ФРГ – Сирия: взаимный интерес и сдержанные оценки перспектив

Неизменность внешнеполитического курса САР в Ближневосточном регионе, заключающегося в поддержке радикального исламизма и ядерной программы Ирана, накладывает свой отпечаток на решение внутренних проблем. Немецкие сторонники и противники содействия реформам в Сирии отмечают сложное состояние в хозяйственной сфере страны. С одной стороны, действуют известные санкции со стороны США (так называемый Закон об ответственности Сирии), которые могли бы, как это не раз бывало прежде, своими финансовыми вливаниями снижать остроту внутриполитических проблем. С другой стороны, продолжается самоизоляция Сирии, связанная с поддержкой терроризма в странах арабского мира, которая удерживает и Запад, и ряд стран Ближнего Востока от развернутых программ помощи. Попутно идет возрастание расходов на содержание армии, боевая техника которой десятилетиями остается неизменной и малоэффективной, а также на более чем миллион иракских беженцев, которые, начиная с 2003 г., бежали в Сирию. Все это ставит под сомнение генеральную идею в хозяйственном преобразовании — тенденцию трансформации экономики из социалистической и плановой в рыночную.

Германия отмечает, что экономические проблемы во многом связаны с демократизацией страны. Тот факт, что партия Баас держит в своих руках контроль над парламентом и является конституционно провозглашенной «лидирующей партией» государства, называющего себя демократическим, служит очевидным противоречием и может вызывать лишь сожаление со стороны немцев. Между тем немецкие эксперты напоминают: в одном из своих первых интервью в качестве президента Сирии Башар Асад заявил, что он видит демократию в Сирии как «инструмент для лучшей жизни», однако очень скоро он стал утверждать, что для наступления демократии требуется время, причем не определил, какое именно. В любом случае политически и экономически Сирия незначительно изменила свой облик с 2000 г., с начала властвования молодого президента.

В этой связи стоит напомнить, что именно Германия стала одной из немногих стран Запада, которая готова была поверить в масштабные хозяйственные преобразования, едва к власти пришел Башар Асад. Первым главой неарабского мира, посетившим с официальным визитом нового президента Сирии и обсуждавшим с ним проблемы либерализации экономики и вероятность переориентирования внешнеполитического и внешнеэкономического курса Сирии на Евросоюз вообще и на Германию, в частности, был канцлер ФРГ Герхард Шредер. Он по достоинству оценил стремление нового сирийского президента ко всеобщей компьютеризации, однако дал понять, что сама по себе приверженность высоким технологиям, как бы она ни была актуальна и современна, еще не спасает от решения хозяйственных проблем. Экономическая либерализация в Сирии ограничена, отрасли продолжают в значительной степени контролироваться государством. Изменения в сирийской экономике включали введение частных банков и поощрение иностранного участия, в первую очередь в нефтяном секторе. Необходимость диверсификации экономики, свойственная всем нефтедобывающим странам, в Сирии приобретает особую остроту, поскольку, по прогнозам экспертов, прирост населения страны в ближайшие годы удвоится и к 2050 г. его численность будет составлять уже 34 млн человек.

Понимая это, немецкие партнеры провели крупные акции. ФРГ стала соучредителем первого в Сирии Банка кредитования малого бизнеса, организатором совместного сирийско-германского университета аль-Вади, Сирийско-германского общества науки и технологий, соавтором (в лице Германского федерального института природных ресурсов) проекта по улучшению функционирования ирригационной системы, многих перспективных программ в сфере энергетики, образования, культуры и здравоохранения.

Однако, несмотря на определенные достижения, достигнутые при активном содействии и финансовой помощи ФРГ, темпы либерализации сирийской экономики все еще не способны вдохновить крупных предпринимателей Германии. Многие проблемы реформирования экономики в Сирии так или иначе связаны с моментами, которые, используя политкорректный язык, можно считать сомнительными или спорными. Среди них главный — можно ли успешно осуществлять экономические реформы без общественной демократизации и укрепления правовой сферы. Анализируя эту тему, немецкий профессор Тильман Брюк научно и детально аргументирует свое категорическое «нет»: истощение нефтяных резервов, «безбрежная бюрократия», слабый объем реформ в общественной сфере, доминанта идеи внутренней и внешней безопасности. Его оппоненты рекомендуют обратиться к показателям успеха. Таковыми, по мнению посла Сирии в Германии Хусейна Омрана и председателя Немецко-Арабской парламентской группы в бундестаге Иоахима Херстера, являются «рост экономики, снижение темпов инфляции, создание рабочих мест, спад безработицы, укрепление частного сектора». Основываясь на том, что Сирия — государство светского типа, где проявляется толерантность по отношению к различным религиозным конфессиям, Иоахим Херстер считает, что «имеет смысл вытаскивать Сирию из изоляции», в том числе и усилиями деловых кругов Германии. Пока призыв одного из лидеров бундестага, как и агитация президента Сирии, услышан в деловых кругах Германии немногими. Поэтому сохраняются и известная напряженность в отношениях двух стран, и недоверие широких предпринимательских слоев ФРГ к проводимым в Сирии реформам.

