ФРГ – Афганистан: новая концепция безопасности

Афганистан был и остается ключевым звеном внешней политики Запада на Востоке. Гиндукуш — приоритетное направление и для новой администрации Белого дома, и для правительства ФРГ и других стран Североатлантического альянса, ибо именно здесь вынашивались планы рокового 11 сентября и других террористических актов. Поэтому основной акцент безопасности на Востоке делается здесь. Однако в отличие от командования НАТО, чья стратегия в Афганистане до сих пор не обнародована и либо остается военной тайной, либо вовсе не существует в природе, бундесвер таковой обладает. Причем обладает уже вторично.

Речь идет об опубликованной на сайте МИДа ФРГ «Афганской концепции 2008» (АК-2008), которая сменила «Афганскую концепцию 2007». Свою обновленную стратегию в Афганистане федеральное правительство выдвинуло для подведения итогов прежней и для подтверждения приверженности Германии ранее взятому курсу, а именно — поддержке в деле восстановления страны. На первом плане концепции — гражданская реконструкция. Военное вмешательство является необходимой основой для созидательного труда и безопасности, при этом федеральное правительство первоочередное значение придает созданию афганских сил безопасности.

Цель поддержки Афганистана со стороны Федеративной Республики Германии, указывает АК-2008, заключается в том, чтобы совместными усилиями афганского общества и международного сообщества достичь прочного мира, экономической стабильности и прочных основ государства. «Данной Афганской концепцией федеральное правительство обозначает реалистичную картину положения, показывает современные требования и указывает путь к будущим обязательствам, — говорят в предисловии к документу федеральные министры четырех ведомств: иностранных дел, внутренних дел, обороны и экономического сотрудничества и развития. — Мы благодарим множество женщин и мужчин, которые в качестве солдат, полицейских, дипломатов, а также гражданских лиц помогают в восстановлении Афганистана. Ваши действия — достойный вклад в безопасность и Афганистана, и нашей собственной страны».

Главы названных ведомств Ф.-В. Штайнмайер, В. Шойбле, Ф.-Й. Юнг и Х. Висцорек-Цойль отмечают, что обновленный вариант АК вызван чередой событий как в самом Афганистане, так и в мире. Документ учитывает, в частности, результаты саммита НАТО в Бухаресте (2-4 апреля 2008) и конференции по Афганистану в Париже (12 июня 2008), а именно — разработанные на них меры по целенаправленному партнерству. Они включают обязательства со стороны афганского правительства по борьбе с коррупцией и повышением эффективности управления, демонстрируют волю международного сообщества по улучшению координации услуг и созданию более эффективного использования ресурсов, прежде всего финансовых, которые намеренно распыляются вследствие коррупции.

Последняя задача представляется немецким экспертам особенно важной в свете того, что финансовые вливания ФРГ в ближайшее время продолжатся. Так, на конференции по Афганистану в Париже министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер отметил значительное повышение ассигнований ФРГ на гражданскую реконструкцию в размере 140 млн евро в год. В начале сентября Германия отменила рубеж своей прежней финансовой поддержки (30 млн евро) и повысила ее до 170 млн евро в год. Таким образом, к январю 2010 г. сумма общей совокупной помощи Афганистану на его восстановительные проекты со стороны Германии составит уже более 1 млрд евро, или 1,5 млрд долларов США.

Там же, в Париже, глава внешнеполитического ведомства ФРГ, называя новые цифры в рамках двустороннего сотрудничества, призвал Афганистан более ответственно подходить к формированию властных структур, чтобы те несли в программах реконструкции персональную ответственность за эффективное расходование средств, а значит, за стабилизацию обстановки и безопасность в стране. Процесс восстановления инфраструктуры потребует более значительных, чем предполагалось прежде, капиталовложений и займет больше времени, отмечалось на конференции в Париже, однако это требует и большей степени ответственности. Она должна быть в полной мере и детально отражена в пятилетней Национальной стратегии развития Афганистана (НСРА).

