К вопросу о внешней политике Турции в 2022 году. Часть 11

4 ноября 2021 года Министерство иностранных дел Турции представило в Великом национальном собрании (Меджлисе) страны брошюру, посвященную контурам и основным направлениям внешней политики страны в 2022 году, в рамках бюджетных слушаний на 2022-й год.

Брошюра озаглавлена как «Вступая в 2022 год: наша предприимчивая и гуманная внешняя политика».

Напомним, что в прошлой Части 10 нашей публикации (ссылка на сайте ИБВ: http://www.iimes.ru/?p=83721) мы закончили рассмотрение турецких тезисов, касающихся таких аспектов, в международном разрезе, как образование, культура и продвижение (в контексте, образа Турции за рубежом – прим.).

Следующий Раздел 41 смотрится, в смысле своей «мягкости», логическим продолжением предыдущего. Он называется: «Информация, коммуникации и общественная дипломатия».

«Наши ответы на текущие события или необоснованные утверждения / заявления о нашей стране публикуются в форме «объяснения» или «ответа на вопрос» на веб-сайте и в социальных сетях моего Министерства (от первого лица министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу – И.С.).

В 2021 году мы опубликовали 361 заявление и ответы на 44 вопроса (по состоянию на 1 ноября).

В 2021 году до сведения иностранной общественности были доведены мои статьи, опубликованные на разных языках в международной прессе относительно «15 июля» и борьбы с FETO (так называемая «террористическая организация Фетхуллаха Гюлена – И.С.), Дня Африки, относительно наших двусторонних отношений с некоторыми странами и региональных событий.

Мы все больше и больше используем социальные сети, чтобы точно и быстро объяснять нашу внешнюю политику широким массам.

В этом контексте, число подписчиков турецкой страницы моего Министерства (см. выше – И.С.) в Twitter по состоянию на 20 октября 2021 года достигло 1566023 человек, а количество подписчиков англоязычной страницы Твиттера достигло 111824 человек. Помимо турецкого и английского, у нас также есть учетные записи Twitter на французском и арабском языках. Наш официальный Twitter-аккаунт занимает первое место среди МИД европейских стран по количеству подписчиков.

Около 315000 человек подписаны на турецкую страницу моего министерства в Facebook.

Наша страница на Youtube набрала более 1688000 просмотров.

С начала года (2021 г. и до момента подготовки доклада – прим.), количество посетителей нашего сайта достигло примерно 4,5 млн, а количество просмотров достигло 6,2 млн.

Ответы на вопросы, направленные в наше Министерство в рамках Закона № 4982 «О праве на получение информации» и Закона № 3071 «Об использовании права на обращение», а также через Президентский центр связи (CIMER), координирует Информационное подразделение в рамках нашего Главного управления информации. По состоянию на 20 октября 2021 года, общее количество заявок CIMER, поданных в наше Министерство в этом году, превысило 22000».

Действительно, можно обратить внимание, что турецкий МИД занял весьма активную позицию в социальных сетях. Это касается публикации разного рода разъяснений и ответов на вопросы. Отдельно стоит заметить и то, насколько много турецкий МИД делает разного рода заявлений, к примеру, тех, которые обращают на себя внимание в России. Эта активность, за последние годы, заметным образом выросла.

Под этими заявлениями, мы имеем тематику Украины, Востока Украины, Крыма, разного рода «депортаций» и прочих трагических дат (малых) народов советского периода истории. Складывается полное ощущение, что здесь турецким МИДом, в буквальном смысле, разработан «календарь» различных событий и памятных дат, вписывающихся, разумеется, в турецкий взгляд и турецкое внешнеполитическое ведомство четко по нему идет.

Для Турции социальной сетью номер один был и остается Twitter, отсюда и самые высокие цифры там. Что же касается прочего, то, допустим, Youtube, как это ни парадоксально, при всей своей «раскрученности» в мире, допустим, не так популярен, как в той же России. Невозможно себе представить того количества просмотров, которые собирают российские «лидеры мнений» в этой социальной сети, в той же Турции.

Так что заявленные турецким МИДом цифры касательно просмотра их роликов в Youtube – действительно, неплохи. Заметим, что Турция, в этом смысле, весьма серьезно подходит к подготовке видеоконтента: тот же МИД или Министерство национальной обороны заказывают разработку контента на аутосорсинге и качество получается весьма приличным. Особенно, это было заметно в ходе военных действий в Нагорном Карабахе, когда было опубликовано множество роликов патриотического содержания на предмет турецко-азербайджанских отношений (под лозунгом «Два государства – один народ»), получивших множество перепостов, в том числе, и в российском информационном пространстве.

Как можно заметить, пока турецкий МИД не приступил к активной публикации своих материалов на русском языке. Полагаем, что это – лишь вопрос времени. В Турции – достаточное количество русскоязычных людей, в первую очередь, речь идет о выходцах из бывших республик СССР.

