Новый политический кризис в Кувейте

В Кувейте разразился новый политический кризис. Правительство страны, возглавляемое шейхом Насыром Аль-Мухаммедом Ас-Сабахом ушло в отставку. Отставка была принята эмиром шейхом Сабахом Аль-Ахмедом Ас-Сабахом. Причиной отставки правительства стала невозможность для него взаимодействовать с парламентом. Об этом было официально было заявлено правительством.

За последнее время три депутата парламента, кстати, все они представляли исламистские фракции, направляли запросы о деятельности премьер-министра. В них поднимались проблемы, связанные с замедлением темпов экономического развития Кувейта, отсутствием программы экономического развития, а также финансовыми хищениями. Такие запросы стали традицией в деятельности кувейтского парламента. Новый кризис стал продолжением подобных же столкновений между исполнительной и законодательной властью Кувейта. Правительство смогло проработать всего 64 дня после его сформирования. Прежнее правительство ушло в отставку по тем же самым причинам, что и нынешнее. Шейх Насыр уже возглавлял пять составов правительства, после того, как он был впервые назначен премьер-министром в феврале 2006 г. Его кандидатура остается неизменной, несмотря на то, что ему не удалось противостоять нападкам со стороны парламента и наладить с депутатами конструктивное взаимодействие.

В политических кругах Кувейта широко обсуждалась создавшаяся ситуация и высказывались предположения о возможных вариантах ее развития. Согласно статьям конституции страны, принятой в 1962 г., эмир должен будет издать указ об отставке правительства и формировании его нового состава или же о роспуске парламента и назначении новых выборов в парламент, которые должны состояться в течение 60 дней с момента его роспуска. В то же время, не исключалась возможность того, что эмир пойдет на нарушение конституции и парламент будет распущен на год или более длительный срок. Такая возможность предусматривалась даже депутатами парламента, так как в кувейтском обществе получила широкое распространение идея о том, что отсутствие сотрудничества между правительством и парламентом является серьезным препятствием для поступательного развития страны. Эмир предпочел вариант роспуска парламента и назначения новых выборов.

Неконституционные меры, на которые мог пойти эмир в условиях непрекращающихся столкновений между правительством и парламентом, вызывали, конечно же, единодушное их неприятие со стороны депутатов парламента. В том, что это совершенно недопустимо и неприемлемо, были согласны представители различных депутатских фракций.

Однако в кувейтской истории были примеры неконституционных решений в отношении высшего органа национальной законодательной власти. В 1976 г. парламент был распущен, и были отменены некоторые статьи конституции, гарантировавшие свободу слова, собраний и митингов. Тогда парламент был вновь избран в 1981 г., когда началась ирано-иракская война, которая потребовала консолидации кувейтского общества. В 1986 г. парламент был вновь распущен на неопределенный срок. В период иракской оккупации, в декабре 1990 г. состоялся конгресс кувейтского народа в Джидде. Он проходил на территории Саудовской Аравии, где находилось кувейтское правительство и эмир страны. На конгрессе было принято решение о неукоснительном соблюдении конституции. В 1992 г. деятельность парламента была воссоздана.

Новый политический кризис вызвал неоднозначную реакцию в кувейтском обществе. Некоторые его представители выразили осуждение деятельности депутатов парламента, которые своими запросами заставили правительство уйти в отставку. Перед зданием парламента прошла демонстрация протеста против деятельности депутатов, которые не способны сотрудничать с правительством ради общего блага своей страны. В демонстрации участвовало несколько десятков человек. С другой стороны, раздавалась критика и в адрес правительства, прежде всего, премьер-министра, который в принципе не приемлет депутатские запросы и отказывается обсуждать проблемы, выдвигаемые парламентом, вместе с депутатами.

