К попыткам сближения между Турцией и США

Сложная внутриполитическая и экономическая конъюнктура побуждает президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана к изменениям во внешней политике Турции. Во втором полугодии прошлого года турецкое руководство анонсировало второе издание политики «нулевых проблем с соседями», автором которой в свое время был министр иностранных дел Турецкой Республики Ахмет Давутоглу. В рамках этой политики Анкара начала сближение с ОАЭ и Саудовской Аравией, а также диалог с Египтом. С декабря 2021 года отмечаются попытки турецкой дипломатии наладить подобный диалог с Израилем. В этом же контексте происходят в последнее время попытки восстановить доверительные отношения с США и Евросоюзом и вернуться к политике «атлантической солидарности».

13 января на встрече с послами государств Европейского союза Реджеп Тайип Эрдоган призвал к активизации усилий по расширению связей между ЕС и Турцией. Он заявил, что вступление в ЕС остается приоритетом Турции и отметил: «В наших общих интересах действовать, руководствуясь долгосрочной стратегической перспективой, а не страхами и предрассудками». Согласно Эрдогану, сотрудничество между ЕС и Турцией является жизненно необходимым и «без чрезвычайных усилий, предпринятых Турцией, Сирия и Европа сейчас являли бы совершенно другую картину».

Одновременно Анкара пытается убедить себя в том, что Вашингтон стремится оживить проблематичное сотрудничество с Турцией. В комментарии, опубликованном в проправительственной газете Sabah отмечается: «В настоящий момент позиция, которую может занять Турция в конфронтации между Россией с одной стороны, США и НАТО с другой, является более жизненно необходимой, чем никогда. В качестве верного члена НАТО Турция является необходимым партнером для обеих сторон».

Ожидания турецкой стороны возвращения стратегического партнерства с США подкрепляются недавними действиями Вашингтона, отозвавшего свою поддержку газопровода EastMed (проектируемая длина – 1900 километров), который задумывался для экспорта природного газа из Израиля и Кипра в Европу. В 2020 году Израиль, Кипр и Греция подписали соглашение о строительстве до 2025 года этого газопровода с мощностью прокачки до 10 миллиардов кубометров в год. Такое решение вызвало резкое недовольство со стороны Анкары, так как месторождения на шельфе Кипра являются предметом спора между кипрским правительством и Турецкой Республикой Северный Кипр (ТРСК). В период администрации Трампа проект газопровода пользовался значительной поддержкой со стороны США. Американцы обещали инвестировать в него 6,85 млрд долларов. Финальное решение должно было состояться в этом году. Однако 11 января 2022 года Госдепартамент США выпустил заявление, согласно которому американская сторона больше не поддерживает проект EastMed. В заявлении говорится о том, что фокус внимания перемещается на транспортировку электроэнергии в Европу по подземным и подводным проводным линиям: «Мы остаемся привержены идее транспортировать энергию Восточного Средиземноморья в Европу. Мы поддерживаем такие проекты как Евроафриканский коннектор, который будет доставлять электроэнергию из Египта на Крит и в материковую Грецию и Евроазиатский коннектор, который соединит электросети Израиля, Кипра и европейских стран». Данное заявление вписывается в политику «зеленой энергетики», ставшей идеей фикс администрации Байдена. Однако представляется, что главной причиной является все-таки стремление американцев не допустить раскола в блоке НАТО. Энергичное сопротивление Анкары проектам EastMed вызвало в 2020 году конфронтацию между Турцией с одной стороны, Грецией и Францией с другой.

В турецких правящих кругах растет уверенность в том, что в этом году Турция восстановит отношения стратегического партнерства с ЕС и НАТО. В предвкушении этого президент Эрдоган предложил Вашингтону создание «общего стратегического механизма». Ключевой советник президента Эрдогана Ибрагим Калын обсудил 10 января эту инициативу с помощником президента США по национальной безопасности Джейком Салливаном. Согласно заявлениям турецкого правительства, стороны обменялись мнениями по глобальным и региональным вопросам: кризису на Украине, обострению ситуации в Казахстане, возможной нормализации турецко-армянских отношений, развитию событий в Афганистане, Боснии и Герцеговине и Эфиопии. Ибрагим Калын завил о том, что кризис на Украине должен быть разрешен мирным путем и Турция приложит к этому все усилия. В то же время он подчеркнул важность «сохранения территориальной целостности Украины». Такой подход вписывается в политику военно-технического сотрудничества, проводимого Анкарой с Киевом в рамках поставки турецких беспилотников.