Пока же, разъяснительную политику на себя взял тот же Telegram-канал TRT in Russian, который должен, как следует из ряда источников, превратиться в полноценную платформу – канал турецкого вещания. В настоящий момент, можно говорить лишь о тестовом режиме вещания.

Следует ожидать, что в обозримой, краткосрочной перспективе вещания турецкого МИДа на русском языке будет становиться заметно больше.

Следующий раздел издания турецкого МИДа №42 посвящен сети дипломатических представительств Турции за рубежом и её расширению.

«Число наших миссий в нашей сети представительств, которое находится в процессе значительного роста, на сегодняшний день достигло в общей сложности 253, включая 144 посольства, 13 постоянных представителей, 94 генеральных консульства, 1 консульское агентство и 1 торговое бюро.

В 2021 году начали работу наши Посольства в Монтевидео (Уругвай) и Ломе (Того), а также Генеральные консульства в Самарканде (Узбекистан), Новом Пазаре (Сербия) и Манчестере (Великобритания).

С другой стороны, наши 7 местных представителей в Стамбуле, Измире, Эдирне, Анталье, Газиантепе, Хатае и Диярбакыре проводят мероприятия по продвижению городов, в которых они расположены, за рубежом, и работают над укреплением связей деловых кругов, гражданского общества, местных правительств и университетов за границей».

Тот факт, что Турция расширяет сеть своих зарубежных представительств, не только не является секретом, но является предметом особой гордости турецкого руководства. Этот тренд «аренды самых лучших зданий во всех мировых столицах» начался ещё в бытность Ахмета Давутоглу, когда он был назначен министром иностранных дел страны, и не ослабевает за истекшие 10 с лишним лет.

Что обращает на себя внимание в приведенных выше заявлениях министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу, так это упоминание неких постоянных представителях МИДа, которые проживают на турецкой территории, но занимаются развитием региональных связей. Это можно считать весьма логичной практикой с учетом того, что внешняя политика уходит на места, в регионы.

У России есть, в определенной степени, аналогичная практика, когда отдельные субъекты Федерации назначают за рубежом своих «полпредов», которые представляют свой регион в той или иной стране, к которой тот испытывает особый интерес и считает для себя перспективным. Однако, заметим, что при этом получается, что субъект Федерации начинает вести свою собственную внешнюю политику (даже если она и не отклоняется от «генерального курса»), то есть, происходит децентрализация внешней политики.

Турецкая практика, в этом смысле, не предполагает никакой децентрализации. Турецкий МИД, допусти, назначает своего постоянного представителя в Стамбуле, который там и базируется, и берет на себя весь комплекс вопросов, связанных с международными связями этого города.

Заметим, что это – не тот представитель, который постоянно живет за рубежом, и работает параллельно турецким дипломатическим представительствам (как это происходит в России – прим.). Местом его проживания является, все-таки, Турция и представляемый регион / город, что, по всей видимости, является правильным подходом в русле того, что дипредставительство должно быть «единым» без того, что может рассматриваться как признак «парада суверенитетов». Более того, речь идет о кадровом дипломате, а не выдвиженце со стороны региона, что также обеспечивает «нераспадение» внешнеполитического курса на отдельные составляющие.

Раздел 43 называется «Наши граждане, проживающие за рубежом»:

Цитируем издание:

«Более 5,5 млн из 7 млн ​​наших граждан, проживающих за границей, проживают в странах Западной Европы.

Наша политика в отношении турецкой общины за рубежом заключается в том, чтобы наши граждане активно участвовали в политической, экономической, социальной и культурной жизни стран, в которых они живут, сохраняя при этом связи со своей родиной и культурой.

Мы считаем, что таким образом можно добиться успешной адаптации. В этом контексте, мы проводим исследования в таких областях, как политическое участие наших граждан в стране, в которой они живут, обучение родному языку, ассоциации, дела об опеке и юридические консультации.

В последние годы, наблюдается рост ксенофобии, дискриминации, расизма и исламофобии, особенно, в Европе. Турецкое общество, составляющее значительную часть мусульманского населения Западной Европы, является прямой мишенью дискриминационных действий и нападок. База данных, которую мы создали для мониторинга этих атак, была обновлена, чтобы позволить нашим гражданам регистрироваться непосредственно через Интернет. Мы сообщаем эти данные вместе с цифрами, полученными от официальных органов.

Кроме того, мы предпринимаем необходимые шаги, чтобы выразить нашу реакцию перед властями соответствующих стран в связи с законодательными работами, которые могут иметь ограничительный эффект на основные права и свободы наших граждан в некоторых европейских странах.

Мое Министерство (иностранных дел – И.С.) также берет на себя ответственность за вопросы, связанные с нашими кладбищами за границей, двусторонними соглашениями о социальном обеспечении, соглашениями Министерства семьи, труда и социальных служб, а также учителями, лекторами и религиозными деятелями, назначенными за границу через Межведомственную совместную комиссию по культуре. Турецкий фонд «Маариф» занимается образованием, обучением и поездками за границу, а также поддерживает контакты».

