Алжирские власти отказываются от диалога с торговцами и производителями

Судя по последним действиям алжирских властей, они не намерены решать обострившиеся продовольственные проблемы своей страны. Одним из индикаторов этого служит ситуация на ее «хлебном» рынке.

Так, в последние дни в разных ее районах бастовали до 90% алжирских пекарей, как, например, наблюдается прежде всего в национальных районах. Например, в вилайе Тизи Узу, где они 23 января уведомили власти о начале бессрочной забастовки, вызванной провалом попыток с ними их диалога. Напомним, что они и представители торгового сектора в январе текущего года провели встречи с представителями алжирского правительства в поисках решения продовольственной проблемы, но никаких результатов это не дало.

Далее последовала устроенная пекарями массовая акция протеста, однако на их митинг, на котором они в последний раз пытались донести до властей подробности бедственной ситуации, принимающие решения ответственные лица никак не отреагировали.

Так, хлебопеки уведомили власти страны о том, что они больше не могут продавать выпекаемые ими багеты хлеба по официально установленной цене в 10 динар, поскольку это ведет их в итоге к разорению.

В частности, Самир Бузиан, президент секции пекарей, входящей в Союз алжирских торговцев и ремесленников (UGCAA), открыто заявил: «Мы больше не имеем прибыли и работаем в убыток, и чиновники очень хорошо знают о наших проблемах».

Однако, по его словам, власти отказываются выполнять их предложения и повышать цены до 15 динар за багет, аргументируя свой отказ тем, что пекарни получают муку по льготной цене, субсидируемой государством.

Однако по данным Самира Бузиана, они полностью игнорируют резкое удорожание за минувший год других продовольственных компонентов и услуг, необходимых для выпечки хлеба. В качестве соответствующего примера он привел рост стоимости пакета дрожжей. По его словам, если «Раньше мы покупали их по цене 3500 динар (25 долларов), то теперь – 4700 динар (34 доллара), то есть она выросла на треть.

По данным Самира Бузиана, в среднем аналогичным образом увеличилась и стоимость других необходимых для выпечки хлеба компонентов и услуг, почему «мы больше не можем продавать багеты по прежней стоимости.

В этой связи он призвал власти найти решение их проблем, поскольку в противном случае «такими темпами наша профессия обречена на исчезновение. Уже много пекарей сменили профессию, а другие начинают продавать свое оборудование, чтобы не работать себе в убыток».

И это не преувеличение. Его дополняет координатор UGCAA в Тизи-Узу Самир Джеббар, по данным которого продолжающийся рост стоимости пищевых компонентов и услуг привел к тому, что пекари в результате теперь «даже не могут модернизировать свое устаревшее оборудование и оплатить свои расходы и долги».

И поэтому, по его словам, данный кризис оставляет пекарям два варианта действий – закрыться или нарушать закон, самочинно продавая багеты по цене 15 динар с применением различных манипуляций, чтобы не «сесть» за его нарушения или уменьшать вес продукции и ухудшать ее качество.

Пока большинство пекарей в берберских провинциях не хотят следовать этим примерам прежде всего в силу наличия здесь более тесных родоплеменных связей, ведь на практике продажа там такого хлеба означает удар по своим же друзьям и родственникам.

Не случайно, что национальных районах наблюдается и большее понимание между представителями пекарей, населения и местных властей, однако представители последних, имея четкие установки «сверху», не могут пойти им навстречу, о чем и «намекают прозрачно» об этом недовольным.

Так, выступая 23 вчера в эфире местного радио, руководитель отдела деловой практики в торговом управлении Тизи Узу Мухаммед Халит открыто признал законными претензии пекарей, указав, однако, что их жалобы были переданы центральным властям. Дескать, они там всё и решают.

По его словам, в связи с этим «Была даже проведена межведомственная встреча, в которой приняли участие девять министерств алжирского правительства и на которой их представители обсудили данную проблему, и соответствующие резолюции были направлены премьер-министру, и мы ждем решений». И потому он и представители судебных властей страны призвали «пекарей не наказывать граждан».

Впрочем, это не повлияло на их решимость продолжить забастовку. «Чиновники вилайи хотят, чтобы мы прекратили ее, но не предоставили никаких гарантий, что нас реально услышат», — такая реакция пекарей, аргументирующих свое намерение добиваться своих интересов, временно прекратив работу по выпечке хлеба.

По данным обывателей, первый день стачки пекарей обыватель не сильно ощутил последствия их действий, поскольку они заблаговременно знали об этом и успели сделать соответствующий запас. Однако запастись хлебом даже на несколько дней невозможно, и в последующие дни последствия забастовки должны будут сказаться и вызвать серьезное недовольство населения, которое будет обращено по адресу центральных властей.

Аналогичным образом власти АНДР не услышали голоса торговцев и производителей молока и молокопродуктов. Так, министр сельского хозяйства и развития сельских районов страны Мухаммед Абдельхафид Хенни открыто заявил, что ее власти сохранят на неопределенное время прежнюю официальную цену пакета молока в размере 25 динар, поскольку власти АНДР закупают сырье для его производства. Однако его реальная себестоимость уже заметно превышает 30 динар в силу аналогичных причин, заявленных выше пекарями.

