Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (23-29 марта 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Афганистане и Пакистане. 27 марта президент США Б. Обама обнародовал новую стратегию вашингтонской администрации в отношении этих двух государств, целью которой объявлено пресечение деятельности террористов, лишение их убежища на пакистанской территории и недопущение перегруппировки сил экстремистов в Афганистане. Конечной же задачей провозглашено уничтожение террористических сил «Аль-Каиды». Политические и иные действия США впервые будут основаны на принципе взаимосвязи Афганистана и Пакистана – «это две страны, но одна проблема». Б. Обама также выдвинул предложение о создании новой международной группы по урегулированию ситуации в Афганистане и Пакистане, в которую бы вошли страны НАТО и другие партнеры США, государства Центральной Азии и зоны Персидского залива, Россия, Китай, Индия и Иран. Предварительно глава вашингтонской администрации обсудил по телефону основные пункты стратегии с президентами Афганистана и Пакистана Х. Карзаем и А. А. Зардари.

Президент США Б. Обама подчеркнул, что ситуация в Афганистане становится «все более опасной», а число нападений на американские, натовские и афганские правительственные войска «постоянно и неуклонно растет». «Аль-Каида» и поддерживающие ее группировки, находящиеся в Афганистане и Пакистане, активно планируют новые террористические акции против США. Глава американской администрации подчеркнул, что уничтожение «Аль-Каиды» и боевиков движения «Талибан» в интересах не только США, но и всего мира, а задача находящихся в Афганистане частей ВС США состоит не в том, чтобы «осуществлять контроль за страной, и диктовать ей будущее», а в том, чтобы «противостоять нашему общему врагу». Ранее, 25 марта Б. Обама заявил: США сделают все, что в их силах для недопущения возвращения к власти в Афганистане экстремистов, а американские войска и их союзники продолжат проведение «наступательных операций» на территории страны. Глава Белого дома объявил, что вскоре 4 тыс. американских военных будут направлены в Афганистан для обучения Афганской национальной армии (АНА), а также подтвердил, что 17 тыс. военнослужащих ВС США будут передислоцированы в Афганистан в ближайшие несколько месяцев. По словам Обамы, основной целью стран, чьи воинские контингенты обеспечивают безопасность в Афганистане, является подготовка АНА к тому, чтобы она самостоятельно выполняла эту задачу. Кроме того, поставлена задача довести численность АНА к 2011 г. до 134 тыс. человек (сейчас – около 80 тыс. человек). Помимо военных Вашингтон планирует направить в Афганистан несколько сот гражданских специалистов, которые займутся обучением сотрудников национальных правоохранительных структур и местных органов власти, а также агрономов. Президент Афганистана Х. Карзай 28 марта приветствовал новую стратегию США, заявив, что она «лучше того, что мы ожидали».

По информации директора Национальной разведки США Д. Блэра, лидер талибов мулла Омар и его окружение находятся не в Афганистане, а на территории Пакистана. Блэр считает, что верхушка движения «Талибан» продолжает вынашивать планы возвращения к власти в Афганистане.

В Москве 27 марта под эгидой Шанхайской организации сотрудничества прошла международная конференция по Афганистану. В ее работе помимо стран-участниц ШОС участвовали представители Афганистана, США, Ирана и некоторых других стран, а также генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун. По оценке президента России Д. Медведева, ключевыми проблемами Афганистана являются «борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, трансграничной преступностью». По итогам конференции страны-участницы ШОС и Афганистан приняли совместную декларацию и план действий. В декларации поддерживается важность продолжения комплексных международных усилий «в интересах строительства стабильного, мирного, процветающего и демократического Афганистана». В плане действий намечены конкретные совместные мероприятия по борьбе с терроризмом и наркотрафиком в Афганистане, усиление пограничного контроля. Все участники конференции высказались за то, что нельзя решить афганские проблемы, прибегая только к военным методам.

29 марта Верховный суд Афганистана принял решение, по которому президент страны Х. Карзай продолжит исполнение своих обязанностей вплоть до избрания нового главы государства в августе 2009 г.

