ФРГ и изральско-палестинский диалог

Стремление к справедливому и прочному миру на Ближнем Востоке обозначено как постоянный центр внимания германской внешней политики. Основой для подобного внимания является так называемая «Дорожная карта» (30.04.2003), разработанная «международным квартетом», как именуют ЕС, США, Россию и ООН. По мнению ФРГ, «Дорожная карта» детализирует план поэтапного мирного урегулирования в Ближневосточном регионе. Условием и целью урегулирования является Zwei-Staaten-Loesung — решение о существовании двух государств. Оно, согласно германской концепции безопасности, должно привести к созданию демократического палестинского государства. «Дорожная карта», как известно, официально одобрена Советом Безопасности ООН 19.11.2003 в его резолюции № 1515. Германия принимала деятельное участие в подготовке и окончательной редакции текста документа, составленного с учетом внешнеполитической линии ЕС. Поэтому «Дорожная карта» — в известной степени немецкий продукт.

Однако ФРГ включилась в решение ближневосточной проблемы намного раньше. В частности, известно, что прямые переговоры с участием всех заинтересованных сторон, желающих разрешить конфликт, впервые проходили в 1991 г. в Мадриде. Палестинцы были представлены в составе совместной иордано-палестинской делегации. Затем последовали дальнейшие раунды переговорного процесса, включая сепаратные израильско-иорданские встречи и секретные палестино-израильские переговоры, которые привели, как известно, к определенному прорыву, после чего 13 сентября 1993 г. в Вашингтоне было обнародовано согласие для подписания в Осло Декларации принципов. Эта декларация должна была стать основой для формирования палестинского самоуправления. Каирское соглашение 1994 г. предусматривало полномочия палестинской администрации.

Немецкое участие обозначено и дипломатически. Германия приняла деятельное участие. Как отмечается на сайте МИДа ФРГ, Германия стала первой страной после создания палестинских учреждений в Иерихоне, получившей и открывшей собственное представительство на палестинских территориях. ФРГ изначально числилась среди 17 стран Евросоюза, представленных в Рамалле и Иерусалиме. Помимо представительства в Рамалле, ФРГ получила возможность для открытия собственного отделения в Газе.

После достижении соглашения, известного как Осло II, в 1996 г. началось создание палестинской политической структуры — от выборов президента Палестинской национальной администрации и палестинского Законодательного совета. Напомним, что документ Осло II был подписан 24 сентября 1995 г., а через считанные дни, 4 ноября, еврейским экстремистом был убит тогдашний премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. В 2000 г. после посещения Ариэлем Шароном Храмовой горы (Харам аль-Шариф) в Иерусалиме развернулась так называемая вторая интифада — палестинское восстание, которое привело к всплеску терроризма и гибели военнослужащих и гражданских лиц. Это усложнило дальнейшее решение ближневосточной проблемы.

Реальное возвращение к вопросу и позитивное развитие событий обозначено смертью Ясира Арафата. С начала 2005 г. ситуация несколько стабилизировалась. Немецкие эксперты констатируют: в ходе демократических выборов 9.1.2005 палестинцы избрали президента Махмуда Аббаса. В феврале 2005 г. В египетском Шарм-аш-Шейхе во время встречи в верхах Израиль и палестинцы договорились о последующих шагах к взаимному сближению. Важный этап затем был пройден в марте в Каире, когда все палестинские группировки согласились сложить оружие. Было достигнуто согласие об израильской эвакуации из всех 21 поселений в секторе Газы и четырех на севере Западного берега реки Иордан. Тогда же палестинцы впервые, начиная с 1996 г., проголосовали за представителей нового парламента. Из 132 мест 74 было отдано ХАМАСу, 45 — ФАТХу, независимые получили 4 места, 3 — Народный фронт освобождения Палестины (Popular Front for the Liberation of Palestine, PFLP), 2 места — так называемые альтернативщики: «Третий путь» и «Список независимой Палестины». Была достигнута договоренность о том, что новый парламент в полном составе должен встретиться 18 февраля.

