Экспорт немецкого оружия в страны Востока

В немецком парламенте, и без того раздираемом меж- и внутрипартийными конфликтами в канун предстоящих 27 сентября с.г. выборов в бундестаг, в последние недели наблюдается очередной всплеск эмоций по одной из горячих тем — контролю за экспортом вооружения. Насколько он оправдан в условиях ожесточившейся конкурентной борьбы при наличии финансового кризиса, учитывая то, что ФРГ — третий в мире после США и России экспортер оружия, и уместен ли таковой вообще? На этот вопрос ответ «безусловно, да» последовательно, в течение многих лет дает партия Союз 90/Зеленые (мы этот альянс будет для краткости называть «зеленые»), которая, собственно, и стала в очередной раз возмутителем спокойствия.

Позиция «зеленых» такова. То, что экспорт вооружений необходим, сомнений нет. То, что производится в ФРГ, может и должно вывозиться. Только вот куда? «Мир вооружается», — отметил в своей речи в бундестаге 30.01.2009 Винфрид Нахтвай, эксперт по вопросам безопасности «зеленых». В 2007 г. достигнут экстремальный уровень мировых военных расходов в 1,34 трлн долларов. «Мы знаем, что темпы роста в этой области были наиболее высокими в США — более 50%, но тревожит тенденция данного роста в странах Южной Азии, Ближнего Востока и Северной Африки». Все чаще в региональных войнах в мире, в том числе и на Востоке, используется вооружение, причем нередко на стороне террористических или повстанческих группировок, которые попадает к ним через третьи руки. В 2007 г. Федеральное правительство санкционировало продажу вооружения за рубеж на общую сумму 8,7 млрд евро, что на 13% больше, чем в 2006 г. Каким образом контролировать, в чьи руки оно в конце концов попадает, — тема, которая заботит «зеленых».

В. Нахтвай и еще 13 депутатов-однопартийцев, в декабре 2008 г. подготовивших соответствующий запрос, настаивают на том, чтобы схема продажи немецкого стрелкового оружия, боеприпасов, бронетехники и других видов была прозрачна. Тогда ни пакистанские экстремисты, ни радикальные исламисты в странах Ближнего Востока не будут иметь доступ к немецкой военной технике. Понятно, что они изыщут другие пути ее приобретения, действуя через посредников в другим странах — экспортерах оружия. Но это уже, как говорится, вторая тема. Главное — чтобы немецким оружием террористы всех мастей не прокладывали себе путь к власти и не держали в страхе целые регионы и страны. Оно не должно работать на идею эскалации насилия. Между тем практика показывает, что так оно, к сожалению, и происходит.

Идея В. Нахтвая и его единомышленников — введение так называемой ограничительной политики в области экспорта вооружений и осуществление в связи с принятием такой политики строгого парламентского контроля. Обосновывая предложение, авторы проекта подчеркивают, что ФРГ, с одной стороны, на протяжении многих лет является одним из ведущих мировых экспортеров оружия, а с другой, существует ряд государств, в отношении которых действует так называемый Кодекс поведения Е — согласно ему в Пакистан и ряд государств Ближнего Востока, где обстановка далека от стабильности, оружие продавать запрещается.

Политика немецкого экспорта оружия имеет ряд недостатков и слабых мест. К ним относятся, по мнению «зеленых», следующие:

— вопросы экспорта вооружений в Германии рассматриваются с точки зрения сферы свободной торговли, между тем как они нуждаются в пристальном контроле, которого пока нет. Согласно Закону о внешней торговле, производитель оружия приравнивается к производителю товаров вообще, в то время как речь идет о «военном товаре», «оружии войны». Необходимо разделить сферы ответственности в рамках Федерального правительства между федеральными министерствами экономики и технологий и иностранных дел;

— действительность такова, что многие решения Федерального совета безопасности, которые используются при разработке данного вида экспорта, принимаются под руководством Федерального канцлера, причем, насколько известно, не на основе консенсуса, а на основе точки зрения отдельных политических групп. Это способствует созданию вокруг данной темы обстановки секретности и заставляет подозревать некоторых политиков в коррупции и участии в «грязном бизнесе»;

— фактический экспорт оборонной продукции по-прежнему не охвачен контролем или завуалирован в рамках совокупного экспорта, при этом нередко указанные конечные пункты назначения не подлежат эффективной проверке.