Пакистанский президент А. А. Зардари положительно оценил новую американскую стратегию в Афганистане и Пакистане, отметив, что выделяемые Вашингтоном средства пойдут на развитие страны и борьбу с экстремизмом (Б. Обама призвал американский конгресс одобрить законопроект, предусматривающий выделение 1,4 млрд долларов в течение пяти лет на строительство школ, больниц и дорог в Пакистане, а также укрепление демократических институтов в этой стране). Ранее глава пакистанского государства заявлял, что Исламабад не способен воевать с терроризмом без финансовой помощи от государств Запада, в частности – США.

Представители американского военного командования заявили о наличии доказательств причастности некоторых высокопоставленных сотрудников Межведомственной разведки Пакистана к оказанию поддержки афганским талибам. США потребовали немедленно прекратить любые виды содействия экстремистам.

На минувшей неделе беспилотные летательные аппараты ВВС США нанесли серию ударов по объектам проталибских боевиков на северо-западе Пакистана. Между тем обстановка в этом районе продолжает оставаться напряженной. 26 и 27 марта боевики смертники совершили здесь два теракта, приведшие к гибели примерно 80 и ранению свыше 100 человек. Части пакистанской армии при поддержке боевых вертолетов проводили операции против сил экстремистов в районах, прилегающих к границе с Афганистаном.

Президент А. А. Зардари пошел еще на одну уступку оппозиции. 28 марта он сообщил, что отстраненный от должности губернатор крупнейшей провинции страны – Пенджаб и брат лидера оппозиционных сил Н. Шарифа Ш. Шариф «может вернуться в свой кабинет».

Президент Судана О. аль-Башир, несмотря на выдачу Международным уголовным судом (МУС) в Гааге ордера на его арест, посетил на прошедшей неделе три соседние страны – Эритрею, Египет и Ливию, а 29 марта прибыл в столицу Катара Доху для участия в саммите ЛАГ, который откроется 30 марта. В Египте, как и в других арабских странах, считают неприемлемыми методы, используемые МУС в отношении главы суданского государства. На переговорах О. аль-Башира с президентом АРЕ Х. Мубараком основное внимание было уделено ситуации в арабском мире и суданском регионе Дарфур, развитию двустороннего сотрудничества в различных областях. Каир намерен помочь Хартуму в преодолении гуманитарных трудностей, в частности, в области здравоохранения, чтобы «заполнить вакуум», образовавшийся после высылки из Судана ряда международных гуманитарных организаций. В Триполи ливийский лидер М. Каддафи обсудил с О. аль-Баширом отношения между Суданом и Чадом и ситуацию в Дарфуре. Каддафи особо подчеркнул свое несогласие с решением МУС относительно суданского президента. В тоже время Ливия призвала Судан пересмотреть свое решение о прекращении деятельности на территории страны международных неправительственных гуманитарных организаций. С аналогичным призывом к суданскому правительству обратился Совет Безопасности ООН.

Нестабильная обстановка сохраняется на юге Судана. Произошедшие здесь столкновения привели к гибели до 750 человек. Напряженность в регионе вызвана волнениями среди суданских беженцев, репатриированных из Кении, Уганды и Эфиопии, а также протестными акциями, организованными ветеранами Суданской народно-освободительной армии, которым власти Юга на протяжении нескольких месяцев не выплачивали денежные пособия.

В Израиле на минувшей неделе завершилось формирование новой правительственной коалиции, к которой присоединились религиозная партия ШАС (ее глава Э. Ишай займет пост руководителя МВД), левая партия Авода (ее лидер Э. Барак сохранит за собой пост министра обороны) и ультраправая партия «Еврейский дом». Таким образом, кабинет министров во главе с лидером правой партии Ликуд Б. Нетаниягу должен получить поддержку 66 из 120 депутатов Кнессета (парламента). Предполагается, что новое правительство будет приведено к присяге 31 марта.