Как уже указывалось, ФРГ с самого начала мер по формированию палестинской администрации была на стороне указанных преобразований, видя в них первые реальные сдвиги по созданию демократического палестинского государства. Немецкие аналитики отмечали: конечная цель — формирование прозрачной политики, которая обеспечит доверие граждан к государственным структурам и станет основой для последующего государственного строительства. Палестинские районы являются приоритетными в программе внешнеполитического немецкого сотрудничества и развития (EZ), о чем свидетельствует объем предыдущих двусторонних хозяйственных отношений в размере 532 млн евро. Кроме того, существуют вклады ФРГ по линии развития системы ООН и Всемирного банка. Напомним, что доля Германии составляет около 23% бюджета Европейской комиссии, предназначенного на развитие экономик.

В двусторонние немецко-палестинские программы развития входят актуальные экономические проблемы: водоснабжение, санитария, создание хозяйственных структур и образовательных учреждений. В рамках этих программ проходит строительство канализационных очистных сооружений, экологически безопасных свалок, школ, восстановление муниципальной инфраструктуры. Деятельность программ нацелена на решение многих социальных проблем, в том числе и на борьбу с бедностью. Немецкий вклад направлен также на сотрудничество в области развития профессионального образования, совершенствования местного управления, содействует появлению малых и средних предприятий.

В последние годы ряд немецких экспертов непосредственно участвуют в деятельности палестинских учреждений с целью повышения их эффективности и обеспечения непосредственной передачи палестинцам опыта и знаний в данной сфере. Перечень данных учреждений невелик, однако представителен — канцелярия премьер-министра, Министерство экономики, Министерство иностранных дел и палестинский парламент. С палестинскими неправительственными организациями в постоянном контакте находится Немецкая гражданская служба мира, которая в определенной степени смягчает остроту социальных конфликтов.

Сложный процесс израильско-палестинского диалога, который продолжается в общей сложности более 40 лет, был прерван вооруженными действиями, имевшими место с 27 декабря 2008 г. по 18 января 2009 г.

Германия не осталась безучастной к событиям. В их оценке она, будучи, как уже указывалось, соавтором «Дорожной карты», исходила из главного принципа названного документа, а именно: мирное сосуществование двух государств будет достигнуто только после прекращения террористических актов и насилия, решительных действиях против террористов.

Конфликт на Ближнем Востоке, новый виток которого развернулся в результате начавшейся 19 декабря военной операции Израиля в ответ на непрекращающийся террор ХАМАСа, может и должен быть разрешен только политически, подчеркнула Ангела Меркель в своей новогодней речи. Германия видит это решение в мирном сосуществовании израильтян и палестинцев в двух государствах и считает, что разумной альтернативы не имеется. Постоянный представитель правительства ФРГ Томас Штег (Thomas Steg) отметил, что А. Меркель и Э. Ольмерт в те дни пришли к единой оценке: ответственность за сложившуюся ситуацию «однозначно и исключительно» лежит на ХАМАСе. Глава внешнеполитического ведомства ФРГ Ф.-В. Штайнмайер дал интервью BILD am SONNTAG, которое было озаглавлено: «ХАМАС занимается циничной игрой». Германия, по его словам, «очень озабоченно» воспринимает положение на Ближнем Востоке. Она опасается того, что сектор Газы создает угрозу новой спирали насилия. По словам издания, «вице-канцлер резко осудил образ действия ХАМАСа», поскольку непримиримая позиция последнего (отказ от перемирия с Израилем) это — «безответственное решение, особенно если иметь в виду затруднительную ситуацию населения в секторе Газы! ХАМАС занимается циничной игрой с людьми, за которых, как он утверждает, принял ответственность». Потребовав незамедлительного прекращения ракетного обстрела ХАМАСом израильских населенных пунктов, Штайнмайер впервые за много лет комментирования ближневосточной ситуации признал: спровоцировали израильскую операцию палестинцы.

Последовал ближневосточный вояж (10-11.01.2009) главы федерального внешнеполитического ведомства Ф.-В. Штайнмайера в Египет и Израиль. В Каире министр провел серию бесед с президентом Египта Хосни Мубараком, главой ПНА Махмудом Аббасом, египетским министром иностранных дел Ахмедом Абуль Гейтом, а также с генеральным секретарем ЛАГ Амром Мусой. Шеф внешнеполитического ведомства ФРГ посетил также Рафах — город на границе Египта с сектором Газы. В Израиле Штайнмайер провел встречи с президентом Израиля Шимоном Пересом, министром иностранных дел Ципи Ливни, министром обороны Эхудом Бараком.

