О продолжении военно-технического сотрудничества КНР и ОАЭ

Как сообщают китайские специализированные военно-политические издания, 23 февраля 2022 г.  ВВС Объединенных Арабских Эмиратов подписали с Китайской экспортно-импортной компанией авиационных технологий (специальное структурное подразделение Китайской авиапромышленной корпорации AVIC-1 для внешнеторговых операций) контракт на поставку 12 учебно-боевых самолетов L-15 Falcon, стоимость которых не превышает 15 млн долл. США за единицу с опционом на поставку 36 самолетов. К настоящему моменту, данные самолеты кроме ВВС и ВМС НОАК приняты на вооружение в ВВС Замбии и Эфиопии в качестве легких истребителей.

В настоящее время на вооружении учебных подразделений ВВС ОАЭ находятся самолеты HAWK100 (пр-во Великобритании) и МВ336 (пр-во Италии), срок службы которых достигает почти 40 лет, а значит их летная годность практически исчерпана.

Необходимо учитывать, что подразделения оперативно-тактической авиации ВВС ОАЭ укомплектованы такими истребителями как F-16E Block60  (78 ед.) и Мираж-2000-9 (59 ед.) и в перспективе именно вторые будут заменены на более современные «Рафали» (80 ед.), на которые ВВС ОАЭ и французская компания Dassault Aviation в 2021 г. подписали контракт стоимостью  14 млрд долл. США. Китайские специалисты обращают внимание на то, что официальный Абу-Даби принял решение о покупке новых французских самолетов поколения 4+ после отказа официального Вашингтона поставлять малозаметные истребители пятого поколения F-35A.

Следует отметить, что французские авиастроители даже в сотрудничестве с коллегами из других стран НАТО не располагают новым учебно-боевым самолетом профессионального этапа подготовки, на котором можно выполнять полеты с целью обучения новых пилотов для истребителей «Рафаль». В этой ситуации Командование ВВС ОАЭ приняло решение о закупке УБС L-15 Falcon китайского производства, хотя и рассматривало возможность приобретения российского Як-130 и израильского М346.

Как известно, L-15 Falcon это экспортная версия УБС JL-10, который был принят на вооружение учебных подразделений ВВС и морской авиации ВМС НОАК после 2010 г.

К настоящему моменту китайские военные эксплуатируют около 150 таких самолетов без серьезных авиационных происшествий и готовят, как летчиков для национальных ВВС, так и применяют данные самолеты в процессе подготовки пилотов палубных истребителей.

Основную долю самолетов изготавливает Хундусское авиастроительное предприятие, однако при необходимости могут быть задействованы другие авиастроительные заводы.

Указанный УБС китайского производства оснащают радиолокационной станцией с активной фазированной антенной решеткой, а шесть внешних точек подвески позволяют разместить авиационные средства поражения общей массой до 4 тонн. Самолет можно укомплектовать подвесными оптико-электронными системами разведки и наведения, а также комплексами радиоэлектронной борьбы – для этого предусмотрено 3 внешних точки подвески.

С учетом этого L-15 можно применять как штурмовик, поскольку основу номенклатуры авиационных средств поражения составляют высокоточные корректируемые бомбы, малокалиберные бомбы повышенного могущества, легкие крылатые ракеты и противокорабельные ракеты. При необходимости L-15 можно вооружать новейшими управляемыми ракетами класса «воздух-воздух» PL-15E.

С учетом возможностей бортового радиоэлектронного оборудования рассматриваемый УБС позволит аравийским военным проводить переподготовку действующих пилотов F-16E и Мираж-2000-9 на другие типы самолетов, а также расширить программу подготовки курсантов, поскольку значительная ее часть выполняется в учебных заведениях ВВС иностранных государств, которые не раскрывают методических приемов.

Единственным сложным моментом в реализации контракта с ОАЭ для китайских авиастроителей может стать выбор силовой установки, поскольку в базовой версии данный самолет оснащают двигателем Аи-222К-25(25Ф) украинского производства, покупка которых в обозримой перспективе практически не возможна. Теоретически, сборку таких двигателей или капитальный ремонт можно проводить на профильных предприятиях в РФ. Однако, с высокой вероятностью китайская сторона попытается договориться с ВВС ОАЭ в том, что L-15 будут комплектовать китайским WS-17 «Миньшань», который является копией Аи-222К-25.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий КНР отмечают, что хотя ВВС ОАЭ обладают значительными финансовыми возможностями и могут позволить покупку самых дорогостоящих самолетов, однако это не может скрыть очевидных проблем в боевой и тактической подготовке пилотов, которым пришлось принимать участие в операциях против хоуситов в Йемене.

Как известно, ВВС стран-участниц аравийской коалиции потеряли несколько современных самолетов в результате применения хоуситами переносных зенитно-ракетных комплексов китайского производства и импровизированных мобильных ЗРК с управляемыми ракетами «воздух-воздух» советского производства, которые адаптированы для пуска с мобильных установок.

В данном аспекте отметим, что основными проблемными моментами ВВС ОАЭ является отсутствие тактических приемов по: нанесению высокоточных ударов по наземным целям в глубине территории противника;  применению  систем радиоэлектронной борьбы в противостоянии с зенитно-ракетными системами противника; подавлению элементов системы ПВО противника в дневное/ночное время.

В этих условиях командование ВВС ОАЭ достаточно активно использовало разведывательно-ударные беспилотные летательные аппараты китайского производства «Птеродактиль-1» и «Птеродактиль-2» для выполнения части боевых задач в Йемене, а также наблюдало за их применением в Ливии.

В дополнение к вышесказанному следует отметить, что ранее ВВС ОАЭ подписали контракт с южнокорейскими авиастроителями о закупке 60 легких истребителей FA-50 Block10 стоимостью 3 млрд долл. США., т.е. прослеживается тенденция к приобретению недорогих боевых самолетов азиатского производства и постепенный отказ от продукции авиастроительного кластера ОПК США. Некоторые китайские источники сообщают, что ВВС ОАЭ также рассматривают возможность приобретения в КНР легкого малозаметного истребителя J-35 (официальное обозначение для J-31), который может стать первым боевым самолетом пятого поколения на вооружении ВВС государства Аравийского полуострова.

Кроме того, специалисты ВВС ОАЭ пристально наблюдают за началом эксплуатации одномоторных истребителей J-10CP в ВВС Пакистана. Внимание к этому образцу китайской техники обусловлено тем, что эти самолеты будут самыми вооруженными в ВВС Исламской Республики, а как известно, часть курсантов ВВС ОАЭ проходит подготовку именно в Пакистане. Вполне вероятно, что в ближайшее время список покупателей китайских истребителей расшириться – ВВС Катара проявляют интерес к приобретению легких истребителей JF-17D – модификация с расширенным составом средств РЭБ, разработанная специально для борьбы с дивизионами ПВО, укомплектованными ЗРК С-300ПМУ2  или «Барак-8».

52.21MB | MySQL:103 | 0,627sec