Б. Нетаниягу заявил 25 марта, что продолжит мирные переговоры с палестинцами и будет проводить курс на развитие палестинской экономики. Однако Нетаниягу не упомянул о том, поддерживает ли он создание независимого палестинского государства, на чем настаивают палестинцы и международное сообщество. Палестинцы скептически отнеслись к высказываниям Нетаниягу, заявив, что будут судить о нем «не по его словам, а по его делам», особо подчеркнув, что «израильское правительство, которое отрицает создание палестинского государства, не будет для нас партнером».

27 марта в Израиле проведено успешное испытание системы ПРО «Железный купол», предназначенной для уничтожения ракет малой и средней дальности, имеющихся в распоряжении ливанской «Хизбаллы» и палестинского ХАМАСа. Ожидается, что система поступит на вооружение ВС Израиля в 2010 г.

Президент США Б. Обама заявил 25 марта, что ожидает «стабильного прогресса» на переговорах с Ираном. При этом в Вашингтоне не рассчитывают, что Тегеран немедленно прекратит свою ядерную программу или иранцы «перестанут финансировать терроризм». В первую очередь, США рассчитывают на конструктивное взаимодействие с ИРИ по проблемам Афганистана, хотя пока не собираются обсуждать программу действий на этом направлении.

В Брюсселе 26 марта впервые за 30 лет состоялась неформальная встреча официальных представителей Ирана и НАТО, на которой обсуждалась афганская тема. Иран также дал согласие на участие в международной конференции по Афганистану, которая состоится в Гааге 31 марта.

На минувшей неделе Ирак впервые за последние 33 года с официальным визитом посетил президент Турции А. Гюль. В центре внимание на его переговорах с иракскими руководителями были вопросы противодействия боевикам сепаратистской Курдской рабочей партии, которые ведут борьбу с турецким правительством, базируясь главным образом на территории северного Ирака. Также обсуждались вопросы развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества и распределения вод рек Тигр и Евфрат. По заявлению вице-президента Ирака Т. аль-Хашеми, Турция в текущем году обещала вдвое увеличить подачу Ираку вод Тигра и Евфрата.

Ирак и Франция подписали контракт на поставку иракским ВВС 24 транспортных вертолетов ЕС-635. Это первая после 1990 г. сделка на поставку французского вооружения Ираку.

Между тем обстановка в Ираке вновь становится более напряженной. В марте в стране было совершено несколько крупных терактов. В Багдаде после ареста 28 марта одного из руководителей суннитских вооруженных формирований «Советов пробуждения», которые воевали против местной «Аль-Каиды», произошли ожесточенные столкновения между суннитскими ополченцами и правительственными силами безопасности.

Находившийся с визитом в Багдаде министр иностранных дел Сирии В. Муаллим заявил 25 марта, что Дамаск готов предоставить США любую необходимую помощь в деле вывода американских войск из Ирака, в т. ч. позволить ВС США уходить из этой страны через территорию САР.

В напряженной обстановке прошли 29 марта выборы в местные органы власти Турции. В некоторых провинциях политические противники использовали в столкновениях между собой огнестрельное и холодное оружие. Погибли 5 и получили ранения свыше 100 человек. По предварительной информации, победу на выборах одержала правящая происламистская Партия справедливости и развития во главе с премьер-министром страны Р. Т. Эрдоганом.

Приложение

О проблеме водных ресурсов на Ближнем Востоке и в Северной Африке

Ближний Восток и Северная Африка (БВ и СА) относится к числу наиболее засушливых районов мира. Большая часть территории многих стран региона занята пустынями и полупустынями или выжженными солнцем и почти лишенными осадков степными пространствами. Так, в Египте пустыни покрывают свыше 90 проц территории, в Иордании – 85 проц, в Судане свыше 70 проц, в Сирии – около 70 проц, в Израиле — почти 60 проц.

