О расширении разведывательных возможностей Турции в акваториях Восточного Средиземноморья

Турция, ставшая одной из немногих стран, способных строить собственные надводные боевые корабли, продолжает наращивать свою военно-морскую мощь. 14 января 2022 г. в состав турецкого флота вошел первый разведывательный корабль TCG Ufuk (A-591), построенный по проекту корветов класса Ada национальной постройки. Планируется, что возможности корабля будут задействованы в интересах Национальной разведывательной организацией Турции (тур. Milli İstihbarat Teşkilatı, MİT) для решения задач сбора и первичной обработки разведывательной информации[i].

Планы, предусматривающие наличие у турецкой разведки собственного разведывательного корабля впервые появились в 2012 г., после того, как в в Сирийской Арабской Республике (САР) был сбит турецкий самолет-разведчик RF-4E. В то время турецкие СМИ опубликовали информацию о том, что летящий на низкой высоте самолет выполнял разведывательные задачи в воздушном пространстве САР, чтобы снабдить MİT необходимыми разведданными. Экипажу турецкого RF-4E было поручено обнаружить сирийские радиолокационные станции (РЛС) и собрать информацию о системах ПВО российского производства на территории САР. После провала операции руководство MİT убедило турецкое правительство в необходимости постройки надводного корабля для сбора разведывательной информации с моря, что позволило бы избежать подобных потерь квалифицированного личного состава в будущем.

Известно, что на современном этапе развития турецкие наземные средства радиоперехвата не могут достичь удаленных участков Эгейского моря, в частности районов, расположенных между греческими островами[ii]. В настоящее время MİT отслеживает суда, проходящие через турецкие проливы, с помощью наземных средств слежения, установленных вдоль побережья страны[iii].

В отличие от разведывательных кораблей других стран Восточного Средиземноморья, которые задействованы для решения задач в вооруженных сил, TCG Ufuk будет снабжать соответствующей информацией исключительно разведывательные службы. До 2012 г. Командование электронных систем Генерального штаба (GES), представляющее самую мощную структуру  радиоразведки и радиоперехвата Турции, отвечало за анализ полного спектра радиолокационных сигналов в информационно-коммуникационном пространстве. Полученная информация становилась основой для разведданных, которые докладывались командованию турецких ВС и политическому руководству страны. Однако, в 2012 г. GES в структурном плане было переподчинено MİT: правительство не доверяло военным и считало, что GES способно не только решать разведывательные задачи, но и отслеживать переговоры/переписку гражданских чиновников[iv].

Турецкие военные эксперты утверждают, что MİT внесла значительный вклад для обеспечения национальной безопасности, задействуя свои специфические методы борьбы с международным терроризмом. На прошлой неделе президент Реджеп Тайип Эрдоган заявил во время церемонии спуска корабля на воду, что «MİT изменила ход игры в пользу Турции благодаря полученными с мест тактическими разведданными и операциям, которые она провела, также добившись успеха в сфере кибербезопасности».

«Разведывательный корабль, который мы вводим в строй, – это новая и важная возможность для нашей нации. Я верю, что наша мощь на море, а также на суше и в воздухе возрастет благодаря этому кораблю, оснащенному современным оборудованием, которым обладают очень немногие спецслужбы в мире», – добавил Р.Т.Эрдоган. Он также заявил, что следующая цель MİT – обеспечить Турции достойное место в космическом пространстве с помощью спутниковой разведки: с 2016 г. Турция имеет в космосе разведывательный спутник Göktürk-1, разработанный для нужд ВС страны. Скорее всего, Р.Т.Эрдоган говорил о новых проектах спутников, реализуемых непосредственно в рамках MİT[v].

Генеральным подрядчиком проекта TCG Ufuk, официально заявленного как «испытательное и учебное судно», в 2016 году стала компания Savunma Teknolojileri Mühendislik (STM). Строительство корабля началось в 2017 г., но из-за пандемии COVID-19 официальная церемония ввода в эксплуатацию несколько раз переносилась. При общей длине 99,5 метра, максимальной ширине 14,4 метра, экипажем 110 человек, водоизмещении 2400 тонн и осадке 3,6 метра корабль типа Ufuk способен принято на палубе вертолет весом около 10 тонн и находиться в открытом море 45 суток без перерыва в различных климатических и морских условиях.

Свой вклад в создание проекта внесли 194 турецкие компании, при этом турецкое Управление оборонной промышленности (SSB) утверждает, что около 70% проекта было реализовано с использованием отечественных средств и оборудования. К турецким компаниям, принимавшим участие в производстве TCG Ufuk, можно отнести следующие:

– Стамбульская военно-морская верфь (предоставление производственной площадки);

– ASELSAN (проектирование, производство и интеграция на корабле специализированных систем, таких как радары, средства связи, корабельная навигация);

– HAVELSAN (предоставление системы боевого управления ADVENT, корабельной системы распределения данных, корабельной интегрированной информационной системы, системы видеонаблюдения);

– İŞBİR (разработка бортовых генераторов);

– ANEL (проектирование, поставка, производство и интеграция инфраструктуры судовых электрических систем);

– YALTES (разработка и производство боевой информационно-управляемой системы).

Ранее Турция использовала для сбора разведывательных данных научно-исследовательское судно TCG Çandarli, но эксперты сочли его размерения недостаточными для установки средств технического контроля и недостаточно продвинутым с точки зрения новейших технологий[vi]. Здесь следует отметить, что TCG Ufuk – это надводный корабль типа корвет, отвечающий за сбор информации, перехват сигналов и исходящих сообщений, а не корабль радиоэлектронной борьбы. В отличие от кораблей аналогичного класса, TCG Ufuk будет оснащен только вооружением для самообороны. Ожидается, что во время плавания в открытом море его будет сопровождать корабль, оснащенный управляемым ракетным вооружением.

В заключение отметим, что помимо Турции, разведывательные корабли национального производства в Средиземном море есть у Франции, Испании и Израиля. В 2020 г. Франция направила свой разведывательный корабль Dupuy-de-Lôme в Черное море во время политического кризиса между ЕС и Турцией, вызванного несогласованным бурением природного газа в Восточном Средиземноморье. Теперь у Турции есть разведывательный корабль, который она может отправить в международные воды у берегов Франции[vii]. Турецкое политическое руководство может использовать TCG Ufuk не только в качестве инструмента в международной политике, но и для поднятия собственных рейтингов перед предстоящими выборами.

[i] https://nordicmonitor.com/2022/01/turkish-spy-agency-mit-will-use-the-newly-launched-ship-gathering-signal-intelligence-at-high-seas/

[ii] https://www.defenceturk.net/radarlarda-ileri-teknolojiler

[iii] https://www.mgm.gov.tr/genel/meteorolojiradarlari.aspx?s=radaragi

[iv] https://ansiklopedika.net/bes-soruda-tcg-ufuk-a-591-istihbarat-gemisi-hakkinda-tum-gercekler.html

[v] https://www.timeturk.com/gundem/turkiye-nin-istihbarat-gemisi-tgc-ufuk-dunya-basininda/haber-1719680

[vi] https://en.wikipedia.org/wiki/USNS_Kane_(T-AGS-27)

[vii] https://www.aa.com.tr/tr/bilim-teknoloji/yaban-hayati-uzmani-dr-yasin-ilemin-tcg-ufukun-sembolu-karakulaki-anlatti/2474608

52.41MB | MySQL:103 | 0,586sec