Для того чтобы понять, о чем идет речь, депутаты немецкого парламента получили на руки 110-страничный «Доклад Федерального правительства о проведении экспортной политики в 2007 г. (обычные виды вооружения)», из которого вырисовывается более или менее стройная картина военных поставок в страны мира. Попробуем глазами депутатов выделить основные разделы доклада.

1. Основные импортеры немецкого оружия

В числе 20 основных стран-импортеров, которым немецкая военная техника поставлялась по отдельных разрешениям, значатся четыре государства Востока. На 4-й позиции (позиция определяется суммарным объемом в денежном выражении) — Афганистан, 180,0 млн евро; на 7-й позиции — Пакистан, 163,8 млн евро; на 17-й позиции Объединенные Арабские Эмираты, 69,3 млн евро. Относительно стоящей на 12-й позиции Турции следует сделать оговорку. В списке импортеров немецкого боевого оружия Турция стоит особняком, поскольку она — единственная на Востоке страна — член НАТО. В 2007 г. на приобретение танков Leopard 2 в количестве 113 единиц страна потратила 121,34 млн евро.

Главные военные заказы приходятся на следующие страны Востока (приведены в алфавитном порядке): Афганистан (для канадского контингента) — 75,895 млн евро, Бахрейн — 9,67 тыс., Египет — 2,545 млн, Израиль — 188,367 тыс., Иордания — 1,43 млн, Катар — 1,58 тыс., Кувейт — 285,3 тыс., Ливан — 52,3 тыс., Оман — 749,152 тыс., Пакистан — 67,339 млн, Саудовская Аравия – 9,11 млн, ОАЭ — 1,028 млн евро.

Данный перечень приводит к следующим выводам:

— более половины немецкого экспорта приходится на долю Афганистана и Пакистана;

— вторую группу относительно крупных заказчиков составляют ОАЭ, Египет и Иордания;

— Бахрейн и Катар импортируют наименьшие доли совокупного германского объема.

2. Наиболее востребованные виды вооружения

Структура поставок представляет 22 позиций, из которых в 2007 г. наиболее востребованными были стрелковое оружие (4,6 тыс.), боевые транспортные средства на колесах и на гусеничном ходу (3,3 тыс.), обмундирование (1,1 тыс.), средства электроники (1,1 тыс.), составившие более 70% общего числа проданных единиц вооружения. В денежном исчислении боевые транспортные средства на колесах и на гусеничном ходу составили треть (1,2 млрд евро) от совокупного военного заказа (3,6 млрд евро). Далее в этом списке идут средства электроники (0,35 млрд евро), боевая воздушная техника (0,28 млрд евро), обмундирование (0,23 млрд евро), торпеды (0,2 млрд), стрелковое оружие (0,17 млрд). В данном обзоре нами не рассматривается подробно сектор военного обмундирования и различных боеприпасов ввиду его небольшой доли в военных заказах — почти 1,4 млн евро в разрезе 12 государств в общей сложности, среди которых есть и интересующие нас страны Востока: Оман, Пакистан, Саудовская Аравия и ОАЭ. Однако следует отметить, что на долю Омана, Саудовской Аравии и ОАЭ приходится в совокупности основная доля — около 80% — немецкого экспорта в данном секторе.

3. Основные потоки продажи

Поставки немецкого оружия традиционно осуществляются тремя потоками: в страны Евросоюза (СЕС), в страны НАТО или приравненные к ним (СНАТО), в страны третьего мира (С3М). Приведенные цифры характериризуют состояние продажи вооружения в период 1996-2007 гг. Суммы в данных потоках относительно сопоставимы. Исключения составляют 2000 г., когда в С3М было поставлено (в финансовом исчислении) около 50% объема в СЕС и 60% объема в СНАТО, и 2005 г., когда объем поставок в С3М, превысив 1,65 млрд евро, превзошел показатели остальных потоков: на 0,2 млрд евро СЕС и на 0,5 млрд евро СНАТО. С 2001 по 2006 г. объемы в данном измерении в каждом из трех потоков превышали 1 млрд евро. В 2007 г. данные объемы снизились в каждом из потоков на порядок.