В последние десятилетия проблема обеспечения водными ресурсами на Ближнем Востоке и в Северной Африке приобретает все большую значимость. Регион неотвратимо приближается к черте, за которой нехватка воды станет активно тормозить развитие расположенных здесь государств. БВ и СА занимает около 10 проц суши, здесь проживает примерно 5 проц населения земного шара, но при этом здесь расположен лишь 1 проц возобновляемых мировых запасов пресных вод, т. е. страны региона обеспечены водой менее всех на Земле. Положение усугубляется быстрым ростом населения, ускорением темпов экономического развития, интенсификацией промышленной сферы и сельскохозяйственного производства, вводом в оборот новых посевных площадей (главным образом орошаемых), выделением земель под промышленное и гражданское строительство, загрязнением источников пресной воды из-за сброса промышленных стоков и неочищенных отходов, стоком с полей, содержащим химические удобрения и пестициды, осушением водно-болотных угодий, нерациональным использованием воды в целом. В то же время имеющиеся источники воды (водный слой и гидрологические системы) быстро иссякают. Общий возобновляемый запас воды в регионе составляет 2,4 млрд куб. м в год, тогда как потребление превышает 3 млрд куб. м. Существующий дефицит компенсируется за счет извлечения воды (без компенсации) из грунтовых и подземных источников. Исследования показывают, что к 2025 г. большинство стран БВ и СА столкнется с нехваткой чистой пресной воды, а к 2050 г. ученые предсказывают уменьшение в два раза нормы потребления воды.

В аравийских монархиях пошли эффективным, но затратным путем, ежегодно выделяя миллиарды долларов на опреснение морской воды. Таким способом они получают до 70 проц потребляемой воды. Однако большинство стран БВ и СА подобные расходы явно не осилит.

Проблема обеспечения водными ресурсами в регионе все более становится катализатором конфронтации. Стремительно возрастающий спрос на воду сопровождается резким обострением противоречий между сторонами, вовлеченными в водные споры, что способствует превращению БВ и СА в один из наиболее острых и конфликтообразующих районов мира.

Особенно остро водная проблема стоит в Израиле, Иордании и Египте. Серьезные противоречия по распределению водных ресурсов существуют между Турцией, Сирией и Ираком (бассейн Евфрата и Тигра); в бассейне Нила; между Израилем, Палестинскими территориями, Сирией, Иорданией и Ливаном (бассейн Иордана). В не очень далеком будущем возможно возникновение спора между Саудовской Аравией и Иорданией, а также Саудовской Аравии и Йеменом по режиму эксплуатации вод подземных пластов. Аналогичная ситуация складывается и в «пятиугольнике» Египет – Судан – Ливия — Чад – Нигер. Здесь главным «обвиняемым» явится, по всей вероятности, Ливия, построившая т. н. «Великую искусственную реку», для которой пресная вода выкачивается из подземных пластов Сахары. В случае, если заинтересованным сторонам не удастся прийти к взаимоприемлемым компромиссам в урегулировании проблем распределения водных ресурсов, то не исключено, что в перспективе, причем не в столь уж отдаленной, некоторые государства БВ и СА могут предпринять попытки их решения силовыми методами.

Наиболее значительные гидроресурсы Ближнего и Среднего Востока находятся в его северной части – на востоке и юго-востоке Турции, в северных районах Ирака и Ирана. Они «транспортируются» на большие расстояния в зоны дефицита воды посредством системы рек и подземных источников. Основу этой системы составляют бассейны рек Тигр и Евфрат. Данная гидросистема в значительной степени обеспечивает водой Турцию, Сирию и Ирак. Причем «контрольный пакет» находится в руках Турции, на территории которой две реки берут свое начало. В Анкаре считают воды Тигра и Евфрата «своими природными ресурсами». С 1980-х гг. Турция осуществляет грандиозный проект «Юго-Восточная Анатолия», включающий в 22 плотины, 19 электростанций и другие сооружения. Реализация проекта позволит увеличить площадь орошаемых земель на 1,7 млн га. Очень велико и политическое значение проекта. В Анкаре контроль над водными потоками в соседние страны рассматривают как ключевой элемент «будущей мощи» турецкого государства, а турецкие военные прямо заявляли, что контроль над водой, идущей в арабские страны, позволит «регулировать» политику соседей. Конечно, подобная политика Анкары вызывает недовольство в Дамаске и Багдаде, т. к. угрожает национальным интересам и безопасности Сирии и Ирака. В настоящее время отношения Турции с южными соседями нормализовались, что сказалось и на водной политике Анкары. Так, в 2008 г. Турция, несмотря на трудности, пошла навстречу пожеланиям Ирака и Сирии и увеличила норму сброса воды для каждой из этих стран.

