О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 15

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об операции практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей (!) реакции в Турции на российскую специальную операцию.

Часть 14 нового цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84418.

Напомним, что мы остановились на тех мягких методах убеждения, которые в эти дни пытаются использовать страны Запада, в первую очередь, США, Великобритания и Германия, с целью убедить Турцию присоединиться к антироссийским санкциям. Можно было бы сказать, что пока Турция «выдерживает давление» Запада. Однако, правда заключается в том, что, вплоть до настоящего времени, за Турцию «западники» ещё толком и не взялись. Причины такой «западной обходительности» разбирались нами в предыдущих наших публикациях. Однако, суть заключается в том, что Запад не хочет лишний раз раздражать Турцию.

Да и планы на Турцию у Запада – несколько другие: они исходят из того, что Турцию надо столкнуть с Россией в военном отношении. Разумеется, продвигая эту идею Турции, надо её убедить в том, что она и её проект «Туран» будут важными бенефициарами того, что будет происходить на «развалинах» Российской Федерации. А то, что эти планы – более чем реальны и особо доказывать не надо: кто мог подумать ещё 30 лет назад, что в братоубийственной войне сойдутся россияне и украинцы? Почему ровно то же самое нельзя дальше будет распространить уже на территорию Российской Федерации? А сколько там тюркских народов «стонет» под «русским игом»? Тут главное правильно подать, а в умении правильной подачи «западных партнёров» заподозрить, при всем желании, не получится.

Так что, пока, заметим, что по отношению к Турции используются мягкие методы убеждения присоединиться к российским санкциям, поскольку это – совсем не главное, если говорить о Турции, с которой Россия столетиями воевала и лишь последние несколько десятков лет попробовала строить другие отношения.

Мы уже писали о том, что в период с 14 по 18 марта торговая миссия Турции была в США с целью обсуждения вопросов наращивания торгово-экономического сотрудничества между двумя странами. В качестве городов посещения были обозначены Вашингтон и Нью-Йорк.

Что отличает данную торговую миссию с американской стороны – так это то, что в числе переговорщиков с американской стороны заявлен и Государственный департамент США. Понятно, что не для разговоров о торговле, как таковой, туда приглашают турок.

Что отличает турецкую миссию – это то, что там крайне мало первых лиц организаций – все сплошь «замы» и вторые лица. Зная турецкий ум, рискнем предположить, что первые лица попросту «увернулись» от поездки, не желая становиться объектом американского давления, в лучших восточных традициях, сославшись на «непреодолимые обстоятельства» невозможности приехать (свадьба, похороны, поминки, обрезание или болезнь кого-то из ближайших родственников или друзей – И.С.).

Итак, чем же закончилась данная миссия? Обратимся в этой связи к данным, опубликованным Управлением по связям с общественностью при администрации президента Турции.

Сразу заметим, что данному вопросу – торговой миссии Турции в США — посвящен целый цикл новостей на сайте президентской администрации, что указывает то важное значение, которое этому визиту придается в Турции, по крайней мере на официальном уровне тех, кто опубликовал эти материалы. Для сравнения заметим, что, в редких случаях, переговорам Турции на высшем уровне уделяется два материала на сайте. Чаще – речь об одном «два президента переговорил». Здесь же, на тему торговой миссии в США опубликовано целых пять (!) материалов, где никто «ни разу» не президент.

Первый материал мы уже в предыдущей статье разбирали – это был развернутый анонс визита турецкой делегации в США с заявленной (официально) целью по наращиванию объема взаимной торговли между странами до 100 млрд долларов США ежегодно. То есть, — более чем в два раза.

Второй материал был опубликован 17 марта и был озаглавлен как «Турецкая делегация посетила Atlantic Council».

Цитируем:

«Делегация, отправившаяся в США при координации Управления по связям с общественностью при президенте и Меджлиса экспортеров Турции (TIM), провела переговоры по экономическим и торговым отношениям между двумя странами в Атлантическом совете (Atlantic Council – И.С.), одном из ведущих аналитических центров в Вашингтон.

Делегация, состоящая из высокопоставленных чиновников, членов Парламента и деловых людей из Турции, провела ряд встреч в рамках целевого показателя объема торговли между Турцией и США в размере 100 миллиардов долларов.

В визите приняли участие, председатель инвестиционного офиса президента (Турции – И.С.) Ахмет Бурак Даглыоглу, председатель парламентской комиссии по промышленности, торговле, энергетике, природным ресурсам, информации и технологиям, депутат Партии (справедливости и развития – И.С.) от г. Конья Зия Алтунялдыз, вице-президент по коммуникациям при президенте Чагатай Оздемир, заместитель председателя TIM (Меджлиса турецких экспортёров – И.С.) Башаран Байрак, зам. председателя Совета торговых марок прим TIM Сулейман Оракчиоглу и вице-президент TOBB (Союза палат и бирж Турции – И.С.) Айхан Зейтиноглу, а также бизнесмены Мехмет Али Йорук, генеральный директор Istikbal Furniture, и Мурат Ходжалар, генеральный директор Aynes.