Из сравнения показателей за два последних года (2006 и 2007) видно, что, несмотря на уменьшение суммы общего объема почти на 0,5 млрд евро, доля вооружений в страны третьего мира и развивающихся стран выросла с 28 до 34%.

4. Тенденции продажи

Отмечен рост заказов ручного стрелкового оружия (РСО) — с 37,28 (2006) до 48,9 млн евро (2007). При этом существенно меняются доли продаж в СЕС, СНАТО и С3М. Так, если в 2006 г. РСО в С3М составлял 42% общего объема заказа, то в 2007 г. уже 62%. Все перечисленные страны купили в ФРГ автоматы, причем разное количество. Рекордсменами можно считать Египет (1209 ед.) и Катар, который приобрел в ФРГ один (!) автомат. Саудовскую Аравию более всего привлекли немецкие винтовки — их было закуплено 5135 ед. Ряд государств (ОАЭ) приобрел автоматы и винтовки, Саудовская Аравия — только винтовки. Хотя число закупок сильно различается, данный факт свидетельствует в пользу надежности и простоты использования обращения немецкого РСО. Объемы закупок (не считая деталей к автоматам и винтовкам) выглядят следующим образом: Бахрейн — 10 ед., стоимость 9,6 тыс. евро; Египет — 1208 ед., стоимость 1,352 млн евро; Катар — 1 ед., стоимость 1,58 тыс. евро; Кувейт — 123 ед., стоимость 275 тыс. евро; Ливан — 35 ед., стоимость 51 тыс. евро (для миссии ООН); ОАЭ — 320 ед., стоимость 297 тыс.евро; Оман — 455 ед., стоимость 445 тыс. евро; Саудовская Аравия — 5135 ед., стоимость 7,32 млн евро.

5. Приоритеты военных заказов

Афганистан — страна, куда отправляется один из наиболее значительных заказов. А именно — на 99,6% стоимости заказа в 180 млн евро закупаются боевые танки и бронированные грузовики, детали к ним (названная техника предназначена для канадских военнослужащих, представительств НАТО), а также легковые автомобили со специальной защитой.

Алжир практически все средства (98,8% из 8,85 млн евро) отдал на системы видеослежения в инфракрасном режиме и запчасти для них.

Бахрейн из отпущенных 170 тыс. евро на программное обеспечение для военной связи израсходовал 77,3%, а на береговые средства связи с судами — 13,6% названной суммы.

Египет, имея в активе 15,12 млн евро, третью названной суммы расплатился с ФРГ за навигационные системы, четвертью — за бронетехнику и около пятой части отдал за различное стрелковое оружие: пулеметы, пистолеты, охотничьи ружья, спортивные винтовки, детали для пулеметов.

Израиль из 28,37 млн евро 38,3% потратил на закупку легковых автомобилей с особой системой защиты, деталей для танков, бронированных транспортных средств и 18,4% на закупку средств по дезактивации оборудования.

Иордания, в сумме вкладывая в закупку немецкого вооружения 7,29 млн евро, значительную их часть (49,2%) направила на закупку приборов по разминированию, внедорожников с защитой, а также гранатометов и пулеметов и детали для них (36,8%).

Ирак из 6,8 млн евро основную их часть (85,2%) направил на закупку грузовых автомобилей и внедорожников со специальной защитой.

Кувейт вложил 924 тыс.евро в приобретение боеприпасов для револьверов, пистолетов, а также в охотничьи ружья и спортивное оружие (41,0%), винтовки, пулеметы, револьверы, пистолеты и части для них (40,8%).

Катар большую часть средств (61,2%) из выделенных 2,624 млн евро направил на приобретение приборов по поиску целей (каких именно — наземных, надводных или воздушных, не уточняется).

ОАЭ получили из ФРГ оборудование на сумму 69,305 млн евро. Из них 44,4% заказов составляют грузовые автомобили, внедорожники со специальной защитой, детали для танков, бронированные машины, плавающие транспортные средства, танки.

Оман на сумму 11,21 млн евро (а это 45,8% стоимости заказов) закупил пулеметы, снайперские винтовки, револьверы, пистолеты, спортивные ружья, спортивные винтовки, винтовки-полуавтоматы, глушители, детали для пулеметов, снайперские винтовки.

