О новом раунде переговоров Ливана с МВФ

24 января с.г. после длительного перерыва стартовал новый раунд переговоров Ливана с Международным валютным фондом. Событие самое по себе примечательное: c начала эскалации социально-экономического и финансового кризиса в стране в 2019 году Бейрут безуспешно пытается согласовать с МВФ пакет финансовой помощи для проведения назревшей реструктуризации экономической системы. В середине 2020 года переговоры были заморожены ввиду обострения политического кризиса в Ливане и вакуума власти.

Сегодня, на фоне некоторого оживления работы нового, сформированного осенью прошлого года кабинета министров под руководством премьера Н.Микати переговоры вновь возобновились. По косвенным признакам есть предпосылки того, что переговоры с МВФ могут увенчаться успехом. Слабое звено – сохраняющаяся внутренняя раздробленность в политической элите и традиционная неустойчивость сформированного по коалиционному принципу ливанского правительства. С другой стороны  — все политические силы страны, включая прагматичное крыло «Хизбаллы», заинтересованы в транше МВФ, поскольку других действенных рычагов по сохранению хотя бы статуса кво в ливанской экономике просто не остается. Вопрос – какой ценой помощь МВФ может быть получена, а именно – насколько приемлемыми окажутся условия банка по реформированию финансово-экономического сектора Ливана для всей пестрой палитры местной политической элиты, включая шиитское крыло.

На кону переговоров может быть порядка 4 млрд долларов США, которые ливанское правительство рассчитывает получить в качестве первого транша помощи по линии МВФ. По крайней мере, такие цифры публично озвучил накануне начала переговоров министр экономики Ливана Амин Салам. Разумеется, точные параметры финансовой помощи и планов МВФ держатся в секрете и могут расходиться с пожеланиями ливанских властей.

Определенную сложность в переговорном процессе представляет факт их проведения в виртуальном режиме ввиду имеющихся под воздействием коронавирусных ограничений.

До начала официального раунда переговоров стороны приступили к техническому обмену. В частности, МВФ запросил у Бейрута данные по финансовым потерям и по потерям в банковском секторе. По оценкам властей Ливана, также озвученным публично, эти потери составляют на сегодня почти 70 млрд долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры завышенными.

Ожидается, что переговоры с МВФ выйдут за рамки дискуссий по согласованию параметров помощи и затронут широкий комплекс вопросов, включая в первую очередь план экономических реформ (как условие предоставления транша), но также и политику ливанских властей по восстановлению и реконструкции после пандемии и новый бюджет Ливана на 2022 год.

Последний вопрос – наиболее важный и актуальный, поскольку параллельно с переговорами по линии МВФ новый кабинет министров Ливана приступил к согласованию параметров бюджета и этот вопрос уже вызвал широкий общественный резонанс. Чувствительным моментом здесь является согласование внутри политической элиты целого ряда новых решений по повышению налоговой и таможенной нагрузки на местных производителей и потребителей, что является одним из предусловий МВФ для выделения помощи. По мнению ряда общественных организаций и представителей гражданского общества, эти изменения налогового и финансового режима и внедрение прогрессивной шкалы налогообложения приведут к росту нагрузки на бедные, незащищенные слои населения.

В то же время, нужно понимать, что оба процесса тесно взаимосвязаны. Стоящие за переговорами с МВФ западные доноры дали четко понять Ливану, что без достижения внутреннего консенсуса по национальному бюджету ожидать прорыва в переговорах с банком не следует. Только сформированный в соответствии с ожиданиями экспертов МВФ и одобренный политическими силами Ливана бюджет станет тем спусковым крючком для поступления международной финансовой помощи.

Другой важный предмет стартовавших переговоров с МВФ – согласование плана экономического восстановления, который правительство Ливана обязуется запустить в марте 2022 года, когда будет cформирован и утвержден национальный бюджет страны.

Что касается перспектив, то в случае успешного согласования первого транша МВФ и последовательного продвижения Ливана по пути намеченных реформ, банк недвусмысленно намекает на высокие шансы по расширению помощи в обозримом будущем.

Переговорный трек с МВФ важен для Ливана не только в плане получения прямой финансовой помощи, в которой остро нуждается национальная экономика, но и в более широком контексте международного кредитного и инвестиционного рейтинга страны. Одобрение транша, которое станет прямым подтверждением приверженности Ливана реформам и модернизации госсектора и ликвидации коррупционных схем, откроет дорогу для других крупных международных партнеров и инвесторов, в том числе из частного сектора. В частности, правительство Ливана ведет параллельные переговоры со Всемирным банком по выделению гранта для финансирования программы продовольственных ваучеров для помощи миллионам бедных и голодающих ливанцев.

Перспективы успеха переговоров ливанского правительства с МВФ сегодня в руках местной политической элиты. Есть ряд чувствительных моментов, по которым ливанская элита не готова принимать требования банка. Один из таких моментов касается требований в отношении повышения налоговой шкалы и соответственно нагрузки на население для пополнения доходной части бюджета. Одновременно, позиция МВФ заключается в значительном сокращении субсидирования программ со стороны государства, а также унификации обменного курса национальной валюты, который сегодня искусственно сдерживается, что приведет к прогрессирующему росту инфляции. Здесь тем не менее существует вероятность найти точки соприкосновения с банком, но придется договариваться с «Хизбаллой» и изыскивать альтернативные модальности социальной поддержки уязвимых групп населения, в том числе по линии гуманитарной донорской помощи, ООН и различных финансовых институтов, например того же Всемирного банка.

Еще один сложный вопрос согласования с МВФ – реформирование убыточного государственного энергетического сектора, который сегодня не в состоянии обеспечить бесперебойную поставку электроэнергии. С другой стороны, приватизация энергосектора может привести к менее предсказуемым последствиям, безусловно повысит ставки и ляжет новым финансовым бременем на население. Бейрут рассчитывает также на успех новой региональной энергетической сделки по поставкам египетского газа в Ливан через Иорданию и Сирию по существующему газопроводу – если этот проект заработает, то энергетическая реформа под контролем МВФ может оказаться успешной.

Но наиболее чувствительным в рамках выдвигаемых по линии МВФ условий предоставления первого транша является требование о проведении финансового аудита Центрального банка Ливана и всех госучреждений, а также внедрение законодательства о контроле над капиталом и денежными потоками. Этот вопрос, c учетом вероятности коррупционной составляющей, считают эксперты, может стать камнем преткновения в стартовавших переговорах Бейрута с МВФ.

52.21MB | MySQL:103 | 0,711sec