Ситуация в Ливии: январь 2022 г.

3 января глава Центральной избирательной комиссии HNEC Имад ас-Сайех объяснялся в Тобруке перед депутатами международно признанного парламента относительно причин очередного переноса президентских выборов, которые должны были состояться 24 декабря 2021г. При этом он в оправдание этого шага назвал множество причин в областях юридической, политики и безопасности. Решение о переносе выборов было принято менее чем за 48 часов до начала голосования. На выборах баллотировались среди примерно 100 претендентов несколько достаточно противоречивых фигур, и в частности, командующий ЛНА фельдмаршал Халифа Хафтар и Сейф аль-Ислам Каддафи – один из сыновей Муаммара Каддафи. Их выдвижение в штыки восприняли на западе Ливии. Достаточно противоречивым было также выставление на избрание кандидатуры премьер-министра Абдель Хамида Дбейбы, который ранее при назначении на этот пост обещал, что не будет баллотироваться на выборах.

По оценке ас-Сайеха, юридические проблемы «потребовали увеличения (времени подготовки к выборам -авт.)», поскольку «суды не рассмотрели иски и апелляции (кандидатов) как по форме, так и по содержанию». Он также осудил нарушения избирательного законодательства, выявленные накануне несостоявшегося голосования, «как очевидные, так и скрытые, для выявления которых также потребуется больше времени». «Если у нас будет больше времени, мы сможем сократить число кандидатов до 20, и нам будет проще обнаружить нарушения», — утверждал он.

Говоря о безопасности избирательных участков, ас-Сайех признал, что несмотря на наличие «амбициозного плана», власти «столкнулись с реальностью на местах».

HNEC предлогала в качестве новой даты проведения выборов 24 января, но это предложение было отвергнуто парламентом, склонившимся в пользу «новой дорожной карты» (подготовки и проведения выборов). В выступлении перед депутатами ас-Сайех согласился с тем, что проведение выборов 24 января невозможно, «поскольку проблемы только усугубляются».

10 января две гуманитарных организации сообщили, что тремя днями ранее ливийские власти арестовали свыше 600 иммигрантов и беженцев, которые разбили их лагерь в Триполи перед зданием бюро Верховного комиссариата ООН по делам беженцев.

11 января стало известно о возобновлении работы четырех крупных мест нефтедобычи на юго-западе Ливии, равно как трубопроводов, по которым нефть с этих месторождений поставлялась на нефтеэкспортные терминалы на северо-западе страны. До этого они в течение 3-х недель не работали после того, как их захватили вооруженные группы, аффилированные с влиятельной организацией «Охранники нефтяной инфраструктуры».

Днем ранее в Триполи с представителями «Охранников» от юго-запада страны встречался А.Х.Дбейба. После встречи он поручил немедленно возобновить работу на нефтяных полях Аш-Шарара, Аль-Фиил, Аль-Вафа и Аль-Хамада, а также создать специальную комиссию для изучения требований «Охранников».

В период остановки их работы Ливия ежедневно недополучала свыше 300 тысяч баррелей нефти или треть от общего объема добычи. На это время ливийская национальная нефтяная компания NOC объявляла режим форс-мажора, который позволял ей не нести ответственность за невыполнение контрактов по поставкам.

19 января глава NOC Мустафа Саналла выразил сожаление в связи с нехваткой государственных инвестиций в энергетический сектор. По его данным, в 2021г. компания получила только 11% от запланированной сумму, два предыдущих года вообще ничего не получала, в результате чего NOC влезла в большие долги. Он отметил, что группа пытается поддерживать объемы добычи нефти в 1,2 млн баррелей в сутки, но рассчитывает и на более высокие объемы в случае получения инвестиций.

Несмотря на многочисленные проблемы, связанные с периодическим блокированием работы нефтедобывающей инфраструктуры, NOC экспортировала в 2021г. нефть на более чем 21,5 млрд долларов.

17 января спикер ливийского парламента Акила Салех из Тобрука призвал к учреждению в Триполи нового переходного правительства, поскольку, по его мнению, мандат кабинета А.Х.Дбейбы истек 24 декабря после переноса президентских выборов. Он также призвал генерального прокурора провести расследование о расходах Правительства национального единства (ПНЕ) с момента начала действия его мандата, о «злоупотреблениях властью и назначениях в нарушение существующих регламентов».

Напомним, что 21 сентября парламент Ливии отказал в доверии кабинету А.Х.Дбейбы, поручив ему заниматься текущими делами до истечения его мандата, то есть до 24 декабря. ПНЕ не отреагировало на решение парламента. Оно намерено оставаться при делах вплоть до проведения выборов, дата которых по состоянию на середину января оставалась неизвестной.

А.Салех потребовал также от управляющего Центральным банком не перечислять больше средства правительству без «предварительного согласия» парламента.

