О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 14

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР. Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об операции практически на всей территории Украины. Сменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей (!) реакции в Турции на российскую специальную операцию.

Часть 13 нового цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84393. Напомним, что мы остановились на визите президента Анджея Дуды в Анкару 16 марта и той информации, которая, на сей счет, была опубликована турецкой стороной.

От заявлений, сделанных со стороны президента Р.Т.Эрдогана, перейдем к тем, что были сделаны его польским коллегой. Цитируем материал, опубликованный на официальном сайте президента Турции:

«Президент Польши Дуда заявил: «Турция, как очень важное государство в географическом и политическом плане, играет очень важную роль в обеспечении мира в этом регионе. Большое спасибо. Мы придерживаемся одного мнения».

Подчеркнув, что русские должны прекратить нападения, убийства и бомбардировки мирных жителей и даже болезненные образы, увиденные впервые со времен Второй мировой войны, президент Польши Дуда поблагодарил президента Эрдогана за его вклад в прекращение этого (конфликта на Украине – И.С.).

Президент Польши Дуда заявил, что они хотят продолжения военного сотрудничества, а также экономического сотрудничества между Польшей и Турцией.

Гость Президент сказал: «В прошлом году (с Турцией) мы начали очень хорошее сотрудничество в сфере обороны. Я верю, что мы продолжим развивать это сотрудничество. Мы даже надеемся, что наши совместные президентом интересы превысят 10 миллиардов долларов (видимо, речь идет, все же, о товарообороте между двумя странами, а не об «интересах президентов» – И.С.). Как все прекрасно знают, возможности сотрудничества между Польшей и Турцией в этой области очень сильны и имеют большой потенциал (по всей видимости, речь, в первую очередь, идет о сотрудничестве в сфере оборонно-промышленного комплекса между Турцией и Польшей – И.С.)».

Обращаясь к тому, что прозвучало на пресс-конференции между президентами Р.Т.Эрдоганом и А.Дудой, что можно выделить из общего объема округлых политических заявлений?

Прежде всего, то, что 24 марта в Брюсселе состоится Саммит НАТО на уровне глав государств Альянса. Как турецкие официальные лица неоднократно заявляли, включая лично президента Р.Т.Эрдогана, НАТО не демонстрирует единой сильной позиции.

Очень распространенным тезисом президента Эрдогана, широко разошедшимися в турецкие «массы», является то, что, если бы в 2014 году НАТО / Запад (жестко, по всей видимости – И.С.) отреагировали бы на действия России по присоединению Крыма, то тогда бы сегодня не было бы «российского вторжения на Украину». При этом, Р.Т.Эрдоган обвиняет Запад в том, что они не предприняли никаких решительных действий по Крыму, ни много ни мало, потому что тогда «речь шла о крымских татарах», то есть речь шла о мусульманах. И, как отмечает турецкий лидер, Западу «нет дела до мусульман», поэтому они их и «бросили в Крыму». Однако, когда речь пошла о «христианах-украинцах», на их защиту встало все «прогрессивное человечество».

Это – достаточно интересный тезис, который, правда, несколько отстоит от правды: Запад, во-первых, не бездействовал, а ввел достаточно серьезные санкции. Достаточно серьезные санкции для того, чтобы даже российские компании, имеющие крупные интересы воздерживались бы от того, чтобы работать на территории полуострова. Заметим, что никакой принципиальной позиции ни одна из крупных корпораций России по этому вопросу не заняла, что, до сих пор, можно считать позором для российского бизнеса. Так что, когда, в условиях нынешнего конфликта, говорится о российской принципиальности, как о ценностном императиве, уместно держать этот случай перед глазами.

Но, возвращаясь к Западу: некоторая пассивность, да и то в самом начале, объяснялась молниеносностью действий России и той эффективностью, с которой операция в 2014 году была проведена. Также молниеносно «сработала» Россия и в 2008 году. Точечно действовала и действует в Сирии с 2015 года. Однако, очевидно, что кризис 2022 года развивается совершенно по другому сценарию.

Что же касается тезиса турецкого лидера о том, что «крымских татар Запад кинул», заметим, что очень и очень многим в Турции мысль турецкого лидера оказалась близкой и была принята как «базовая версия». Это, вообще говоря, помимо всего прочего, указывает и на то какое отношение к Крыму широко распространено в Турции. Скажем так, как минимум, как к братскому региону Турции.

Теперь же, Реджеп Тайип Эрдоган отправится в НАТО и, совершенно не исключено, озвучит ровно такие же тезисы уже с Брюссельской трибуны. Уводя таким образом фокус внимания в сторону отношения на Западе к мусульманам. Не только на Западе умеют менять «тему разговора».

Если касаться предстоящего Саммита НАТО на высшем уровне, то надо отметить, что накануне в Брюсселе состоялось (подготовительное) заседание на уровне министров иностранных дел Альянса, на котором Турцию представлял министр национальной обороны Хулуси Акар.

