Ухудшение ситуации с продовольственной безопасностью Алжира

Ситуация с продовольственной безопасностью Алжира и обеспеченностью его доступными для населения продуктами в условиях продолжения Россией спецоперации на Украине продолжает ухудшаться. Об этом свидетельствует сохранение проблем не только с доступом населения к целому ряду наименований продуктов, но и их исчезновением с полок магазинов (молоко, растительное масло и др.).

Причем их параллельное удорожание становится все более критичным для населения. Алжирцы отмечают повсеместный рост потребительских цен. По данным алжирской официальной статистики, средний рост цен на продовольственные товары в стране составил 37.5%, тогда как доходы выросли не более чем на 10%.

Сейчас даже по данным официальных источников, на продукты питания (сельского хозяйства, рыболовства и пищевой промышленности), транспорт и связь приходится 76.4% потребления среднего домохозяйства Алжира.

Напомним, что этот процесс наблюдался все последние годы, но особенно выразительным он стал с начала 2022 года. Связано это было как с общемировыми факторами (последствия короновирусной пандемии, рост стоимости продуктов питания на планете в целом, заметное увеличение аренды морских судов), так и с действиями алжирских властей.

Среди них искусственное снижение иностранного экспорта продукции в АНДР, от которой эта страна критично зависит и разноуровневое давление самих алжирских властей на своих же производителей продовольствия.

Ситуация заметно усугубилась в результате недостаточного уровня природных осадков, из-за чего сельхозпроизводители констатитируют факт: даже по сравнению с прошлогодним невысоким объемом урожая зерна и прочих видов аграрной продукции в текущем году его сбор ожидается еще меньше. Соответственно, это потребует их дополнительной закупки за рубежом.

Так, особенно пострадали от отсутствия осадков культуры, требующие дополнительного полива. Однако в феврале, когда вода требовалось для их «наливания», многие водохранилища страны высохли, и сельхозпроизводителям зачастую неоткуда было взять воду.

Причем данная ситуация по данным самих алжирских фермеров наблюдается во многом из-за целого ряда действующих государственных препонов на забор воды из тех водных источников, которые еще действуют и на бурение артезианских скважин в ряде районов АНДР.

Однако ситуация несколько улучшилась в марте, когда в стране пошли обильные дожди. Но время для полива уже во многом было упущено, а с другой стороны – осадки прошли не над всеми провинциями.

В результате особенно сильно пострадали зерновые, овощные культуры (включая посадки картофеля) и плантации плодовых деревьев.

В этой связи во многих провинциях страны фермеры требуют выделения специальных водных квот на орошение своих сельскохозяйственных угодий.

В частности, такое требование выдвигают представители сельхозотрасли вилайи Медея.

Заметную роль в кризисе на алжирском продуктовом рынке сыграла его чрезмерная зарегулированность со стороны государства. Свою лепту внесло и давление его многочисленных контролеров на торговцев продовольствием и его производителей.

На фоне этого продолжающиеся боевые действия на Украине и введение пусть и временного, но запрета на вывоз из России пшеницы в отдельные страны вызывают растущую тревогу в Алжире и других закупающих ее арабских странах.

В этих условиях представители властей АНДР в лице министра сельского хозяйства и развития сельских районов страны Мухаммеда Абдельхафида Хенни делают успокоительные заявления. «Алжир располагает достаточными запасами зерна до конца текущего года, и на него не повлияют глобальные мировые изменения».

Говоря о сильном давлении на стоимость продовольствия на мировом рынке, он заявил: «Алжир принял все меры для обеспечения охвата национального рынка и удовлетворения потребностей граждан в зерне». Министр заверил, что у Алжира есть «зерновой запас прочности, позволяющий ему удовлетворять все потребности граждан». Он подчеркнул, что власти страны закупили необходимые объемы зерна до июня текущего года. Кампания же по уборке урожая обычно проводится с июня по июль, и это и позволит ему дотянуть до следующих закупок, намеченных на конец текущего года.

Хенни добавил, что зерновая отрасль является «приоритетной для правительства и что оно прилагает большие усилия для расширения возможностей производства пшеницы по всей стране». Это выражается в первую очередь в стремлении развивать сельское хозяйство в южных вилайях, где якобы имеется для этого большой потенциал и которые рассматриваются как перспективные районы для расширения животноводства и молочного производства с применением новейших технологий.

В этой связи Хенни призывает чиновников на местах расширять орошаемые сельскохозяйственные площади посредством бурения артезианских скважин и создания для функционирования новых сельских хозяйств «специальных водных объектов», заточенных только под это.

В качестве положительного примера «для подражания» министр сельского хозяйства назвал вилайю Сук-Ахрас, где действуют 60 молочных ферм, годовой объем производства молока которых составляет 90 млн литров молока».

Между тем, на фоне успокоительных заверений Хенни продолжается кризис и в сфере производства хлебобулочных изделий. Так, представители пекарей жалуются на невыполнение властями своих обещаний относительно разрешения продавать им свою продукцию по цене в 15 динар за багет по сравнению с прежней стоимостью 10 динар.

Аналогичным образом представителями отрасли критикуется «давление» против президента Национальной федерации пекарей (ETF) Юсефа Кельфата.

В этом они усматривают стремление сохранить незыблемой старую систему субсидий товаров первой необходимости, что объясняется во многом поступлением в казну серьезных объемов средств от продажи сильно подорожавших на мировом рынке энергоресурсов.

Как бы там ни было, профсоюз пекарей страны объявил о скором проведении нового совещания по данному вопросу в штаб-квартире Министерства торговли вместе с представителями Министерства финансов и Главного налогового управления (DGI) страны. И их пока не удовлетворили обещания президента А.Теббуна внести дополнительные поправки в закон оставить для пекарей в будущем только налог с прибыли, а не с выручки, как это наблюдается сейчас. По мнению пекарей, алжирские власти в присущей им манере занялись волокитой при решении данного вопроса.

Более того, их представители из различных контрольных и силовых служб одновременно усиливают данный продуктовый кризис, продолжая «кошмарить» бизнес под разными предлогами. Например, в провинции Беджайя жандармы ежедневно изымают тоннами мясо со скотобоен, утверждая, что оно хранилось там с нарушением санитарных норм, а в Сетифе их коллеги делают тоже самое в отношении десятков тонн кукурузы и кормов для выращивания скота и птицы, утверждая, что их готовились отправить контрабандой в соседние страны.

Все вместе это резко усложняет ситуацию с продовольственной безопасностью, создавая почву для дальнейшего повышения стоимости продовольствия.

До сих пор алжирское население боролось с удорожанием продовольствия переходом на более дешевые продукты, включая картофель. Однако возможностей и далее эксплуатировать их в силу их растущего дефицита и продолжающегося роста цен остается немного.

Причем рост проблем с обеспечением продуктами отмечается все больше даже в таких сельскохозяйственных провинциях как Тизи-Узу, откуда приходит все больше жалоб относительно нехватки того же молока. И это несмотря на возобновление с марта поставок в Алжир импортного сухого молока, прерванные в декабре 2021 года решением алжирского же правительства.

А пока рядовые алжирцы с грустью констатируют, что колоссальный рост стоимости главных экспортных товаров – углеводородов – не привел к росту их благосостояния, а, напротив, у них укореняется понимание: чтобы не случилось с их котировками, даже самые дешевые и доступные прежде продукты питания неизбежно становятся для них все более недоступными.

52.28MB | MySQL:103 | 0,590sec