О продвижении вооружения и военной техники ПВО китайского производства на Ближневосточный рынок

Как известно, Китайская Народная Республика и Ирак установили военно-техническое сотрудничество еще в 80-е гг. прошлого столетия. В  интересах ВС Ирака были приобретены истребители «Цзянь-7», бомбардировщики «Хун-6» и крылатые ракеты С601, основные боевые танки Тип-69II, БТР «Тип-63» и другое вооружение. Однако, военные интервенции США и стран НАТО в 1991 и 2001 гг. привели к разрыву военного сотрудничества Багдада и Пекина.

В 2015 г. военно-политическое руководство Ирака в целях борьбы с исламистами смогло приобрести в КНР партию разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов «Радуга-4» (12 ед.) и комплект авиационных средств поражения, а именно: противотанковые управляемые ракеты AR-1 (100 ед.) и малокалиберных бомб FT-9 (100 ед.).

Вторым значимым для ОПК КНР решением официального Багдада является контракт стоимостью 664 млн долл. США (заключен в декабре 2021 г.) между ВВС Ирака и авиастроительным предприятием «Камра» (Пакистан) на изготовление 12 легких  истребителей JF-17 Block 3, которые собирают из комплектующих китайского производства.

Номенклатуру авиационных средств поражения для указанных истребителей также составляют боеприпасы китайского производства. Данные самолеты позволят ВВС Ирака компенсировать снижению уровня боеготовности из-за выхода из строя истребителей F-16C/D Block 52, приобретенных ранее в США.

Зарубежные СМИ сообщают о расширении военно-политического и военно-технического сотрудничества Багдада и Пекина. В феврале 2022 г. военно-политическое руководство Ирака приняло решение о закупке у Китайской импортно-экспортной корпорации высокоточного машиностроения четырех дивизионов зенитно-ракетной системы большой дальности FD-2000B (производственное обозначение «Красное знамя -9ВЕ», литера «Е» указывает на экспортную модификацию), которые будут обеспечивать безопасность столицы Ирака и международного аэропорта.

По данным китайских источников, конструкторы профильных предприятий в рамках работ над FD-2000B провели модернизацию зенитных управляемых ракет и увеличили дальность пуска со 125 до 200 км, тогда как максимальная высота перехвата цели осталась прежней – 27 км. Масса БЧ составляет 180 кг. Максимальная скорость ракеты достигает 4,2 МАХа.

Китайские разработчики указывают, что рассматриваемую ЗРС можно применять и для перехвата баллистических ракет с дальностью пуска до 1000 км.

Стоимость одного дивизиона составляет 625 млн долл. США, а общий размер выплат достигает 2,5 млрд долл. США. Обозреватели китайских военно-технических изданий указывают на особые условия оплаты, которые согласовали в Пекине. Так, официальный Багдад переводит предоплату в размере 833 млн долл. США, а остальная сумма будет оплачена в рассрочку за счет поставок нефти из  Ирака в КНР.  По данным некоторых источников, официальный Багдад планирует в ближайшие 25 лет оплачивать поставки ВВТ из КНР за счет нефти и газа.

Кроме крайне привлекательной стоимости и условий оплаты, ПВО Ирака принимает во внимание достаточно высокую надежность ЗРС FD-2000B, при изготовлении которой китайские конструкторы учли опыт эксплуатации аналогичных систем ПВО НОАК в высокогорных условиях Тибета и жаркого, пустынного климата Синьцзян-Уйгурского автономного района.

Достоверно известно, что китайские военные провели для представителей ПВО Ирака демонстрационный противовоздушный бой на одном из полигонов НОАК.  В ходе испытания дивизион FD-2000B применил 9 зенитных управляемых ракет с активной радиолокационной головной частью наведения (может быть дополнительно установлен пассивный инфракрасный модуль) и поразил 9 мишеней, имитировавших вертолеты, низколетящие самолеты и даже крылатые ракеты.  В рамках дополнительных тестов в высокогорной местности указанная ЗРС использовала 8 ракет для перехвата 8 целей. По данным китайских источников, в аналогичных условиях С-300ПМУ 1 не смогла перехватить ни одну из четырех целей.

Как известно, аналогичные ЗРС ранее на вооружение приняли подразделения ПВО ВС Узбекистана, Туркменистана, Марокко и Пакистана, т.е. «иракский» контракт принесет китайским производителям не только экспортную выручку, но и репутационные бонусы, что особенно важно, поскольку официальный Багдад вынужден следовать «советам и рекомендациям», поступающим из Вашингтона, особенно в части касающейся высокотехнологичного вооружения.

Необходимо учитывать, что иракские военные проявили интерес к FD-2000B почти 10 лет назад, а именно в период активных переговоров Пекина и Анкары по вопросу покупки двух полковых комплектов для нужд ПВО ВС Турецкой Республики, которые, как известно, имели негативный для ОПК КНР результат.

По данным китайских источников, официальный Багдад подписал соглашение о намерении приобрести упомянутую ЗРС еще в 2016 г., однако этот военно-политический шаг вызвал серьезное противодействие со стороны США. Иракское руководство было вынуждено замедлить и максимально скрыть сотрудничество с КНР по данному вопросу.

В 2018 г. была направлена первая группа слушателей в профильное учебное заведение НОАК с целью подготовки расчетов батарей/дивизионов и подразделений радиотехнических войск, которые обеспечивают деятельность ЗРС FD-2000B, которые в ближайшее время завершат процесс обучения.

В дополнение к дивизионам указанной ЗРС предприятия ОПК КНР рассчитывают поставить радиолокационные станции дальнего обнаружения YLC-2V (трехкоординатная, S-диапазон), позволяющие обнаруживать транспортные самолеты на дальности до 500 км., а истребители на удалении 300 км. В условиях применения вероятным противником средств РЭБ дальность обнаружения воздушной цели составляет 260 км.

В целях обнаружения низколетящих целей дивизионам FD-2000B необходимо придать РЛС YLC-18 (трехкоординатная, S-диапазон). Для повышения боевой устойчивости дивизионы рассматриваемой ЗРС должны быть укомплектованы системами пассивной радиотехнической разведки типа YLC-20 или DWL-002, которые позволяют обнаруживать малозаметные истребители типа F-22 и F-35 на значительном удалении.

Китайские специалисты отмечают, что в настоящее подразделения ПВО Ирака располагают только зенитными орудиями, ПЗРК, а также мобильными ЗРАК «Панцирь-С1», которые вполне могут быть интегрированы в систему ПВО, т.е. данные образцы ВВТ будут обеспечивать прикрытие пунктов постоянной дислокации ЗРС большой дальности FD-2000B.

В дополнение к вышесказанному отметим, что официальный Эр-Рияд в интересах подразделений ПВО Сухопутных войск заключил контракт с ОПК КНР на поставку партии высокомобильных зенитно-ракетных систем малой дальности HQ-17AE, которые, фактически, представляют собой уменьшенную версию российского «Тора». На колесной базе размещена РДС кругового обзора и наведения и пусковая установка с 4 зенитными управляемыми ракетами. Подобное вооружение ПВО Сухопутных войск необходимо саудовским военным, которые на регулярной основе несут потери  от применяемых йеменскими хоуситами дронов-камикадзе.

В целом представляется возможным утверждать о формировании тренда среди ВС стран Персидского залива на покупку вооружения ПВО китайского производства, поскольку ОПК США либо не производит необходимого ВВТ, либо официальный Вашингтон не дает разрешения на его поставку из опасений утечки технологий.

52.24MB | MySQL:103 | 0,516sec