Скажем буквально пару слов по поводу итогов его пребывания в Брюсселе из публикации ведущего англоязычного издания Турции – газеты Daily Sabah. Цитируем издание:

«Гуманитарная ситуация в Украине ухудшается с каждым днем, и для предотвращения этого необходимо срочное прекращение огня, заявил в среду в Брюсселе министр обороны Турции Хулуси Акар.

Отметив, что Турция придерживается принципиальной и последовательной позиции по Украине, Акар заявил журналистам после участия во встрече министров обороны стран НАТО в Брюсселе, что у Анкары — хорошие отношения с Москвой и Киевом.

Он подчеркнул необходимость немедленного прекращения огня, заявив, что президент Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно высказывал мысль о том, что Турция полностью поддерживает территориальную целостность Украины.

«Гуманитарная ситуация ухудшается, и это необходимо предотвратить. Для этого необходимо прекращение огня», — сказал Акар, отметив, что турецкие официальные лица часто озвучивают это.

Он также отметил, что Турция сделает все возможное, чтобы помочь пожилым людям, женщинам и детям, пострадавшим от продолжающейся войны.

Акар также подчеркнул важность сотрудничества между членами НАТО перед лицом угроз.

«Как НАТО, мы должны тщательно подумать о сохранении сдерживания и обороны, а также об устойчивости наших навыков и потенциала в краткосрочной и долгосрочной перспективе», — сказал Акар. Он отметил, что Турция борется со многими террористическими группировками, в том числе с РПК, с ее сирийским ответвлением СНС, «Исламское государство» (ИГ, здесь и далее, — запрещенная в РФ террористическая организация – И.С.) и террористической организацией гюленистов (в турецкой аббревиатуре: FETÖ – И.С.).

«Мы защищаем юго-восточные границы Европейского союза, Европы и НАТО. Что будет с Европой, если мы не будем вести борьбу с терроризмом, нелегальной миграцией?» сказал Акар, добавив, что борьба Турции с терроризмом приносит пользу не только стране, но и ее соседям и союзникам.

Акар отметил, что встречался со своими американскими, британскими, французскими, греческими, канадскими и латвийскими коллегами на полях встречи НАТО, и все они проходили в позитивной атмосфере.

Что касается эвакуации турецких граждан, которые укрылись в мечети в Мариуполе на фоне атак России, Акар сказал, что Турция продолжает поддерживать связь с Россией и Украиной, чтобы помочь им безопасно вернуться домой».

Далее издание дает краткую справку для читателей по ситуации в Мариуполе и, в целом, по Украине:

«Российские войска в субботу блокировали стратегический украинский портовый город Мариуполь.

Захват Мариуполя, города с населением около 450 000 человек на Азовском море, станет для российских войск еще большим призом, поскольку это нанесет серьезный удар по морскому доступу Украины и соединит войска, прибывающие из аннексированного Крыма и Донбасса.

В среду российские войска разбомбили театр, где укрывались мирные жители в окруженном портовом городе Мариуполь.

Турция эвакуировала 15196 граждан с начала российско-украинской войны, заявил в среду министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, и продолжает эвакуировать больше граждан по согласованию с Киевом и Москвой.

С тех пор, как 24 февраля Россия начала войну с Украиной, более 2,5 миллионов человек бежали в другие страны, а еще около 2 миллионов были перемещены внутри страны.

Сохраняя нейтральную и взвешенную позицию, Турция продолжает дипломатические усилия по деэскалации украинского конфликта, призывая все стороны к сдержанности. Хотя Анкара выступала против международных санкций, направленных на изоляцию Москвы, она также закрыла проливы Босфор и Дарданеллы в соответствии с пактом 1936 года, что позволило ей ограничить пересечение турецких проливов некоторыми российскими судами. Министр иностранных дел Чавушоглу посетил Москву в среду и во Львов в четверг (16 и 17 марта, соответственно – И.С.), чтобы встретиться со своими коллегами.

Союзник НАТО Турция граничит с Украиной и Россией в Черном море и имеет хорошие связи с обеими странами. С самого начала конфликта, Анкара предложила выступить посредником между двумя сторонами и предложила провести мирные переговоры, подчеркнув при этом свою поддержку территориальной целостности и суверенитета Украины».

Итак, можно сказать, что эта информация, вкупе с приведенными выше тезисами из выступлений президента Р.Т.Эрдогана – это стартовая позиция для Саммита НАТО, намеченного на 24 марта с.г.

Что просматривается из итогов визита министра национальной обороны Хулуси Акара в Брюссель? Переводя «на русский язык» заявления Хулуси Акара получается следующая картина:

Во-первых, Турция не собирается не только втягиваться в конфликт на Украине (разумеется, на стороне Запада и Украины – И.С.), но и нарушать сам характер своих дружественных отношений с Москвой. Иными словами, Турция не будет вводить санкций по отношению к России и выступает против изоляции России. По крайней мере, такова официальная риторика Турции. Ибо понятно, что Турция может выступать и очень серьезным бенефициаром изоляции России, по аналогии с той же Исламской Республикой Иран, если говорить про экономику. А если говорить и политически, то изоляция ослабляет Россию, как геополитического конкурента Турции и тоже, получается, льет воду на её мельницу.