Реконструкция в Афганистане, отмечает АК-2008, не представляется возможной без надлежащей системы безопасности. Поэтому Германия продолжает свое участие в миссии ISAF, чем обеспечивает свои союзнические обязательства в рамках НАТО. При этом федеральное правительство придерживается идеи, что военно-политический союз в данном аспекте носит временный характер, и афганские партнеры должны постепенно перенимать данные обязательства и брать на себя возрастающую меру ответственности за стабильность в собственной стране. Именно поэтому федеральное правительство считает наиболее приоритетными задачи по созданию и развитию афганских институтов безопасности, включая национальную армию и полицию, и уделяет им особое внимание.

Федеральное правительство прилагает усилия в области поддержания правопорядка. Это касается создания и обучения афганской армии, на что в 2008 г. был сделан существенный упор. В рамках Евросоюза правительство ФРГ выступило с инициативой по удвоению численности персонала Европейской полицейской миссии EUPOL Afghanistan. В мае 2008 г. страны Евросоюза единогласно приняли данную инициативу целевого удвоения, и в настоящий момент она осуществляется. Германия помогает создавать в Афганистане структуры, благодаря которым, подчеркивает АК–2008, афганская полиция сможет сделать резкий прогрессивный рывок. Обучение, консультации и техническая помощь являются столпами немецкой и международной поддержки по строительству правоохранительных органов Афганистана.

АК–2008 исходит из того, что ФРГ заинтересована в стабилизации обстановки в Афганистане. Интерес в свою очередь кроется в том, что ФРГ намерена внести свой вклад в борьбу с международным терроризмом. Афганистан не должен служить для создания тренировочных лагерей, штаб-квартир, мест отдыха террористов и в идеале должен быть полностью очищен от подобных дестабилизирующих элементов. Необходимо создать в Афганистане ситуацию, при которой террористы не смогли бы встречаться, обсуждать свои планы и действовать, иными словами, полностью исключить регенерацию радикального исламизма. Устранение террористической активности Германия рассматривает как одну из реальных перспектив для возрождения экономики и торжества демократических ценностей в Гиндукуше.

В разделе «Каковы приоритеты нового подхода?» на сайте МИДа ФРГ указывается, что концепция выстроена в духе велений времени и будет сейчас и впредь — по мере необходимости — включать актуальные дополнения. В определенной степени она уже отражает меняющиеся политические реалии. В числе важнейших из них — новые афганские подходы, планируемые и уже продемонстрированные новой администрацией 44-го президента США Барака Обамы; подготовка и проведение провинциальных и президентских выборов в Афганистане летом 2009 г. и парламентских выборов в 2010 г. и связанная с ними расстановка политических сил в стране; влияние мирового финансового кризиса на ситуацию в Афганистане; усиление военного присутствия стран НАТО, в том числе бундесвера.

В то же время АК–2008 ясно обозначает следующее.

• Развитие немецких обязательств, в частности, приверженность гражданскому восстановительному процессу.

В 2008 г. ассигнования на реконструкцию выросли с 100 до 170 млн евро. Федеральное правительство выражает уверенность, что бундестаг и в 2009 г., понимая расширяющиеся масштабы восстановительных работ в Афганистане, проникнется пониманием задач и вновь сможет профинансировать данные работы в необходимом размере. При этом одним из основных пунктов расходов в 2009 г. остаются президентские и парламентские выборы.

Немецкая стратегия гражданского строительства предусматривает реализацию ряда проектов в провинциях Кундуз и Файзабад. Она отражает комплексный подход германского участия в Афганистане.

Под руководством ФРГ в северном регионе Афганистана (в девяти провинциях) в настоящее время работают пять так называемых команд по реконструкции, в которые входят гражданские специалисты и военнослужащие. Всего в Афганистане создано 26 таких команд. Они нацелены на реализацию проектов социального и гражданского развития. Вместе с тем гражданский восстановительный процесс включает ряд других актуальных проблем, в том числе вопрос об афганских беженцах, которых в лагерях Пакистана и Ирана, начиная с 2002 г., насчитывается свыше 5,5 млн человек.