Таким образом, была выработана программа действий Федерального правительства. Во-первых, ФРГ, как Египет и Израиль, заинтересованная в пресечении контрабанды оружия по известным туннелям на границе Египта и сектора Газы, в качестве одной из эффективных мер предложила участие немецких экспертов в формировании эффективной стратегии по защите границы. Германия предложила египетской пограничной охране соответствующие технические средства. Во-вторых, безопасность в регионе непосредственным образом была связана с помощью жителям сектора Газы. Штайнмайер проинформировал руководство Египта и Израиля о том, что с этой целью еще 6 января беседовал с президентом Международного комитета Красного Креста (IKRK) Якобом Келленбергером и сообщил, в частности, что «Федеральное правительство предоставляет в распоряжение IKRK 2 млн евро для этой работы». Финансовую поддержку для приобретения гуманитарных грузов ФРГ связывало с возможностью транспортных колонн доставлять эти грузы жителям сектора Газы. Доставку, по его мнению, должны обеспечить как израильтяне, так и хамасовцы. В-третьих, излагая в ходе названных встреч позицию ФРГ, Штайнмайер подчеркнул, что действия ХАМАСа в данной ситуации ведут исключительно к эскалации насилия.

Кроме того, 13-14 января в бундестаге на закрытом особом заседании комитета по внешней политике обсуждался доклад о положении в секторе Газы, подготовленный экспертами Союза 90/Зеленые. В ходе последовавших дебатов Ф.-В. Штайнмайер рассказал о своем видении ближневосточной проблемы и путях ее решения. Израиль должен иметь повышенные гарантии безопасности своего населения, подчеркнул министр, и то, что он защищается от ракетных атак, вполне оправдано. Его поддержал Экарт фон Кледен, представитель христианских демократов, указавший, что стратегия ХАМАСа строится на деморализации израильтян подобными систематическими обстрелами, и, стало быть, вести с ХАМАСом переговорный процесс невозможно: «Было бы ошибкой узаконить фундаменталистов приглашением их к участию в официальных беседах». «Ракетные нападения на Израиль нужно резко осудить», подчеркнул Грегор Гизи, лидер партии левых. Юрген Триттин, Союз 90/Зеленые, также взял Израиль под защиту. «Никакое правительство в мире не смогло бы не воспользоваться своим правом на самооборону», сказал он.

Столь же решительно и на редкость единогласно, учитывая обычную непримиримую практику обсуждений в парламенте, бундестаг и Федеральное правительство ФРГ выступили за скорейшее проведение восстановительных работ в Газе. Известно, что международное сообщество готово участвовать в восстановлении сектора Газы. Об этом было заявлено 02.03.2009 на международной конференции в египетском Шарм-аш-Шейхе. В работе конференции приняли участие представители более 70 стран, в том числе ФРГ. Федеральный министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, в частности, о немецком вкладе в восстановление в размере 150 млн евро.

«Даже после прекращения военных действий между Израилем и ХАМАСом гуманитарная ситуация в Газе остается очень напряженной», — подчеркнул он. Положение населения по-прежнему нестабильно. Штайнмайер указал также на важность обеспечения прочного режима по прекращению огня, который необходим для процесса восстановления.

Большое значение имеет «возобновление прямых мирных переговоров между палестинцами и израильтянами», — отметил федеральный министр иностранных дел. Палестинский президент М. Аббас заверил его в том, что палестинская сторона готова к переговорному процессу с новым израильским правительством. Этому, говорится на сайте МИДа ФРГ, способствует и ситуация «высоких обещаний помощи со стороны международного сообщества», которое «продемонстрировало свою солидарность с населением в секторе Газы». Оно объявило о значительных финансовых вливаниях в поддержку Палестинской национальной администрации в программе восстановления в Газе. Так, Соединенные Штаты намерены выделить 900 млн долларов США, Евросоюз — 700 млн евро (в том числе и с помощью средств ФРГ). Отдельный самостоятельный взнос Федерального правительства Германии при этом составляет 150 млн евро.

