Накануне открытия саммита в Дохе: решения министров иностранных дел государств ЛАГ

В преддверии открывающейся 30 марта 2009 г. в Дохе очередной встречи глав государств и правительств стран-членов Лиги арабских государств (ЛАГ) 28 марта текущего года в катарской столице состоялось совещание Министерского совета этой региональной организации. Основной задачей этого совещания была выработка повестки дня будущего саммита, который на этот раз будет проходить под председательством катарского монарха. Вместе с тем, сегодня уже очевидно, что этот саммит будет обсуждать вопросы, связанные с положением на палестинской территории, в Ливане, Ираке и Судане, поскольку именно эти вопросы стали предметом их анализа в ходе совещания Министерского совета ЛАГ, а также были зафиксированы в принятых этим Советом документах.

В этой связи проблема Судана стала ведущей, но, разумеется, не только в силу положения в Дарфуре, а в свете решения Международного уголовного суда о преследовании суданского президента Омара Аль-Башира, присутствие которого на будущем в саммите в Дохе «остается под вопросом».

Подготовленный участниками Министерского совета проект заявления будущей встречи в верхах глав государств и правительств стран-членов ЛАГ, в частности, отмечает «поддержку и солидарность руководителей арабских государств с Суданом в его конфликте с Международным уголовным судом в связи с президентом Аль-Баширом». В этом документе подчеркивается, что решение Суда «направлено на то, чтобы лишить Судан его законно избранного руководителя». В свою очередь, само решение Международного уголовного суда было подвергнуто резкому «осуждению, поскольку оно может повлиять на единство Судана, его безопасность, суверенитет и стабильность, равным образом, как и на усилия, предпринимаемые в инте-ресах мира, включая арабско-африканскую инициативу и действия, предпринятые Государством Катар».

Проект заявления будущего саммита подчеркивал, что «Совет Безопасности должен взять на себя ответственность за восстановление мира и стабильности в Судане», как и потребовал от государств – постоянных членов Совета Безопасности «достичь единой позиции ради восстановления мира и стабильности в Судане», в том числе и «политического урегулирования кризиса в Дарфуре на основе достижения мира между противостоящими друг другу суданскими сторонами». Вместе с тем, цитируемый проект заявления будущего саммита в Дохе ставил вопрос более широко. В нем отмечалось, что «главы арабских государств отвергают любые попытки поставить под сомнение суверенитет, единство и безопасность всех государств, а также бросить тень на символы их национального суверенитета». Однако все тот же документ содержал требование, направленное правительству Судана, о возвращении на его территорию всех работавших там ранее международных гуманитарных миссий.

Вместе с тем, на Министерском совете в катарской столице было категорически отвергнуто суданское предложение о переносе будущей встречи в верхах глав государств и правительств ЛАГ в Хартум. Это предложение в ходе совещания было высказано и суданским государственным министром по иностранным делам Али Карти, говорившим, в частности: «Резолюции Совета Безопасности в отношении Судана – это просто чернила на бумаге. … Тем не менее, мы в Судане хотели бы, чтобы наш президент не преследовался Международным уголовным судом и Советом Безопасности. Если вы (министры иностранных дел государств ЛАГ – Г.К.) согласны с нами, то мы говорим вам: “Добро пожаловать” (в Хартум – Г.К.), если же вам не нравится наша позиция, то мы и не требуем от вас ничего, что могло бы быть выше ваших возможностей». Ответ катарского премьер-министра и министра иностранных дел был однозначен: «Не шантажируйте нас!».

Однако не менее важны и другие положения проекта заявления предстоящего саммита ЛАГ в Дохе.

Содержащееся в нем обращение к Ирану требует от руководства этой страны «претворить на практике все сделанные им заявления в связи с его стремлением улучшить отношения с арабскими странами на основе диалога и устранения напряженности». На внесении этого положения настаивал Бахрейн. В этой связи важны и сделанные премьер-министром и министром иностранных дел Катара шейхом Хамадом бен Джасемом Аль Тани заявления о том, что на саммит не будут приглашены ни президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, ни кто-либо из руководства ХАМАС. Наконец, министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) шейх Абдалла бен Заид отметил, что вопрос о трех оккупированных Ираном островов ОАЭ (Большой и Малый Томб, а также Абу-Муса) будет в обязательном порядке внесен в повестку дня саммита в катарской столице. С другой стороны, проект заявления будущего саммита ЛАГ потребует от государств-членов этой организации «поднимать тему трех оккупированных островов в ходе их контактов с иранской стороной, подчеркивая незаконность сооружения гражданских и военных объектов на этих островах, а также проведение там Ираном военных маневров».