Осторожность западных инвесторов, которые не спешат вкладывать средства в развитие хозяйства, раздражает Сирию. Однако Башару Асаду ближайшее будущее страны видится в радужном свете, и он предлагает немецким парламентариям и бизнесменам научиться воспринимать Сирию его глазами. «Будь то Ирак, Израиль или Иран, но именно Сирия является важнейшим партнером», приводит немецкая печать слова президента Сирии. Его ближайшие помощники обращают внимание высоких немецких гостей на плакат, размещенный на старой городской стене Дамаска, где изображен сирийский президент и смотрящееся как заклинание выражение: «Бог хранит Сирию!» Немецкие журналисты говорят, что один из чиновников Федерального министерства экономики отозвался на этот факт репликой, а кто, дескать, будет хранить и умножать германские капиталы.

Прагматичный Берлин обеспокоен рядом обстоятельств, которые мешают видеть перспективы хозяйственного сотрудничества в исключительно оптимистичных тонах. Представители немецких фирм жаждут информации о рыночной конъюнктуре, однако получают рассказы о сложной политической ситуации в стране. «Деловым людям хочется побольше узнать не о внешнеполитических тенденциях, а о возможностях инвестирования и хозяйственных обязательствах в сфере энергетики, торговли, транспорта», — делится впечатлениями от встреч с работниками соответствующих сирийских министерств один из руководителей Немецких железных дорог и президент DAFG (Deutsch-Arabische Freundschaftsgesellschaft e.V. / Немецко-Арабское общество дружбы) Отто Висхой. Его недоумение разделили все участники поездки в Дамаск, которую в прошлом году организовал DAFG.

Для них начавшиеся было в 2004 г. масштабные хозяйственные реформы представляли заманчивый новый рынок, и главный интерес немцев состоит в том, чтобы уяснить, способны ли новые законы защитить иностранный капитал. Представители немецкого бизнеса понимают, что после многолетней стагнации Сирия нуждается в различных технологиях. Это касается канализационных устройств, железных дорог, текстильных машин, производства пищевых продуктов.

На эти и другие экономические темы говорили президент Сирии и представители бундестага и немецкого бизнеса, которых он принял в своем дворце в июле 2008 г. Как отметили присутствовавшие на встрече журналисты, Башар Асад отвечал на вопросы подробно, нередко остроумно. Но главное, ради чего затевалась встреча, — получение гарантий «капитальной надежности для иностранных инвесторов». Однако в высших эшелонах власти ФРГ есть сомнение, что цель была достигнута. Германским инвесторам, которые планируют размещать капиталы на Ближнем Востоке, нужны твердые гарантии.

Гарантии в свою очередь уместны при условии политической стабильности в регионе. Однако регион взрывоопасный, а участие Сирии в процессе мирного урегулирования ближневосточного кризиса разновекторно, поскольку позиция САР остается невнятной. С одной стороны, руководство Сирии принимает экстремистов, с другой — сигнализирует о готовности к переговорам с Израилем. В результате одновременного «сидения на двух стульях» Сирия получает бойкот США и соответствующее отношение их партнеров по НАТО, включая Германию, и обещание новых атак со стороны Израиля. Таким образом, в облике «сдержанного, интеллектуального и заинтересованного в современных технологиях» президента есть довольно отчетливый штрих — недооценка им перспектив, которая весьма опасна в ведении миротворческих диалогов.

Сирия обязана играть конструктивную роль на Ближнем Востоке — в таком довольно решительном тоне выразился министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер на встрече в январе 2008 г. со своим коллегой из Сирии Валидом аль-Муаллимом. Слово «обязана» звучало не как пожелание, а как требование со стороны Германии. Без самого активного и плодотворного сирийского участия, считает официальная Германия, мирное решение немыслимо.