Выступая на донорской конференции в Шарм-аш-Шейхе, Ф.-В. Штайнмайер сказал, что требованием текущего часа для улучшения гуманитарной помощи людям в секторе Газы является условие по продолжительному прекращению огня. Это было ясно еще во время поездки в регион в начале января 2009 г., отметил он: любые активные усилия упираются в вопрос о скорейшем прекращении боевых действий в секторе Газы. «Таким образом, Германия и ее европейские партнеры по моей инициативе выступили в январе с конкретным планом работы, который теперь служит в качестве основы для принятия мер», — подчеркнул он. Шарм-аш-Шейх на этом пути является важной вехой, указал Штайнмайер, и от имени Федерального правительства заверил жителей Газы в поддержке и дал гарантии. Отмечая вклад палестинского премьер-министра Салама Файяда, который представил Early Recovery and Reconstruction Plan, федеральный министр отметил, что данный документ «представляет прекрасную основу» для оказания помощи, и он надеется на активное партнерское участие палестинской администрации в его реализации.

Особенно порадовал Штайнмайера позитивный тон Early Recovery and Reconstruction Plan, в предисловии к которому подчеркивалось: после трагедии палестинцы полны решимости «реализовать мечту о свободе и государственности». «При изобретательности и динамизме нашего народа мы превратим тюрьму под открытым небом в расцветающие территории палестинской экономики», — подчеркивается в документе. Недопустимо, чтобы «эти плодородные и продуктивные места, столь богатые людскими ресурсами, продолжали оставаться в постоянной нищете. Все палестинцы имеют право на большее, чем просто выживание, — мы вправе вести нормальный образ жизни и процветать». Далее на 62 страницах документа представлен детальный политико-финансовый план социальных изменений, развития хозяйства по секторам (инфраструктура, экономика, право, природные ресурсы, бюджетные отчисления) и по географическому принципу.

Отмечая четкость и обоснованность положений Early Recovery and Reconstruction Plan, немецкие эксперты указывают на сложность его реализации. Главная проблема состоит в том, что институты руководства ПНА, подготовившие документ, не функционируют в секторе Газы на протяжении последних двух лет, а ХАМАС объявил в СМИ: он обладает собственной методологией в оценке ущерба и сформулировал собственный план реконструкции с использованием своих источников финансирования. Методология, особенности плана и источники финансирования обнародованы не были.

Отмечая мировой донорский вклад в восстановление Газы и его немецкую суммарную долю в 190 млн евро, Штайнмайер подчеркнул: кроме финансового, должно быть еще и политическое решение ситуации. Оно состоит, во-первых, в создании возможностей для широкой гуманитарной помощи, которые обеспечиваются регулярными и контролируемыми открытыми пунктами по пересечению границы для жителей и товаропотоков. Для этого министр предложил европейцам воспользоваться положениями Соглашения о передвижении и доступе от 2005 г. с корректировкой миссии ЕС. Во-вторых, он указал на работу по эффективному сдерживанию контрабанды оружия в Газу, чтобы «отрезать вооруженным группировкам возможность нанесения ударов по Израилю в пределах досягаемости ракет». «Проникновение оружия должно быть ликвидировано полностью и надежно», — подчеркнул он.

Министр указал также на важность активной работы президента М. Аббаса по внутрипалестинскому примирению, что имеет решающее значение для обеспечения стабильности в палестинском обществе и для перспектив его развития. «Сейчас мы не имеем права терять время, — подчеркнул он. — Мы должны оживить политический процесс, поскольку продолжаем считать, что решение о двух государствах является достижимым».

Германия, сказал Штайемайер, решительно поддерживает посреднические усилия Египта и Лиги арабских государств. Региональный аспект по урегулированию ситуации на Ближнем Востоке становится все более важным. «Я приветствую в этом контексте недавнее соглашение арабских государств по ориентированным усилиям членов Лиги арабских государств. Сейчас потенциал арабской мирной инициативы может быть сполна использован, она способна внести решающий вклад в урегулирование конфликтов», сказал он и подчеркнул, что партнеры Германии по ЕС и вся «четверка» в целом смогут это оценить.

2009 г., который был начат новым витком военного противостояния, способен стать годом мира или, как выразился Штайнмайер, «решающим годом на Ближнем Востоке». Гуманитарная помощь, которую окажет в том числе Федеральное правительство, быстрое восстановление на фоне прочного прекращения огня, готовность к диалогу двух государств — все это «в интересах людей на палестинских территориях и в Израиле, в интересах стабильности в регионе».

52.32MB | MySQL:103 | 0,577sec