Сирия, обвиняя Турцию в ограничении водных ресурсов Тигра и Евфрата, сама действует аналогичным образом, ограничивая сток вод реки Оронт в турецкую пограничную провинцию Хатай. Не урегулирован и вопрос о распределении вод Тигра и Евфрата между Сирией и Ираком.

Проблема «таяния» водных ресурсов на фоне не снижающегося роста населения по праву считается важнейшей проблемой Египта, а обеспечение страны в достаточном количестве водами Нила относится к высшей сфере национальной безопасности АРЕ. Здесь во главе угла стоит вопрос о распределении нильских вод. В этом деле Каир всегда занимал и занимает жесткую позицию отстаивания своих интересов. Между тем, Египет находится в нижнем течении Нила, а потому зависит от стран, расположенных в верхнем течении реки. Некоторые из них, особенно Эфиопия, требуют пересмотра договора по разделу стока реки Нил, заключенного между Египтом и Суданом в 1959 г., поскольку, по их мнению, он является устаревшим документом, не учитывает нынешние экономические и демографические реалии, дает привилегированные права Каиру и Хартуму на пользование ресурсами реки. В АРЕ с нескрываемым раздражением реагируют на разговоры о пересмотре договора. Но, несмотря на нежелание Каира снижать свою водную квоту в пользу других стран нильского бассейна, решения этой проблемы избежать не удастся. Конечно, Египет намерен разрешить проблему Нила путем переговоров с заинтересованными сторонами, но при условии, что новое соглашение не создаст угрозу национальной безопасности АРЕ. В то же время в Каире не исключают угроз применения силы или даже самого применения ее в случае открытого отказа какой-либо страны бассейна Нила удовлетворить в нужном объеме потребности Египта в пресной воде. А пока можно говорить о том, что АРЕ и Судан намерены и дальше действовать вместе в водном вопросе.

Водная проблема по праву считается одной из главных составляющих арабо-израильского конфликта. Речь, в первую очередь, идет о распределении вод бассейна реки Иордан и ряда других водных источников, находящихся в Израиле, Иордании, Ливане, на Палестинских территориях и в Сирии. Наиболее остро водная проблема стоит в Иордании и Израиле. Если нынешние темпы роста их населения и экономики сохранятся, то через 20-30 лет вся пресная вода Израиля и Иордании будет использоваться только как питьевая. По мирному договору между двумя странами (1994 г.) Израиль ежегодно выделяет Иордании 50 млн куб. м воды с последующим увеличением до 100 млн куб.м. Однако между сторонами остались нерешенные вопросы по распределению вод рек Иордан и Ярмук. Одной из причин нежелания Израиля возвращать Сирии оккупированные в 1967 г. Голанские высоты является то обстоятельство, что данный район богат водными ресурсами, которыми пользуется не только Израиль, но и Ливан, палестинцы, Иордания, Сирия. Ливан и Израиль спорят о распределении вод приграничной ливанской реки Литани. Израильтяне считают, что Ливан хорошо обеспечен пресной водой и поэтому часть вод Литании можно использовать для нужд северных районов Израиля, с чем ливанцы не согласны. Кроме того, в Израиле имеют виды на воды рек Ваззани и Хасбани, берущих начало в Ливане. Водная проблема остро стоит на переговорах Израиля с палестинцами. Нерешенные вопросы по распределению воды из приграничных рек имеются между Сирией и Иорданией.

Таким образом, до настоящего времени все попытки стран Ближнего Востока и Северной Африки урегулировать вопросы водопользования не привели к значимым результатам. В итоге этот регион остается и на обозримую перспективу останется тем районом мира, где водная проблема продолжит стоять наиболее остро, сложно и трудноразрешимо.

52.32MB | MySQL:103 | 0,543sec