledyne Ryan и Scaled являлся высокотехнологичным изделием. БПЛА с реактивным двигателем позволял проводить фотографирование местности вдоль заранее спланированного маршрута.

«Скарабей» запускался с пусковой установки с помощью ракетного ускорителя (RATO) и спускался на парашюте после завершения полетного задания. Согласно источникам, ВВС Египта получили в общей сложности 59 TR 324. Из них 9 были собраны для тренировок и операций в мирное время, а остальные 50 зарезервированы на период войны. Сообщается, что «Скарабеи» совершили 65 вылетов со своей базы в Ком-Авшиме (Kom Awshim), к югу от Каира. Сохранили ли египетские ВВС до сих пор TR 324 в качестве эксплуатационного актива – неизвестно.

Вскоре после появления «Скарабеев» также из США был доставлен дрон другого типа. В 1989 году Египет начал получать модель R4E-50 «Скай Ай» (SkyEye), оптимизированную для наблюдения за полем боя. Её запуск и возвращение выполнялись аналогично TR 324. Об их последующем использовании в Египте известно мало. Специалисты полагают маловероятным, что эти БПЛА раннего поколения продолжают активно использоваться сегодня. Тем не менее, можно утверждать, что в конце 1980-х — начале 1990-х годов в арабском мире Египет стоял в авангарде операций БПЛА. Усилия других арабских государств по приобретению беспилотных возможностей по-настоящему активизируются только в последние 10 лет.

В этой связи представляется удивительным то, что в период 1990-х – 2000-х годов парк египетских БАС практически не развивался. Связано ли это с изменением приоритетов в ВВС Египта, осторожным подходом к разработке БПЛА или отказом США предоставить Каиру более совершенные беспилотники – остается под вопросом. В результате, вне зависимости от истинных причин, Египет постепенно потерял большую часть накопленного потенциала. По утверждениям экспертов, Каиру удалось сохранить лидерство в данной сфере над другими арабскими странами только потому, что последние в этот период не предприняли серьезных попыток заложить собственный фундамент в этой области вооружений.

Возобновление работ с БАС в Египте всерьез началось только в начале 2010-х годов, когда страна приобрела в Китае разведывательный БПЛА ASN-209, а позже начала его лицензионное производство.

Спроектированная в 2009 году китайской компанией Xian ASN Technology Group  модель ASN-209 представляет собой многоцелевой БПЛА, предназначенный для разведки местности, выполнение патрульных и наблюдательных полётов, осуществление поисковых операций, ведения РЭБ и РЭР, а также корректировки огня артиллерии. Качественный и квалифицированный подходу к конструкции дрона, продемонстрированный китайскими специалистам, не только обеспечил широкое применение их разработке, но и позволил минимизировать реальную стоимость дрона, сделав изделие весьма конкурентным по отношению с аналогами западного производства.

БПЛА ASN-209 имеет взлетную массу до 200 кг и оборудован мощным двигателем. Силовая установка позволяет дрону развивать максимальную скорость полёта до 180 км/ч (крейсерская – 140 км/ч). Аппарат способен поддерживать автономный режим полёта до 10 часов, подниматься на высоту до 5000 м и выполнять полёты на дальность до 200 км. При этом, как сообщается, максимальная дальность полета ограничивается лишь возможностями управляющей аппаратуры. Запуск ASN-209 осуществляется при помощи специальной пневматической катапульты. В составе полезной нагрузки: оптико-электронная и ИК видеокамеры. Функционал бортовой аппаратуры позволяет самостоятельно обрабатывать данные, отправляя на пульт оператора лишь избранную информацию.

В 2011 году Египет сообщил о своей заинтересованности в турецком БПЛА «Анка». Однако ухудшение отношений между Каиром и Анкарой, в конечном итоге, помешало приобретению этой системы. В результате прием на вооружение ВВС Египта ударных беспилотников пришлось временно отложить.