Во-вторых, Турция имеет свою повестку в сфере безопасности и предлагает её НАТО. Эта повестка ставит во главу угла борьбу с терроризмом и с нелегальной миграцией. При этом, по крайней мере, половина из тех террористических организаций, которые называет Турция, не признаются в качестве таковых на Западе. А тем же гюленистам и курдам (если говорить о СНС — И.С.) Запад оказывает прямую поддержку. До сих пор, Турция не была очень успешна в продвижении этой повестки в НАТО и, вряд ли, сейчас добьется большего. Однако, это не мешает её последовательно и методично этим заниматься.

В-третьих, России в предлагаемой НАТО со стороны Турции повестке в сфере безопасности — нет. То есть, в качестве угрозы своей безопасности Турция нашу страну не рассматривает. Что, впрочем, не делает Турцию «союзником» России, заставляя, в очередной раз, вернуться к тезису о том, что Россия и Турция – «тесные партнёры» (Сергей Лавров, министр иностранных дел РФ – И.С.).  Но, повторимся, само по себе, это уже – достаточно по нынешним временам, в исполнении одного и старейших членов НАТО.

Тем не менее, имеет смысле повториться, что позиция Турции не является статичной, неизменной. Она может и даже обязательно изменится в том случае, если НАТО пересмотрит свой взгляд на кризис на Украине. Проще говоря, позиция Турции может быть пересмотрена, если НАТО решит вмешаться в конфликт. Тут уж Турция будет готова выступить с НАТО единым фронтом. По крайней мере, это следует из заявлений официальной Анкары. Будем реалистами и скажем, что данные заявления исходят из того, что на 99,(9)% НАТО в конфликт не вмешается, а турецкая «готовность» окажется невостребованной.

Пока же на Турцию продолжает со стороны Запада оказываться достаточно серьезное, хотя и мягкое (см. ремарки о причинах – выше) давление по тому, чтобы Турция присоединилась к санкциям. Тут из «загашника» достаются настолько давно запылившиеся и такие невостребованные, до сих пор, пряники, что, похоже, удивляется даже сама Анкара тем «разменам», которые ей предлагаются.

Как пишет издание The Wall Street Journal, «Турция может быть возвращена в программу создания истребителя пятого поколения F-35, если передаст Украине ЗРК С-400, закупленные у России». Тут, конечно, удивительна сама постановка вопроса. В том смысле, что Турцию незаконно исключили из программы создания истребителя, после того как она проинвестировала сумму около 1,4 млрд долл. и, в целом, исправно выполняла свои обязательства. И теперь для того, чтобы отменить одно незаконное действие, Турция должна сама совершить незаконное действие – ибо при поставках С-400, как и любого другого оружия, был оговорен конечный потребитель этой продукции = покупатель, то есть, Турецкая Республика.

Великобритания действует, в отличие от США, заметно тоньше.

Как сообщили 19 марта турецкие СМИ, Соединенное Королевство согласовало свою крупнейшую в истории сделку по экспортному финансированию гражданской инфраструктуры для обеспечения высокоскоростной железнодорожной линии между турецкой столицей Анкарой и крупным портом в Измир.

Как напоминают турецкие СМИ, в 2021 году Великобритания принимала Конференцию Организации Объединенных Наций по изменению климата, также известную как COP26, и ее Министерство торговли заявило, что сделка поможет Турции «обезуглерожить» свой транспортный сектор и выполнить обязательства по сокращению выбросов парниковых газов.

Об этой «знаменательной сделке» было объявлено на британско-турецкой конференции по зеленым финансам в Лондоне: «Крупнейшая в истории сделка правительства по устойчивой гражданской инфраструктуре поможет профинансировать новую высокоскоростную электрическую железнодорожную линию в Турции для обезуглероживания путешествий, при этом крупные контракты будут заключены с британскими и турецкими предприятиями», — говорится в заявлении.

Министр финансов и казначейства Турции Нуреддин Небати заявил, что сделка будет иметь структуру «зеленого кредита».

«Ссылаясь на двустороннее соглашение о сотрудничестве, подписанное между Великобританией и Турцией в 1999 году (!), мы успешно добились завершения знаменательного финансирования проекта высокоскоростной железной дороги Анкара-Измир в рамках структуры зеленого кредита», — говорится в заявлении Небати.

Заметим одну немаловажную вещь: на протяжении долгих лет, Турция не могла сдвинуть с места проект по развитию сети скоростных железных дорог в стране. Это происходило именно что по причине отсутствия возможностей по финансированию данного проекта. Вряд ли, стоит считать случайным, что в нынешних условиях Великобритания пришла Турции «на помощь».

52.45MB | MySQL:103 | 1,058sec