Таким образом, оговоренная финансовым законом 2022 года отмена политики субсидирования стоимости части продуктов, судя по всему, откладывается на неопределенный срок в связи с повышением стоимости главного экспортируемого товара АНДР на мировом рынке и получением ее властей дополнительных ресурсов для ее сохранения.

Напомним, что правительство АНДР подразумевает замену данной стратегии адресной помощью наиболее нуждающимся, но до сих пор необходимых для этого критериев не разработано.

Причина подобного положения дел обусловлена тем, что оторвавшаяся от реалий алжирская политическая элита действительно уверена в том, что предоставление «дешевого» сырья производителям позволит населению по-прежнему покупать продукты по льготным ценам.

С другой стороны, подобное положение наблюдается и по причине того, что очень многие представители властей АНДР «кормятся» на контрактах по закупкам сырья и изготовления субсидируемых продуктов, тем более, что данная система крайне непрозрачна, и потому уличить их в этом достаточно сложно.

Между тем, по данным того же министра Хенни, в среднесрочной перспективе его ведомство разработало стратегию развития собственного молочного хозяйства путем закупки за рубежом коров, которую оно осуществляет с января текущего года. Благодаря этому алжирские власти рассчитывают заметно ослабить зависимость от зарубежных поставок сухого молока, а в перспективе и вовсе от нее освободиться.

В этой связи министр сельского хозяйства призвал к строгому соблюдению мер, предусмотренных в новых спецификациях, регулирующих развитие данной отрасли. Например, забой молочных коров в возрасте до семи лет согласно его утверждениям должен быть запрещен. Он же обещает организовать строгое отслеживание импортируемых животных в карантинных центрах, где ветеринарные службы будут их вакцинировать против ящура.

Для привлечения к своей инициативе частных производителей Министерство сельского хозяйства намеревается стимулировать их, финансируя производство каждого литра молока в размере 12 динар.

По данным министра Хенни, для реализации приведенного выше плана ежегодно необходимо импортировать не менее 20 000 коров. Однако согласно имеющимся расчетам, для создания алжирской молочной промышленности придется закупить как минимум один миллион коров, а для гарантированного решения проблемы – 1.4 млн голов.

Однако, исходя из таких расчетов, при подобной динамике покупок АНДР потребуется для этого 50 – 70 лет, что сводит на нет все планы Хенни.

Кроме того, для создания национальной молочной отрасли требуются серьезные ресурсы. Так, в среднем стоимость одной коровы составляет 1200 – 2200 долларов, и только на их закупку должно уйти более 1.2 млрд долларов.

Однако речь идет не только о деньгах. Так, в среднем для водопоя одной коровы ежедневно требуется как минимум 30 литров чистой питьевой воды или почти 11 тысяч литров (11 куб. м) в год, или минимум 11 млн куб. м ежегодно. С учетом все более заметной нехватки воды в Алжире, которой летом – осенью, а теперь и зимой не хватает для прочих нужд, возникает вопрос, где его власти возьмут такое ее количество, которая, подчеркнем, должна быть при этом чистой.

И, наконец, с учетом минимальной площади земель выпаса, требуемой для получения нормального удоя с одной коровы, на реализацию алжирской молочной стратегии требуется не менее 0.3 гектар или 300 тысяч гектар в целом. Заметим, что свободных плодородных земель в таком объеме у страны нет, а для их рекультивации потребуется опять-таки затратить многие миллиарды долларов.

Подводя итог последним инициативам алжирских властей, отметим, что они занимают абсолютно несговорчивую позицию, не делая ни малейшей уступки заявителям, чем усугубляют во многом устроенный их же руками кризис, окончательно разваливая торгово-продовольственный сектор.

Одна из причин такой несговорчивости также обусловлена уверенностью представителей алжирских властей, что торговцы и производители пробуют их «на слабо», и любая уступка будет воспринята ими сигналом к выступлению против них оппозиции.

Предположим, что продовольственный кризис будет в результате только усугубляться, и на практике это будет приводить к дальнейшему стремительному удорожанию продуктов и их дефициту. И как показывают события мировой истории, имеется множество примеров, когда серьезные внутренние потрясения, приводившие в том числе к обрушению целых империй, начинались с обострения продовольственного вопроса.

Иными словами, сами алжирские власти, отвергая диалог, старательно готовят настоящий кризис, делая все, чтобы стремительно нищающее население страны снова вышло на улицы. Почва для нового возмущения практически созрела. Достаточно небольшой «искры», чтобы недовольство выплеснулось наружу, причем начало подобному «пожару» могут положить берберские районы.

Впрочем, пока еще шанс сманеврировать у алжирского режима есть, но возможности для этого стремительно сокращаются.

62.85MB | MySQL:102 | 0,480sec