Это произошло в 2016 году, когда в Египет прибыли первые китайские БПЛА «Винг Лонг I». Нет подтвержденных данных о фактическом количестве БПЛА этой модели, полученных Египтом. Часто повторяющиеся заявления о более 75 «Винг Лонг», находящихся в эксплуатации у египтян, специалисты считают значительно завышенными. Отмечается, что Каир почти сразу же разместил свои «Винг Лонг I» на Синайском полуострове и вдоль западной границы с Ливией. Восточная группировка БПЛА привлекается к операциям против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ), западная – к борьбе с контрабандой. Известные места дислокации включают авиабазы Бир-Гифгафа (Bir Gifgafa) на Синае,  Дахла-Оазис (Dakhla Oasis) и Усман (Uthman) в центральном и западном Египте.

Наблюдатели зафиксировали египетские «Винг Лонг I» с ракетами класса «воздух-земля» AKD-10 «Голубая стрела 7» и TL-2. Использование TL-2 удваивает количество боеприпасов, доступных для размещения на двух узлах подвески под каждым крылом беспилотника. В течение нескольких лет после закупки «Винг Лонг I»  поступали сообщения о дополнительных заказах улучшенных моделей: «Винг Лонг ID» (по 4 узла подвески под крыльями), «Винг Лонг II» и CH-5. Однако, до сих пор сведения в отношении наличия этих БАС у Египте остаются противоречивыми. Поэтому, специалисты советуют относиться к подобным известиям с осторожностью, пока не появятся неопровержимые доказательства.

На рубеже 2020 года египетские ВС получили значительный импульс, благодаря внедрению американского БПЛА ручного запуска «Пума» (RQ-20B Puma AE II). В Египте ранее отсутствовали БАС с подобными характеристиками. Каир быстро перебросил эту модель на Синайский полуостров, где в 2020 году в результате крушения как минимум 2 аппарата RQ-20B было утрачено. Еще одним событием стало приобретение для ВМС страны вертолетного БПЛА Schiebel Camcopter S-100 производства ОАЭ. В армии Египта дрон получил название «Аль-Сабр» (al-Sabre). Наблюдатели в 2020 году заметили, по крайней мере, 3 таких БПЛА на палубе одного из двух универсальных десантных кораблей типа «Мистраль» ВМС Египта. Предполагается, что в будущем количество БПЛА этой модели для УДК «Мистраль» может возрасти.

Начало текущего десятилетия отмечено потоком новостей о желании Каира приобрести лицензии на производство БПЛА иностранных конструкций и открыть для них производственные линии в Египте. Среди претендентов отмечены разработчики из Беларуси, Италии и ОАЭ.

Согласно сообщению агентства БЕЛТА от 20 февраля 2020 года в Минске подписано соглашение о производстве белорусских БПЛА в Египте. Со слов председателя Национальной академии наук Беларуси Владимира Гусакова, стоимость подписанного контракта оценивается в 1 млн. долл. США. Договор включает поставку и создание в Египте предприятия по производству дронов и обучению специалистов. Предполагается, что контракт распространяется на первую партию БПЛА до начала местного производства.

Модели белорусских БПЛА, представляющих интерес для Египта, пока не определены. Между тем, известно, что Беларусь производит несколько различных моделей БАС. Прежде всего, МБ «Буревестник» Центра многофункциональных беспилотных систем Академии наук Беларуси. Дрон весит более 350 кг и может быть вооружен неуправляемыми ракетами и другими средствами поражения. В предлагаемой линейке также более крупный по размеру «Ястреб» с максимальной взлетной массой около 700 кг и разведывательный БПЛА «Бусел MБ» с электрическим приводом.

Опираясь на прочные деловые связи в оборонной сфере с Италией, Египет проявляет интерес и рассчитывает на успех в приобретении разведывательного БПЛА класса MALE «Фалко Иксплорер» (Falco Xplorer) от компании Leonardo.

В прошедшем 2021 году стало известно о производстве в Египте разработанного в ОАЭ БПЛА Yabhon Flash 20 от компании Adcom. Местное название «Эджун-30 СВ» (EJune-30 SW). Впервые модель представлена публике на выставке EDEX-2021 (29 ноября – 2 декабря 2021 года). Дрон изготовлен компанией Industrial Complex Engineering Robots в сотрудничестве с Министерством военного производства Египта. Согласно данным производителя «Эджун-30 СВ» способен взлетать и приземляться автоматически. Аппарат имеет длину 8,9 м и размах крыла 12 м. Максимальный взлетный вес – 1400 кг. Максимальная скорость полета оценивается в 260 км/ч. Продолжительность полета – до 24 часов. Максимальная рабочая высота – 7000 м. По оценкам экспертов, египетское производство Flash 20 представляет собой отражение попытки Алжира создать собственную производственную линию для эмиратских боевых дронов.