Турецкая делегация провела переговоры с официальными лицами Атлантического совета по вопросам торговли, дипломатии и двусторонних экономических отношений между Турцией и США».

Во-первых, скажем, что Атлантический совет – это, разумеется, не то место, где обсуждаются практические вопросы, связанные с наращиванием товарооборота между странами. Это – не работа мозговых центров. И даже государственные учреждения здесь могут лишь только создать некоторые условия. Допустим, снимая или, напротив, вводя некоторые ограничения в отношении тех или иных групп товаров из той или из иной страны.

Однако, сложно представить такие условия, при которых товарооборот вырастет между странами кратно, не только в краткосрочной, но даже и в среднесрочной перспективе. Все ж таки международная торговля, в первую очередь, определяется наличием у сторон так называемого «уникального торгового предложения» по отношению друг к другу. А товарооборот является его практическим, финансовым эквивалентом. Иными словам, что «наторговали» – то и есть реальные возможности сторон в двустороннем формате, плюс-минус, с нюансами и возможностью «докрутить» до нужного уровня. Но не с нуля, разумеется, а с некоторой приличной величины.

И, наконец, стоит заметить очевидное – расстояние между Турцией и США, которое «удвоилось» при нынешних ценах на топливо. Такая конъюнктура, если не убивает, то ставит изначально под большой вопрос любые выкладки даже таких «авторитетных учреждений» как Атлантический совет, который, в данном случае, годится, пожалуй, лишь для попытки «промывания» туркам мозгов.

Однако, как представляется, они для этого (процедуры «промывания мозгов») – слишком серьезные персонажи. Потому то их первые лица и не поехали в США. Из «серьезного бизнеса», как мы можем заметить, в составе делегации пресс-релизом упоминаются – лишь одна мебельная компания и одна пищевая компания. По меркам не то что турецких, но даже редко когда массовых российских торговых миссий – это микроскопический состав, не заслуживающий даже упоминания.

А вот информация, опубликованная 17 марта, в разгар визита, со стороны Управления по связям с общественностью при Администрации президента Турции. Заголовок информации: «Турецкая и американская делегации обсудили торговые возможности между двумя странами».

Цитируем:

«Турецкая делегация, посетившая Министерство торговли США в рамках серии семинаров «Повышение роли Турции в трансатлантическом экспорте и коммерческой дипломатии», организованной в сотрудничестве с Управлением по связям с общественностью при Администрации президента Турции и Меджлисом экспортеров Турции (TIM), обсудили новые возможности в торговле.

Приветствуя турецкую делегацию, Дейл Н. Ташарски, помощник генерального директора Министерства торговли США, ответственный за внешние торговые услуги и за глобальные рынки, заявил, что визит важен для того, чтобы увидеть новые области возможностей в сфере инвестиций и торговли.

Зия Алтунялдыз, председатель парламентской комиссии по промышленности, торговле, энергетике, природным ресурсам, информации и технологиям и депутат Коньи от ПСР (правящая Партия справедливости и развития – И.С.), входящий в состав турецкой делегации, отметил важность турецко-американских отношений и заявил, что целью визита было преодолеть препятствия на пути торговли между двумя странами и воспользоваться новыми возможностями. Председатель Алтунялдыз заявил, что следует обсудить новые способы достижения обеими странами цели торговли в 100 миллиардов долларов, которую они ранее определили.

Подчеркнув, что Турция всегда была важным членом Западного альянса, председатель Алтунялдыз заявил, что Турция подписала Парижское соглашение в рамках «Нового зеленого курса». Алтунялдыз также подчеркнул, что Турция приняла всевозможные меры в контексте зеленого развития и преобразований. Заявив, что американские компании могут инвестировать в Турцию в контексте возобновляемых источников энергии, Алтунялдыз заявил, что важность и ценность придаются вопросам, которые принесут пользу двум странам.

Выступая на встрече, глава Управления по инвестициям при администрации президента Ахмет Бурак Даглыоглу подчеркнул, что доля американских инвесторов в прямых иностранных инвестициях, поступающих в Турцию за последние 20 лет, достаточно высока. Даглыоглу также пригласил американские компании, которые не находятся в Турции, инвестировать (в страну – И.С.).

Касаясь вопросов, связанных с экспортом Турции алюминия и чугуна-стали в США, вице-президент TOBB Айхан Зейтиноглу отметил, что американские компании, покидающие эту страну из-за введенных против России экономических санкций, могут перебраться в Турцию.