18 января А.Салех потребовал от парламентской комиссии, которой поручено следить за подготовкой и проведением выборов, назвать до конца января «окончательную дату» проведения президентских и парламентских выборов.

21 января стало известно, что в начале месяца бельгийский судья Мишель Клез выписал международный мандат на арест главы Ливийской администрации по инвестициям (LIA) Али Махмуда Хасана в рамках расследования дела по управлению ливийскими авуарами, замороженными в Бельгии после падения режима Муммара Каддафи в 2011 г.

LIA занимается управлением ливийскими авуарами и инвестициями за рубежом, которые были заморожены в ряде стран в 2011 г. Эти авуары были размещены в ряде стран при режиме Каддафи. Сейчас Ливия пытается разморозить их. В частности, в нескольких бельгийских банках находятся свыше 14 млрд евро ливийских средств, часть этой суммы была разморожена на условиях, признанных подозрительными. В ноябре А.Х.Дбейба обвинил Бельгию в «новой попытке наложить руку на деньги ливийцев» в этой стране.

23 января глава ПНЕ А.Х.Дбейба призвал к разработке конституции Ливии до проведения в стране президентских и парламентских выборов. «Мы более чем когда либо нуждаемся в конституции, которая защищает страну и ее граждан и определяет условия проведения выборов», — заявил он в Триполи на коллоквиуме под названием «Сначала — конституция», в котором приняли участие политики с запада страны. «Некоторые стороны усложнили кризис», приняв законы, выгодные одним кандидатам, и не выгодные другим. Таким образом он сослался на принятый А.Салехом без голосования в парламенте закон, который, как считают на западе Ливии, выгоден Х.Хафтару. Оба пытались баллотироваться на несостоявшихся 24 декабря выборах.

Тем временем 25 января находящийся в Тобруке парламент опубликовал критерии, по которым он будет выбирать кандидатов на пост премьер-министра вместо А.Х.Дбейбы. Таких критериев оказалось 13. Один из них – кандидат в премьеры должен дать письменное обещание не баллотироваться на президентских выборах. При этом не уточнялось, когда А.Х.Дбейба будет заменен. Некоторые депутаты предлагали оставить ПНЕ вплоть до проведения выборов. Аналогичной позиции придерживалась Миссия ООН в поддержку Ливии (Manul).

Про Manul речь шла на заседании Совбеза ООН, где конфликтовали представители США и России. Первые хотели сохранить во главе Миссии американку Стефани Уильмс, Россия требовала ее скорейшей замены. Голосование по подготовленному Великобританией проекту резолюции, предусматривавшей продление мандата Миссии до 15 сентября, было перенесено в последний момент. Россия намеревалась прибегнуть к вето, а затем предложить собственный проект. Последний в свою очередь мог упереться в вето США. Российский проект предусматривал скорейшее назначение эмиссара ООН в Ливии и продление мандата Manul до 30 апреля.

После внезапной отставки в ноябре словака Яна Кубиша функции эмиссара ООН де факто выполняла С.Уильямс в статусе специального советника. Подобный ее статус позволил генсеку ООН обойти процедуру утверждения ее кандидатуры Совбезом ООН. В 2020 г. С.Уильямс будучи вторым лицом в Manul достигла важных результатов в урегулировании ливийского конфликта, и в частности, был установлен действующий до сих пор режим прекращения огня между Триполи и Тобруком.

В итоге 31 января Совбез ООН продлил мандат его политической миссии на 3 месяца.

26 января стало известно, что министр здравоохранения Ливии Али Зенати и его заместитель попали в предварительное заключение по обвинению в коррупции. А.Зенати стал третьим министром в правительстве А.Х.Дбейбы, попавшим за решетку всего за месяц. Он последовал туда вслед за министрами образования и культуры.

27 января вновь о себе напомнило «Исламское государство» (ИГ, запрещено в РФ). Как сообщило МВД Ливии, 3 бойца сил безопасности из бригады «Смертники из Ум аль-Аранеб» погибли в результате атаки боевиков ИГ на юго-западе Ливии. Бойцы этой бригады в их большинстве – выходцы из племени тубу. В бою были уничтожены 4 джихадиста. По данным ведомства, группа, аффилированная с ИГ, появилась в районе города Аль-Гатрун в 700 км к югу от Триполи.

31 января парламент Ливии объявил о своем намерении назначить нового премьер-министра страны. Этот шаг мог только увеличить напряженность в отношениях между Тобруком и Триполи. Парламент также призвал «некоторых послов», не называя их, а также С.Уильмс, «не вмешиваться в ливийские дела». Немедленно последовал ответ от А.Х.Дбейбы, заявившего, что его правительство продолжит работу вплоть до выборов. В этих условиях все больше вырисовывается перспектива раскола Ливии по региональному принципу.

52.27MB | MySQL:103 | 0,566sec