В проекте заявления предстоящего саммита ЛАГ в Дохе отмечается, что государства-члены ЛАГ «продолжают поддерживать выдвинутую ими арабскую мирную инициативу» (при этом, в заявлениях некоторых участников Министерского совета отмечалось, саммит в Дохе примет специальное дополнительное решение о поддержке этой резолюции). Тем не менее, в проект заявления будет сказано (что отражает и саудовскую точку зрения), что «арабская мирная инициатива не останется бесконечно лежащей на столе». Далее в этом документе будет отмечено, что «поддержка инициативы (арабскими странами – Г.К.) связана с ее принятием Израилем, с выполнением Израилем его обязательств, вытекающих из основных документов, касающихся установления справедливого и всеобъемлющего мира (на Ближнем Востоке – Г.К.)». Так или иначе, но саммит в Дохе должен принять решение о возобновлении деятельности Министерского комитета по вопросам арабской мирной инициативы ЛАГ, который вместе с генеральным секретарем этой региональной организации, предпримет шаги к «оценке возможностей общеарабского движения к миру в регионе в свете произошедших региональных и международных изменений и, прежде всего, израильской военной агрессии в Газе».

Вместе с тем, эта точка зрения, скорее всего, не будет принята всеми государствами-членами ЛАГ. Так, Ливия уже выразила свое несогласие в отношении этого пункта проекта заявления, отметив, что в нем не содержится четкого указания «на необходимость создания демократического государства на всей палестинской территории, а также на возвращение беженцев». Идея создания такого «демократического государства на всей палестинской территории» принадлежит главе ливийской революции Муаммару Каддафи, и была выражена несколько лет назад в его идее создания еврейско-арабского палестинского государства в пределах всей территории бывшей подмандатной Палестины. М. Каддафи предложил даже название этого бинационального политического конструкта – «Исратын», представляющего собой соединение первого слога названия Израиля по-арабски – «Исраиль» и завершающего слога арабского же названия Палестины – «Фалястын».

Важным пунктом повестки дня будущего саммита ЛАГ в Дохе станет и обсуждение выдвинутых в ходе совещания Министерского совета министром иностранных дел Саудовской Аравии принцем Саудом Аль-Фейсалом новых предложений его страны по вопросу об «общеарабском примирении», инициированном королем Абдаллой в ходе «экономического» саммита ЛАГ в Эль-Кувейте и нашедшим свое отражение в урегулировании саудовско-сирийских отношений.

Документ, представленный С. Аль-Фейсалом, гласит: «Мы, руководители арабских стран, подтверждаем нашу решимость и приверженность и далее идти по пути примирения, имея в виду чаяния и надежды наших народов, как и наши национальные интересы. Мы предлагаем следующее соглашение по вопросам, связанным с движением арабов по пути примирения:

Во-первых, приверженность Уставу Лиги арабских государств, а также принятым на его основе решениям, рассматриваемым в качестве базовой основы для общеарабских действий в направлении активизации инструментов претворения в жизнь этих документов.

Во-вторых, искренняя и серьезная ориентация на выполнение того, что заключается в принятых нами ранее документах» тунисского саммита ЛАГ в 2004 г., где речь шла о вопросах развития процессов демократии в арабском мире.

В-третьих же, предложенный Саудовской Аравией документ предлагает «обращение к методу диалога и консультаций при решении всех межарабских противоречий, как и отказ от использования языка угроз», а также «исключение разрывов и вражды» из системы межарабских отношений и контактов.

Четвертый пункт саудовского документа настаивает на «выработке единого арабского стратегического видения противостояния вызовам политического и экономического характера, а также вызовам в области безопасности», угрожающим «арабской национальной безопасности».

Пятый пункт этого документа требует рассматривать «палестинскую проблему в качестве осевой» для арабского мира, а также «следовать согласованной общеарабской стратегии (арабской мирной инициативе – Г.К.) реализации справедливого и всеобъемлющего мира (на Ближнем Востоке – Г.К.) и создания независимого палестинского государства со столицей в Восточном Иерусалиме (Аль-Кудс Аш-Шариф)».

Наконец, шестой пункт саудовского документа подчеркивает «важность достижения соглашения о проведении совместных действий для противодействия вызову “борьбы цивилизаций” и вытекающему из этого вызова идейному и культурному кризису». Это положение предложенного Саудовской Аравией одного из проектов решений будущего саммита ЛАГ в Дохе считает необходимым подчеркнуть, что идея и практика «борьбы цивилизаций» влияет «на отношения Запада с арабским миром, искажая его взгляд на основы арабского бытия». Это, в свою очередь, приводит к «росту чувств недоверия и напряженности в отношениях по линии Запад-ислам, в целом, а также в контактах между Западом и арабским миром, в частности».

52.25MB | MySQL:103 | 0,490sec