Вице-президент Совета брендов TİM Сулейман Оракчиоглу сказал, что турецкие бренды растут во всем мире. Оракчиоглу также коснулся возможностей сотрудничества с американскими компаниями в Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. Оракчиоглу подчеркнул, что для торговли между двумя странами было бы очень выгодно решить проблему дополнительных таможенных тарифов, применяемых США, особенно в отношении турецкой текстильной продукции.

Член Совета по продуктам питания и напиткам TOBB (Союза палат и бирж Турции – И.С.) Мурат Ходжалар также заявил, что они могут работать с США над обеспечением продовольственной безопасности.

Заместитель председателя TİM (Меджлиса турецких экспортёров – И.С.) Башаран Байрак подчеркнул, что у них есть некоторые возможности для увеличения взаимной торговли, и заявил, что возможности Турции растут день ото дня. Байрак заявил, что существующие проблемы должны быть устранены для укрепления общих экономических отношений».

На самом деле, в приведенном выше пресс-релизе содержится некоторое количество информации, заслуживающей комментариев.

Почему так много в эти дни говорят про так называемую «зеленую энергетику»? Почему под эту самую «зеленую энергетику» Великобритания «подвела» свой крупный кредит Турции на строительство скоростной железной дороги по маршруту Анкара – Измир суммой свыше 2 млрд евро?

На самом деле, если отбросить в сторону западную «заботу об окружающей среде», которая, сама по себе, является заботой очень дорогостоящей и не имеющей прямого экономического эффекта, то останется идея о том, чтобы снизить зависимость или вовсе уйти от российских углеводородов. Тогда становится понятно, чего это Запад так озаботился «зеленой энергетикой». В той же Турции крайне слабо развито железнодорожное сообщение. Доставка товаров по стране осуществляется либо авиаперевозками, либо автомобильными перевозками. При этом, по понятным стоимостным причинам, объем вторых – подавляющий. А где такого рода перевозки – там и огромный расход сжигаемого топлива, в отличие от «экологичных и зеленых» электропоездов (там, конечно, будет вопрос, откуда электроэнергия берется, не из российского ли газа, но это – следующий этап дискуссии – И.С.).

Так что, следует ожидать, что сейчас новыми красками заиграет зеленая тема изменения климата. Кстати, тот факт, что при Байдене она так резко добавила оборотов, также не стоит считать совсем уж случайным. Стоит в этом поискать «российский след». Ну, а Турция, разумеется, в попытках привлечь себе западные инвестиции, эти тезисы активно, со своей стороны, эксплуатирует.

Теперь, касательно того, что доля США в прямых иностранных инвестициях в Турцию – «достаточно высока». Вот данные инвестиционного офиса при Администрации президента Турции по инвестициям в Турцию в период с 2003 по 2020 год.

Приведем диаграмму:

Переведем названия стран по убывающему объему ПИИ (получится по часовой стрелке): Голландия – 15,9%, США – 7,8%, Великобритания – 7,0%, страны Персидского Залива – 7,0%, Австрия – 6,4%, Германия – 6,2%, Люксембург – 6,0%, Испания – 5,8%, Бельгия – 5,3%, Франция – 4,6%, Азербайджан – 4,3%, Греция – 4,1% и прочие страны (очевидно, включающие и Россию) – 15,9%.

Итак, как мы можем видеть, за истекшие 20 лет, США «накопили» прямых иностранных инвестиций в Турции на второе место в списке. Следует ожидать, правда, что в этом списке сильно поднимется и Россия, за счет строительства АЭС «Аккую», однако, пока это не нашло своего отражения в диаграмме.

Достаточно интересен тот призыв, который прозвучал от турецкой стороны по тому, чтобы переместить американские металлургические компании в Турцию из России. Это – в духе того, какие тезисы, допустим, продвигала турецкая сторона, когда все дружно обвиняли Китай в пандемии коронавируса и Турция предлагала заместить китайских производителей.

Это наводит ещё на одну интересную мысль: Турция будет пытаться заместить не только Запад, уходящий из России, в России, но и уходящую Россию на Западе.

Правда в случае первого (замещение Запада в России) это будет сделать сильно проще: допустим, Макдональдс заменить турецкими донерами и западные люксовые бренды заменить турецкими брендами – это понятно. В этом смысле, Турция может, исходя из профиля своей экономики, эффективно замещать Запад.

Но вот что касается замещения России на Западе – это большой вопрос в том смысле, что российский экспорт, в основе своей, — сырьевой и он не конкурирует почти с турецким экспортом, в котором почти нет сырья, по причине того, что Турция – небогатая страна с точки зрения своих природных ресурсов.

Так что, самое интересное, то что мы видим в заявлениях турецкой стороны – это предложение по перемещению американского бизнеса из России с тем, чтобы они могли бы через Турцию продолжать операционную деятельность с Россией, «не опасаясь российских притеснений».

52.39MB | MySQL:108 | 0,653sec