У Пакистана — иная специфика. На 163,815 млн евро он приобрел торпеды, ракеты, детали для торпед, ракет (44,2%) и электронное оборудование — устройства коммуникации, радиолокационное оборудование, источники питания (35,2%).

Ливия, используя сумму 23,84 млн евро, сделала акцент на приобретении вертолетов и запчастей для них (66,2%), а также средств по дезактивации оборудования (32,6%).

Саудовская Аравия — 45,5 млн евро, в том числе винтовки, снайперские винтовки, пистолеты, полуавтоматические ружья, глушители (25,4%); имитатор стрельбы, части прицельного устройства и другое оборудование учебных центров (21,2%).

Сирия — 262 тыс. евро, 100% заказа: легковые автомобили со специальной защитой (для иностранных представительств).

Тунис — 263, 777 тыс. евро, что составляет 99,9% заказов: легковые автомобили со специальной защитой и освещением.

6. Коммерческий экспорт

Стоимостное выражение коммерческого экспорта немецких компаний в 2007 г. было на уровне 1, 08 млрд евро (примерно 97% общего объема экспорта вооружений). Из них экспорт, ориентированный на СНАТО, составил 74,5% (804,7 млн евро). Экспорт оружия в третьи страны оценивался в 275,8 млн евро против уровня 2006 г. (423,5 млн евро), т.е. произошло значительное его сокращение. Коммерческие поставки в третьи страны на 82% (226,9 млн евро) составлял экспорт в Южную Корею (почти исключительно подводные лодки), 4,5% (12,4 млн евро) в Чили (24 танка Leopard 2) и до 3,7% (10,1 млн евро) в Саудовскую Аравию (штурмовые винтовки и пулеметы).

7. Запрет и ограничения на продажу

Окончательные решения для отклонения ряда заявок по отдельным видам вооружений, связанные с немецким экспортом в 2007 г., были предприняты в отношении 40 стран, в числе которых Алжир, Египет, Оман, Пакистан, Тунис. По ряду государств в 2007 г. действовало эмбарго. В частности, по Ираку (6 эмбарго с 1990 по 2007 г., установленных СБ ООН и ЕС), по Ирану (2 эмбарго от 2007 г., установленных СБ ООН и ЕС), по Ливану (2 эмбарго от 2006 г., установленных СБ ООН и ЕС).

Внимательно рассмотрев эти данные, депутаты начали дискуссию. Вечером в четверг 26 марта, как сообщает немецкое информационное агентство dpa, большинством голосов парламентарии отклонили предложение «зеленых». Против проголосовали представители блока ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП. Помимо «зеленых», за контроль экспорта и ограничения вывоза оружия выступила Левая партия.

К сожалению, ни сайт бундестага, ни личный сайт В. Нахтвая не содержат подробности обсуждения темы. Из сообщений немецкой прессы, которая по непонятным причинам не отозвалась, за исключением dpa и Deutsche Welle, на данное событие, неизвестно также, какой из названных партийных блоков и партий принял участие в обсуждении и какими доводами они мотивировали непримиримую по отношению к «зеленым» позицию.

Однако совершенно ясно: ряду влиятельных немецких политиков выгодно отсутствие контроля в экспорте немецких вооружений. Конфликтные регионы — Пакистан и страны Ближнего Востока — получают еще один шанс беспрепятственно получать оружие насилия. Каким оно может быть, понятно из вышеприведенного обзора, который дает ясную картину характера закупок и области их применения. И если, по Чехову, верно, что ружье, которое в первом акте спектакля висит на стене, во втором или третьем должно непременно выстрелить, то немецкий парламент, не однажды декларировавший приверженность к прозрачности, на этот раз оказался на стороне русского классика. Бундестаг, похоже, вспомнит идею В. Нахтвая тогда, когда немцы, принявшие ислам и проходящие тренировки в пакистанских лагерях, по аль-каидовскому приказу начнут поливать немецкими пулями из немецких же автоматов своих сограждан — не только бундесверовцев в Гиндукуше, но и своих мирных сограждан в ФРГ.

52.28MB | MySQL:103 | 0,529sec