Высказывались предположения о новых кандидатурах на пост премьер-министра. Среди них называли первого заместителя премьер-министра и министра обороны страны шейха Джабера Аль-Мубарака. Кроме того, высказывались предположения о том, что пост премьер-министра может занять наследный принц шейх Навваф. С 1963 по 2006 г. пост премьер-министра и наследного принца были совмещены. Если премьер-министром стал бы наследный принц, то это, несомненно, способствовало бы укреплению его авторитета и заставило депутатов парламента более осторожно критиковать деятельность правительства.

Мировой экономический кризис оказывает воздействие на развитие событий в Кувейте. Частное предпринимательство страны выступает за роспуск парламента, который не поддержал антикризисные меры правительства, направленные на спасение банков и предприятий, не способных выплатить свои долги. Депутаты, возражавшие против программы правительства, заявляли о том, что те 20 миллиардов долларов, которые были выделены правительством, являются общим достоянием кувейтского народа и что отсутствует необходимая в данном случае прозрачность и объективность принимаемых решений.

18 марта 2009 г. эмир Кувейта шейх Сабах Аль-Ахмед Ас-Сабах огласил свое решение, выбрав первый вариант выхода из сложившейся ситуации. Он распустил парламент и назначил проведение новых выборов. Выборы должны пройти не позже, чем в течении двух месяцев. Шейх Сабах Аль-Ахмед не пошел на нарушение конституции, что весьма показательно. На конгрессе кувейтского народа в Джидде обещание неукоснительно следовать всем положениям конституции было дано от имени правящей семьи Аль Сабах. Поэтому все представители этой семьи несут ответственность за исполнение этого обещания. В тот период правителем страны был предшественник шейха Сабаха Аль-Ахмеда шейх Джабер Ас-Сабах. Однако это обстоятельство никоим образом не меняет ситуацию. Философия власти в Кувейте такова, что правитель приносит присягу перед народом Кувейта защищать его интересы и обеспечивать процветание своей страны.

Глава кувейтского государства обратился к кувейтским гражданам с очень эмоциональной речью. В ней было много религиозной риторики и сравнений кувейтской нации с единой семьей. Шейх Сабах подчеркивал, что обращается к своему народу, как его отец. В его речи говорилось о той ответственности, которая лежит на правители страны за ее будущее и будущее ее народа.

В выступлении эмира была подчеркнута необходимость сохранения стабильности и единства кувейтского народа. Шейх Сабах сказал, что «Бог дал народу Кувейта процветание, и народ обязан защитить свои завоевания, сохранить все то, что им достигнуто, сохранить стабильность в обществе и обеспечить безопасность своей страны».

Эмир страны резко критиковал действия парламента, не способного взаимодействовать и сотрудничать с правительством. Шейх Сабах возложил вину на парламент за то, что он способствовал созданию напряженности и хаоса, приведшего к очередному политическому кризису. Он подчеркивал, что демократия и свобода являются достоянием кувейтского народа, основа которых были заложены отцами и дедами, и их необходимо сохранить.

Шейх Сабах говорил о тех депутатских запросах, которые стали причиной роспуска парламента. По его словам, они были вполне закономерны, но надо было учитывать условия и сложившиеся нормы и не нарушать их. В действительности же произошло то, что правитель назвал «действиями, преступившими всякие границы».

Эмир страны призвал граждан Кувейта к ответственности, к активному участию в выборах и к тому, чтобы содействовать преодолению тех трудностей, которые переживает страна.

Решение, которое было принято эмиром, свидетельствует о том, что политика правителя Кувейта отличается взвешенностью и гибкостью. Несколько месяцев назад очередной политический кризис был разрешен путем отставки правительства и формирования его в новом составе. Роспуск парламента и проведение новых выборов должны стать свидетельством того, что действия парламентариев не нашли поддержки в обществе и поэтому новые депутаты должны извлечь уроки из того опыта, который привел к очередному политическому кризису в стране и избегать совершения тех же ошибок.

52.39MB | MySQL:105 | 1,103sec