• Расширенная поддержка по созданию и подготовке афганских сил безопасности, с тем чтобы те смогли брать на себя обеспечение безопасности в Афганистане.

В связи с поставленной задачей федеральное правительство втрое увеличивает ассигнования на создание полицейских сил в Афганистане и доводит их до 35,7 млн евро. Основой их подготовки становятся методы и системы, предложенные 195 немецкими специалистами. Из них 30, называемых тренерами, работают в северных провинциях страны. Средства на создание собственной системы охраны общественного порядка направляются со значительным приростом. Так, если в 2007 г. они составляли 12 млн евро, то в 2008 г. — 35,7 млн евро. Идет также строительство и реформирование национальной армии. В документе отмечается, что в начале июля 2008 г. министр обороны Афганистана Вардак указал: по мнению правительства страны, численность АНА к 2012 г. должна быть доведена до 122 тыс. солдат. Документ ориентирует пока на другие цифры — с 60 до 80 тыс. будет увеличена в ближайшее время численность Афганской национальной армии.

• Продолжение своих военных обязательств по обеспечению безопасности.

АК–2008 ясно обозначает актуальный максимум — вклад в рамках миссии ISAF до 4,5 тыс. солдат. ФРГ считает целесообразным использование именно такого числа военнослужащих, тогда как в рамках сил НАТО задействовано около 52 тыс., которые числятся в пяти региональных командах. Данное увеличение «необходимо для того, чтобы приобрести навык в решении неотложных задач по сохранению гибкости в условиях неожиданного ужесточения ситуации в области безопасности и реагирования». Речь идет прежде всего о ситуации накануне и в ходе президентских выборов в 2009 г., где для их обеспечения как раз и будут задействованы дополнительные силы бундесвера согласно уже имеющемуся мандату бундестага. Для работ по дальнейшей стабилизации предприняты и другие меры, которые в числе прочих предполагают использование средств НАТО AWACS, а также подразделений, имеющих опыт проведения антитеррористических операций.

• Особое внимание федеральным правительством будет уделено региональному аспекту, в частности проектам о приграничном сотрудничестве с Пакистаном.

Отношения Афганистана с Пакистаном имеют особое значение не только потому, что существует тесная межклановая связь, которая обеспечивает отношения между родственниками, но и потому, что здесь существуют коридоры для боевых действий как правительственных войск, так и талибов. Угроза для обеих стран в результате действий экстремистских групп, базирующихся в приграничных районах, усилились в 2008 г. В рамках инициативы G8 при согласии Пакистана и Афганистана было принято решение о реализации в приграничной зоне 165 конкретных проектов. Необходимо усилить процесс сближения двух стран, начатый совместной джиргой мира (собранием по заключению мира между племенами) в августе 2007 г. в Кабуле, отмечает документ. С пограничной темой связаны также такие вопросы, как финансируемые и контролируемые деструктивными элементами производство и сбыт наркотиков. В АК–2008 указывается, что производство опийного мака в стране за последний год увеличилось с 7,7 до 8,2 тыс. тонн, что свидетельствует о нарастающей угрозе.

Изучая документ, немецкие эксперты отмечают и новый дипломатический импульс, сопровождающий появление АК–2008. Они указывают: за тем, как выполняются афгано-пакистанские договоренности в русле АК–2008, призван наблюдать опытный дипломат, бывший руководитель отдела ООН, а затем посол ФРГ в Нью-Дели Бернд Мютцельбург, считанные недели назад назначенный специальным представителем по Афганистану и Пакистану. Ему поручено развивать дипломатические усилия, предпринимаемые Германией в Афганистане и Пакистане. Немецкие эксперты отмечают, что назначение состоялось практически одновременно с аналогичным шагом Белого дома — 22 января 2009 г. в качестве специального посланника по Пакистану и Афганистану назначен Ричард Холбрук.

Жизненность данной концепции и ее целей осознается афганским обществом и поддерживается его подавляющим большинством, отмечается в документе.

52.16MB | MySQL:103 | 0,514sec