Тем рискованнее ситуации, в которые может попасть инвестируемый капитал. Между тем президент Сирии декларирует благоприятное вне конкуренции географическое положение Сирии как соседки стран Средиземноморья. Через такой узловой пункт, как Сирия, в Европу могут поставляться нефть и другая продукция. Сирия — это «основа сделок со всем регионом», утверждает он. Президент осуществляет, таким образом, косвенное давление на немцев, призывая их использовать бизнес-шанс: стране нужны новые электростанции и нефтеперегонные заводы. Однако он, как, по его утверждению, «реалистичный человек», не желает обременять себя никакими гарантиями. Дальше заверений в ускоренной либерализации экономики при помощи того же немецкого капитала он не идет.

Несмотря на это ряд немецких предпринимателей решают рискнуть. Первые конкретные деловые контакты налаживаются в сфере энергосберегающих технологий, водоснабжения и канализации, в ряде транспортных проектов. Их в определенной степени вдохновляет опыт Карла-Хайнца Дере, министра путей сообщения федеральной земли Саксония-Анхальт. Завершается проектирование автобана «Кольцо Дамаска», которое осуществляется при содействии министерства. По окончании этой работы различные земельные предприятия ожидают заказы на выполнение масштабных работ.

Германия входит в число главных европейских торговых партнеров Сирии, подчеркивает Андреас Райнике, немецкий посол в Дамаске. В период между 2005 и 2007 гг. объем двусторонних хозяйственных отношений «возрос на впечатляющие 40%», указал он. Президент сирийского Союза торгово-промышленных палат Ратеб Шаллах настроен еще более оптимистично. Отмечая, что Германия по-прежнему воспринимается в Сирии «в качестве локомотива экономического развития Европейского союза», он подчеркивает и высокое качество немецких товаров, и репутацию немцев как партнеров, и правильность выбора Сирии в качестве страны-партнера на 12-м Германо-арабском экономическом форуме, который пройдет 24-26 июня 2009 г. в Берлине.

По замыслу его устроителей, это будет еще одна попытка привлечь крупные немецкие инвестиции в страну, прежде всего в нефтяном и газовом секторе, где необходимы также и германские технологии. Кроме того, будут рассматриваться предложения сирийской стороны в таких сферах, как экология, производство и распределение электроэнергии, транспорт (наращивание потенциала морских портов, использование самолетов Airbus, 800-километровая железнодорожная линия) и городское планирование.

Важные задачи предстоит решить Сирии и в отношении использования водных ресурсов. В решении данной проблемы задействованы специалисты сектора «Вода и сточные воды» Немецкого общества по техническому сотрудничеству (GTZ). Они предусмотрели в утвержденной в апреле 2007 г. системе комплексного управления водными ресурсами Сирии не только организационно-технические меры по добыче и использованию воды, но и укрепление системы государственного управления этими процессами. Так будет обеспечиваться сотрудничество между различными игроками в секторе водных ресурсов. Программа, рассчитанная на шесть лет, состоит из двух фаз, отмечает руководитель проекта Йохен Рудольф. В ходе ее реализации внимание будет сосредоточено на том, чтобы устранить бюрократические несоответствия, поскольку сейчас проблемами воды занимаются сразу несколько министерств, и на передаче ответственности за поставку питьевой воды и удаление сточных вод в ведение одного ведомства, которым предположительно будет Министерство жилищного строительства.

Такая реструктуризация необходима для того, чтобы устранить высокие потери воды и определить ведомства, которые будут покрывать непроизводительные расходы по ее очистке. Таким образом может быть достигнута эффективность использования 85% всех водных ресурсов, которые в данный момент используются в сирийском сельскохозяйственном производстве. Общий объем финансирования проекта — 5,6 млн евро. Уже на первом этапе реализации программы введение современных методов работы должно принести существенное изменение в водообеспечении 4,6 млн жителей Дамаска и Алеппо.

Несмотря на ряд заключенных соглашений, представители немецкого бизнеса изучают опубликованное в 2008 г. исследование, проведенное группой берлинских специалистов DIW (Deutsche Institut fur Wirtschaftsforschung / Немецкий Институт хозяйственных исследований). «Сирия и Ближний Восток: выводят ли хозяйственные реформы на новый курс?» — на эту тему дискутировали эксперты DIW, обсуждая итоги указанного исследования. Они неутешительны. В стране снижаются нефтерезервы, усиливается безработица, падают доходы населения и идет раздувание бюрократического аппарата. Введение налога на добавленную стоимость, интеграция беженцев из Ирака, трудности в процессе приватизации государственных предприятий усложняют хозяйственные преобразования. Все это, включая политические и идеологические табу, снижает действенность реформ, а то и попросту ставит их под вопрос.

56.13MB | MySQL:116 | 0,783sec