О возможности партнерства США с региональными игроками в вопросе терроризма в Афганистане. Часть 1

После ухода США из Афганистана задача отслеживать потенциальную террористическую угрозу легла на плечи региональных игроков. В прошлом Вашингтон полагался на Пакистан в вопросах воздушного и наземного доступа к территории Афганистана, и Исламабад обеспечивал доступ США для ведения антитеррористической деятельности, несмотря на наличие принципиальных разногласий по некоторым вопросам. Продвигаясь вперед в афганском вопросе, Вашингтон должен был перефокусировать внимание на укрепление партнерских отношений с государствами Центральной Азии, преследующими аналогичные цели в сфере безопасности и борьбы с терроризмом. Если говорить о крупных региональных игроках, такие державы как Россия, Иран и Китай разделяют опасения Вашингтона по поводу активизации террористической группировки «ИГ-Хорасан» (запрещена в РФ), но более широкие геополитические разногласия каждой из этих стран с США, вероятно, помешают серьезному сотрудничеству в сфере борьбы с терроризмом.

 

Пакистан

Для проведения масштабных контртеррористических операций США требуется  доступ к воздушному пространству других государств. Пока не будет определена приграничная с Афганистаном территория, которая позволила бы проводить подобные мероприятия, Вашингтон будет вынужден совершать их с военных баз, расположенных на Ближнем Востоке. Пакистан узко оценивает свои стратегические интересы в Афганистане, рассматривая их в основном через призму угрозы со стороны Индии. Основная цель Исламабада – не допустить, чтобы Нью-Дели усилил и закрепил свое влияние в стране. Однако это далеко не единственная проблема, с которой сталкивается Пакистан в регионе. Лучшим примером расхождения целей Исламабада и Вашингтона в Афганистане является негласная поддержка Пакистаном «Сети Хаккани» (террористическая организация, запрещена в РФ) и желание видеть ее членов на руководящих должностях в правительстве радикального исламистского движения «Талибан» (запрещено в РФ). По мнению американских аналитиков, Исламабад доверяет террористической организации в вопросе ослабления влияния Индии в Афганистане, и на характер их взаимоотношений не влияет то, что «Сеть Хаккани» признана Государственным департаментом США террористической организацией. Кроме того, так же, как и «Талибан», «Сеть Хаккани» имеют тесные связи с «Аль-Каидой» (запрещена в РФ) и были причастны к самым разрушительным нападениям на мирное население Афганистана. Несмотря на интенсивное давление, оказываемое Вашингтоном на Исламабад в течение последних 20 лет, в том числе приостановку военной помощи администрацией Д.Трампа в январе 2018 года, Пакистан никогда не использовал всю силу своих рычагов воздействия на «Талибан», чтобы помочь США в достижении их целей в Афганистане. Американские источники утверждают, что военные и разведывательные службы Пакистана продолжали содействовать передвижению талибов через афгано-пакистанскую границу и разрешали боевикам проводить встречи, собирать средства, получать медицинскую помощь и разбивать тренировочные лагеря на пакистанской территории. Пока талибы могли отступить в Пакистан, они не утрачивали стойкость в борьбе с прозападным афганским правительством. Освобождение одного из основателей движения талибов муллы Абдула Гани Барадара из пакистанской тюрьмы в 2018 г. приводилось в качестве примера сотрудничества в рамках мирных переговоров под руководством США. Однако его понижение до должности вице-премьера в новом афганском правительстве может сигнализировать о том, что Исламабад в очередной раз манипулирует динамикой власти талибов в свою пользу. Это может быть связано с тем, что пакистанские власти доверяют Барадару меньше, чем лидерам «Сети Хаккани», с которыми у них за последние 30 лет сложились более тесные связи.

 

Россия и Иран

В последние годы Россия и Иран неоднократно проводили встречи с руководством талибов, стремясь защитить свои интересы в борьбе с международным терроризмом. Установление контактов было в основном направлено на то, чтобы заручиться поддержкой «Талибана» в борьбе с угрозой, исходящей от «ИГ-Хорасан» и продемонстрировать готовность адаптировать политику в сфере безопасности к меняющемуся террористическому ландшафту в Афганистане. Хотя площадь афганской территории, находящейся под контролем «ИГ-Хорасан», с 2018 года уменьшилась, террористическая группировка по-прежнему способна проводить крупномасштабные теракты по всей стране и, что примечательно, она стала увеличивать интенсивность нападений на объекты гражданской инфраструктуры с тех пор как талибы пришли к власти. Россию особенно беспокоит проникновение «ИГ-Хорасан» в Центральную Азию и усиление влияния террористической организации в сопредельных государствах. Иран, в свою очередь, обеспокоен жесткой антишиитской риторикой «ИГ-Хорасан» и множественными нападениями на общину шиитского меньшинства хазарейцев в Афганистане. Примечательно, что заинтересованность Москвы и Тегерана в противодействии терроризму не привела к укреплению отношений с США. С 2018 по 2019 год, при администрации Трампа, США и Россия участвовали в контртеррористическом диалоге, однако переговоры не привели к предметному сотрудничеству. Правительство Ирана все последние 20 лет выступало резко против присутствия американских войск на территории Афганистана. Более того, существуют свидетельства, что Иран снабжал афганских повстанцев оружием в борьбе против американских военнослужащих. Однако когда Соединенные Штаты покинули Афганистан в августе 2021 года, стремительное развитие событий буквально застало Иран врасплох. Внезапно у границ шиитской мусульманской теократии, появилась воинствующая суннитская теократия талибов. После государственного переворота в Афганистане в Иран хлынул поток беженцев, что, в свою очередь, породило опасения иранских властей об очередном превращении Афганистана в инкубатор международного терроризма и загнало иранских лидеров в дипломатическую ловушку в отношениях с правительством талибов.

52.21MB | MySQL:103 | 0,691sec