В рамках EDEX-2021 также состоялась презентация двух национальных проектов БПЛА. В частности, в первый день выставки президент АРЕ Абдель-Фаттах ас-Сиси осмотрел БПЛА «Нут» (Nut), названный в честь древнеегипетской богини неба. Модель является совместной разработкой Арабской организации индустриализации и Военно-технического колледжа Египта. Аппарат предназначен для выполнения тактических разведывательных миссий днем и ночью с использованием оптико-электронных технологий. «Нут» несет полезную нагрузку до 50 кг и имеет автономность до 10 часов. Планер также позволяет интегрировать в систему оборудование спутниковой связи.

Кроме того, на EDEX предлагалась брошюра о беспилотнике местного производства «Фивы-30» (Thebes-30). Поскольку система все еще находится в стадии разработки, макет дрона не выставлялся. Как сообщалось, БПЛА предназначен для выполнения разведывательных и патрульно-наблюдательных полетов.

В представлении экспертов, ВС Египта имеют вполне ясные перспективы в области БАС. Благодаря принятию на вооружение ряда новых образцов БПЛА (как разведывательных, так и ударных) и получению лицензий на их производство, Египет снова может претендовать на лидирующие позиции, которые он занимал в прошлом. Египетские военные, безусловно, обратили внимание на войну в Нагорном Карабахе в 2020 году, что дает основания ожидать египетских инвестиций в барражирующие боеприпасы. Однако, полагают аналитики, прежде чем Каир попытается обрести совершенно новые возможности, он должен решить проблему общей нехватки тактических БПЛА в Сухопутных войсках.

 

БПЛА на вооружении ВВС Египта (по состоянию на декабрь 2021 года)

 

Модель БПЛА Страна-производитель Год поставки / разработки Количество Примечание
Разведывательные БПЛА  
TR 324 США 1989 52* вероятно,  списан  
R4E-50 SkyEye США 1989 48* вероятно,  списан  
ASN-209 Китай 2010 18*    
RQ-20B Puma AE II США 2019 Н.д.    
al-Sabre / Camcopter S-100 ОАЭ / Австрия 2020 4*    
Ударные БПЛА  
Wing Loong I Китай 2016 10*    
Wing Loong II* Китай Н.д. 32*    
EJune-30 SW / Yabhon Flash 20 Египет 2021   Производство по лицензии  
Дроны-мишени  
Meggitt Banshee Великобритания Н.д.      
БПЛА собственной разработки  
Nut Египет 2021   еще не введен в эксплуатацию  
Thebes-30 Египет 2021   еще не введен в эксплуатацию  

* — по данным ресурса defenceweb, по состоянию на декабрь 2019 года

 

Таким образом, развитие БАС не осталось незамеченным руководством государств Северной Африки, и образцы этой категории вооружений нашли определенное распространение в арсеналах их армий. В той или иной степени все страны региона впервые обратились к БПЛА в конце 1980-х годов. Однако, всплеск активности в приобретении и собственном лицензионном производстве БАС отмечен после 2010 года. Очевидно, что это обусловлено текущей доступностью беспилотных технологий и многочисленными примерами их боевого применения (в первую очередь на Ближнем Востоке).

Обзор парка БПЛА стран региона, показывает, что в нем преобладают модели производства США, Израиля и Китая. Попытки продвинуть свои изделия предпринимают ОАЭ, Турция и Италия. Контракт с белорусскими производителями –  пока экзотика. В целом, поставки БПЛА в войска не носят системного характера и на данный момент времени не способны существенно влиять на боевой потенциал вооруженных сил той или иной страны. Скорее следует говорить о формировании нового рода сил и освоении новых для этих государств беспилотных возможностей.

62.88MB | MySQL:102 | 0,563sec