Итак, главным из изложенного выше, пожалуй, следует считать призыв турецкого МИДа к своим гражданам, проживающим за границей, как можно более активно и всесторонне участвовать в жизни страны своего проживания. С учетом приведенных выше цифр, получается, что речь идет о том, чтобы турецкие граждане становились активными участниками жизни в Западной Европе.

Отдельным направлением турецкой внешней политики следует считать борьбу Турции с проявлениями так называемой «исламофобии». При этом заметим, что речь идет о всем комплексе таких проявлений. В том смысле, что разного рода бытовые проявления могут фиксироваться зарубежными турками через Интернет и направляться напрямую для обработки в турецкий МИД и соответствующее Посольство.

С другой стороны, речь идет и о том, что турецкий МИД пристально следит, допустим, за различными законодательными инициативами, затрагивающими права мусульман в странах Западной Европы. В этом смысле, уместно напомнить многочисленные заявления турецкого внешнеполитического ведомства, касающиеся попыток той же Франции «локализовать» ислам в этой стране или законопроектов, касающихся ношения хиджабов.

Подчеркнем: борьба с исламофобией, в первую очередь, в Западной Европе, а также налаживание и поддержание связей с турецкой зарубежной диаспорой – это один из приоритетов турецкой внешней политики.

Следующий Раздел 44 озаглавлен как «Консульские и визовые вопросы». Разумеется, его нельзя рассматривать в отрыве от «печального тренда» — пандемии коронавируса, которая захлестнула весь мир.

Цитируем издание турецкого МИДа:

«Одним из основных элементов нашей внешней политики является защита интересов наших граждан за рубежом, повышение качества консульских услуг до максимально возможных стандартов, а также эффективное и быстрое предоставление услуг их адресатам.

Как естественное следствие такого подхода, ориентированного на граждан, был достигнут значительный рост и диверсификация консульских услуг как с точки зрения качества, так и количества, особенно в последние годы.

С начала 2021 года, в наших зарубежных представительствах было осуществлено более 2 млн консульских операций. Чрезвычайные условия, вызванные эпидемией коронавируса, предоставили важную возможность проверить эффективность консульских услуг, которые мы предлагаем нашим гражданам.

При этом были быстро приняты все необходимые меры предосторожности, чтобы наши люди за границей имели беспрепятственный доступ к нашим зарубежным представительствам, а некоторые консульские операции было разрешено осуществлять дистанционно / по почте.

Кроме того, благодаря приложению дежурного телефона и нашему консульскому колл-центру, нашим гражданам обеспечен удобный доступ в наши представительства в нерабочее время в любое время суток. Аккаунты наших представителей в социальных сетях эффективно используются для обеспечения связи с нашими гражданами.

Мы также решительно продолжаем наши усилия по расширению свободы передвижения наших граждан.

С этой целью мы заключаем соглашения об освобождении от виз, таким же образом мы облегчаем поездки иностранцев в нашу страну, особенно с целью увеличения наших доходов от туризма. По состоянию на 2002 год, если наши владельцы обычных паспортов могли путешествовать без визы в 42 страны, сегодня это число увеличилось до 74. Возможность путешествовать по удостоверению личности (то есть, без загранпаспорта – прим.) появилась (у турецких граждан – прим.) в Грузию, Турецкую Республику Северного Кипра, Молдавию, Украину и, наконец, в Азербайджан (после победы двух стран в Нагорном Карабахе – И.С.)».

Важную тему, который продвигает турецкий МИД являются «Консульства с человеческим лицом». В том смысле, что турецким гражданам должно быть легко и просто обращаться в зарубежные консульские учреждения для решения своих проблем. Заметим, что это – нормально и так должно быть в теории, однако, на практике таким подходом могут похвастаться далеко не все консульские учреждения любой страны мира будь то Турция или же Россия.

Заметим и ещё один момент: если государство занимается, целенаправленно и планомерно, выстраиванием своих отношений со своей зарубежной диаспорой, то эти отношения начинаются с консульских учреждений. Зарубежные консулы в той или иной стране становятся своего рода «постпредами» по установлению отношений с зарубежными диаспорами.

Обращает на себя внимание и тот ступор, который достигла Турция в повышении числа «безвизовых соглашений». Главной победой для страны был бы «безвиз» с Европой, которого не удается достичь уже который год, невзирая на огромные затрачиваемые Турцией усилия. С другой стороны, весьма показательно, что Турция создает «беспаспортный» режим на постсоветском пространстве, включив туда уже такие страны как Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина. Можно считать это своего рода «Шенгеном» или «ЕАЭС», но в турецком исполнении.

52.28MB | MySQL:103 | 0,449sec