Совершенно понятно: в Турции надеются на то, что несмотря на «токсичность» турецкой правящей элиты для американской политики, в Вашингтоне не хотят разрыва с Анкарой. Несмотря на наличие серьезных разногласий по ряду вопросов (сирийские курды, ситуация в Восточном Средиземноморье и т.д.) правящая элита ПСР прокладывает пути для позитивного диалога с США. Она надеется, что администрация Байдена будет заинтересована в турецкой поддержке по многим проблемам. Это, во-первых, противостояние с Россией на Украине и в Черноморском регионе. Во-вторых, позиционирование Турции как защитника американских интересов в Ливии и в Ираке. В-третьих, экономическое и политическое сдерживание Китая и России в Африке южнее Сахары.

2 января 2022 года состоялся телефонный разговор Президента Российской Федерации В.В.Путина и президента Турции Р.Т.Эрдогана. Судя по официальному заявлению Кремля, в ходе разговора обсуждались предстоящие переговоры России и НАТО в Женеве и Брюсселе и взаимные гарантии безопасности. Двумя днями позже произошел разговор между министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу и госсекретарем США Энтони Блинкеном. Главной темой на них была напряженность между Россией и НАТО по поводу Украины. Судя по всему, Блинкен остался доволен турецкой позицией. В своем Твиттере он записал: «Хороший разговор с турецким министром иностранных дел Мевлютом Чавушоглу. США и Турция продолжают координацию по угрозе российской эскалации на Украине и углубляют сотрудничество как двустороннее, так и в рамках НАТО». В свою очередь 6 января состоялся разговор между Чавушоглу и российским министром иностранных дел С.В. Лавровым. В официальном сообщении было сказано, что в ходе беседы обсуждались встреча Россия-НАТО и развитие ситуации в Казахстане, Боснии и Герцеговине и на Кавказе. Проправительственная газета Sabah не смогла скрыть ликования по этому поводу: «Похоже, в этом году не только государства, с которыми у нас нормализуются отношения, но также НАТО, ЕС и Россия будут стучаться в турецкую дверь».

Обнадеживающие сигналы в поведении США внушили турецким военным оптимизм по поводу приобретения страной военных самолетов F-35. Министр обороны Турецкой Республики Хулуси Аккар заявил о том, что американские и турецкие официальные лица готовятся к переговорам по обсуждению сделки по истребителям F-35. Аккар оптимистически рассматривает результат переговоров. Изначально Турция участвовала в проекте по производству данных самолетов, производя некоторые комплектующие. Американская администрация  приняла решение удалить Турцию из этой программы после приобретения Анкарой российских систем ПВО С-400. В настоящее время турки хотят приобрести 100 истребителей F-35. Параллельно в ноябре прошлого года Эрдоган предложил президенту США Джозефа Байдена покупку Турцией 40 новых самолетов F-16.

Таким образом, в Анкаре рассчитывают в этом году наладить тесное сотрудничество с Вашингтоном и НАТО, забыв о былых разногласиях. Турция действительно жизненно необходима Североатлантическому блоку в силу своего геополитического положения. Но так ил необходим ему Эрдоган? В Вашингтоне и Брюсселе давно уже не считают турецкого лидера надежным партнером. Показательной в этом отношении является опубликованная еще в декабре в газете Asia Times статья Дэвида Голдмана (американский экономист и политолог, бывший советник президента Рональда Рейгана) «Талантливый мистер Эрдоган». Заголовок содержит аллюзию на фильм «Талантливый мистер Рипли», повествующий о социопате, постоянно менявшем друзей и убеждения (1). В статье говорилось о том, что турецкий лидер и возглавляемая им партия ПСР ведут войну против режима Асада в Сирии совместно с американской администрацией Обамы, но при этом помогают Ирану обходить санкции. Они заключают многомиллиардные сделки с Россией и заверяют Москву в своей дружбе, но при этом  в кулуарах НАТО клянутся противостоять российской военной мощи. Турция раздражает Саудовскую Аравию поддержкой движения «Братья-мусульмане», но при этом заверяет Эр-Рияд, что в случае решительного столкновения с Ираном только турецкая армия способна спасти аравийские монархии. Позже к западным претензиям в адрес Анкары добавились фактическое покровительство террористическим организациям, таким как «Аль-Каида» и «Исламское государство» (обе организации запрещены в России), закупка российских вооружений, флирт с Россией и КНР по поводу возможного вступления в ШОС. Можно прогнозировать, что «западные партнеры» попытаются сменить турецкое руководство, чтобы вести дела с более понятными и надежными союзниками.

  1. The talented Mr. Erdogan — Asia Times
52.26MB | MySQL:103 | 0,502sec