Об обострении продовольственной ситуации в Ливане

В Ливане местные экономисты бьют тревогу в связи с угрозой прекращения поставок пшеницы из зоны российско-украинского конфликта и беспрецедентного роста закупочных цен. До недавнего времени, 96% пшеницы Ливан закупал на российском и украинском зерновых рынках. Проблема заключается также в слабом потенциале ливанской экономики и ее ограниченных возможностях оплачивать эти поставки в связи с дефицитом наличных валютных средств в банковской системе. Это на практике означает, что в условиях разворачивающегося глобального продовольственного кризиса международные поставщики не сильно заинтересованы поставлять дефицитную и дорогую пшеницу Ливану, платежеспособность которого на конкурирующих рынках оставляет желать лучшего.

В течение марта 2022 года ситуация на ливанском зерновом рынке развивается довольно стремительно. За этот месяц, по свидетельствам ливанских источников, местные импортеры не разметили ни одного нового заказа на закупку пшеницы на международных рынках. С начала марта правительство распорядилось ввести квоты и ограничения на продажу хлебобулочных изделий и муки, равно как и других ключевых видов продовольствия, в местных супермаркетах на фоне охватившей население обеспокоенности и массовых закупок. Это ведет к быстрому истощению  стратегических продовольственных резервов. Кроме того, правительство настоятельно рекомендует производителям пшеничной муки в приоритетном порядке поставлять свою продукцию в хлебные пекарни, а не в массовую продажу через ретейл и сети супермаркетов. По оценкам экспертов, при сохранении нынешних темпов массовой закупки и потребления, запасы пшеничной муки будут исчерпаны в течение ближайших двух недель.

Структурная проблема заключается в том, что система продовольственного обеспечения Ливана построена на государственных субсидиях, которые ограничены в возможностях быстрого выделения наличной валюты импортерам для обеспечения своевременных поставок дефицитного продовольствия. Эта схема особенно осложняет попытки переориентации на новые рынки, предпринимаемые Бейрутом. Среди таких альтернативных поставщиков Ливан рассматривает Францию, Германию и Польшу. Однако проблема в том, что производители из этих стран выдвигают условия значительных авансовых платежей для закупки муки, что с учетом сложной финансовой ситуации в Ливане не представляется возможным. В условиях кризиса вокруг Украины теперь западные производители требуют предоплату в размере 25-30% от общей стоимости и в течение 1-2 дней. Такие условия для ливанских импортеров оказываются невыполнимыми. Кроме того, закупочные цены у этой группы поставщиков, в том числе с учетом растущего спроса и повышенных транспортных расходов, значительно выше и достигают 550-600 долларов за тонну, в то время как еще в феврале у России и Украины ливанские поставщики закупали пшеницу по цене лишь 350 долларов за тонну. Министр экономики Ливана А.Салам в середине марта открыто заявил, что ливанский бюджет не в состоянии субсидировать импорт пшеницы по новым ценам, которые установились в этом месяце на мировых рынках.

Также, в условиях складывающегося глобального дефицита пшеницы, поставщики из Евросоюза отдают предпочтение более конкурентноспособным и емким рынкам Египта, Турции и Греции, где платежоспособность у закупающей стороны, равно и как и масштабы рынка и оборот несравненно выше по сравнению с относительно небольшим по масштабу рынком Ливана с 6-миллионным населением.

В качестве дополнительных альтернатив, Ливан ищет выход на рынки США и Индии,  на которых возможны более мягкие условия оплаты продукции. Здесь однако себестоимость продовольствия будет высокой с учетом транспортных издержек. По словам местных властей, имеются некие предварительные договоренности о закупке 50 тысяч тонн пшеничной муки, однако этого объема будет достаточно лишь для продовольственного обеспечения в течение одного месяца.

Таким образом, на сегодняшний день начиная с конца февраля с.г. Ливан не смог разместить ни одной новой заявки на покупку пшеничной муки на международных рынках и занимает пока выжидательную позицию.

Стратегические запасы продовольствия стремительно расходуются. Пока идет поиск альтернативных источников поставок, единственным шансом является призыв Бейрута к международным донорам об резком наращивании гуманитарных поставок. В этом контексте Турция накануне анонсировала готовность поставить в Ливан 500 тысяч тонн продовольствия, в первую очередь пшеничную муку и сахар.

Но даже в случае массового наращивания объемов гуманитарной помощи проблема производства хлеба в стране все равно остается критической. Дело в том, что сложившаяся годами система субсидирования через центральный банк Ливана в нынешних условиях демонстрирует тотальную неэффективность и не сможет в обозримой перспективе сдерживать цены на хлеб через искусственные схемы регулирования. С 2018 года продовольственные цены выросли более чем на 2000% в условиях девальвации национальной валюты.  В частности, батон хлеба сегодня стоит в среднем 10 тысяч ливанских фунтов (0.45 долларов США), что в шесть раз выше, чем в доковидные времена.

В случае краха системы государственного субсидирования, которую Ливан всеми силами стремится сохранить, только в ближайшие месяцы цены на хлеб могут вырасти сразу вдвое. Главные риски здесь финансовые  — разрыв между официальным курсом ливанского фунта и его реальной стоимостью на черном рынке продолжает увеличиваться и сегодня составляет 1500 против 22 000 фунтов за доллар. При этом Центральный банк Ливана резко ограничивает операции по конвертации средств импортеров из ливанского фунта в конвертируемую валюту (такие операции занимают до  1 месяца), что резко сужает возможности местных трейдеров маневрировать на международных рынках и закупать там пшеницу по выгодным и гибким схемам.

Таким образом, продовольственная ситуация в Ливане оказывается в весьма шатком положении и ближайшие недели продемонстрируют в какой степени Бейрут сможет выйти из сложившегося кризиса. Но уже сейчас понятно, что с учетом складывающейся ситуации на международных рынках пшеницы без дополнительной гуманитарной интервенции по линии доноров и международных финансовых институтов Ливану не обойтись. Вопрос скорее в том, насколько длительной и масштабной окажется эта гуманитарная интервенция, чтобы предотвратить угрозу голода в стране и кто из доноров будет финансово способен в нынешних условиях оказать Ливану своевременную помощь. Содействие от традиционных спонсоров ливанской экономики из стран Евросоюза в данном случае под большим вопросом.

52.28MB | MySQL:103 | 0,474sec