Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (6-12 апреля 2009 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Алжире и Иране. На президентских выборах, прошедших в Алжире 9 апреля, главой государства на третий срок подряд избран А. Бутефлика. Президент Ирана М. Ахмадинежад заявил, что его страна «овладела полным циклом производства ядерной энергии».

По официальной информации, на президентских выборах в Алжире 9 апреля кандидатуру А. Бутефлики одобрили 90,24 проц участников голосования. Также отмечена рекордная активность избирателей, достигшая 74,1 проц (на выборах в 2005 г. – 58 проц). Вместе с тем, крупнейшие оппозиционные партии — Фронт социалистических сил (ФСС) и Собрание за культуру и демократию (СКД) заявили, что считают незаконными поправки, внесенные в конституцию страны, которые позволяют одному лицу баллотироваться на пост главы государства неограниченное число раз. ФСС и СКД призвали своих сторонников бойкотировать голосование. Выборы также бойкотировали исламистские партии, заявившие о нежелании участвовать в «фарсе с заранее известным исходом».

Президент Ирана М. Ахмадинежад 9 апреля открыл первый в стране завод по производству ядерного топлива в Исфахане, что позволило ему заявить о создании в ИРИ полного ядерного топливного цикла. Также заявлено об установке на предприятии в Натанзе 7 тыс. центрифуг для обогащения урана и проведении испытания двух новых типов центрифуг, обладающих повышенной мощностью, по сравнению с ныне действующими. По утверждению Ахмадинежада, теперь Ирану необходимо переходить к следующему этапу развития национальной ядерной энергетики, а именно к строительству атомных электростанций без помощи иностранных государств. Иранский президент вновь заявил, что его страна не намерена создавать ядерное оружие и готова к проведению переговоров по ядерному вопросу, «исходя из критериев справедливости и взаимоуважения», и если западные страны готовы провести «искренние и справедливые переговоры, то Иран приветствует это». Однако ИРИ не примет «никаких несправедливых переговоров с предварительными условиями». При этом в Тегеране не намерены отказываться от работ по обогащению урана, считая, что дискуссии по этому вопросу «устарели. Время для них прошло». М. Ахмадинежад сдержанно отреагировал на призывы американского президента Б. Обамы «положить новое начало в отношениях между США и ИРИ», подчеркнув, что вашингтонской администрации следует «обнародовать свои планы, чтобы мы смогли их проанализировать», а США «должны, наконец, извлечь уроки из прошлого».

За рубежом в целом спокойно отреагировали на иранские заявления о том, что ИРИ овладела полным ядерным топливным циклом. Так, глава МИД РФ С. Лавров считает, что технологические выводы об открытии завода по обогащению урана будут сделаны только МАГАТЭ, причем «вне зависимости от политических заявлений на этот счет». Госсекретарь США Х. Клинтон подчеркнула, что в Вашингтоне не рассматривают заявления Тегерана о вводе в строй завода по производству ядерного топлива и новых центрифуг, как отказ Ирана от переговоров по его ядерной проблеме. По заявлению Клинтон, США также намерены стать «полноценным участником» диалога «шестерки» международных посредников (Великобритания, Германия, Китай, Россия, США, Франция) с Ираном, направленном на урегулирование проблем его ядерных разработок. В то же время Франция заявила о своей растущей озабоченности ядерной программой Тегерана и необходимости проверки «правдивости» сделанных в Иране заявлений с участием МАГАТЭ. Страны-члены «шестерки» на минувшей неделе обратились к представителю Евросоюза по вопросам внешней политики и Безопасности Х. Солане с просьбой пригласить Иран на встречу для обсуждения совместного дипломатического решения его ядерной проблемы.

На прошедшей неделе президент США Б. Обама посетил Турцию и Ирак. Главной целью визита американского президента в Турцию стало подтверждение роли этой страны как стратегического партнера и «критически важного союзника США». Обама особо подчеркнул, что уровень отношений между Соединенными Штатами и Турцией будет повышаться и может стать образцом взаимопонимания между странами с преобладающим христианским и мусульманским населением. На переговорах с турецкими руководителями обсуждались вопросы сотрудничества Вашингтона и Анкары в борьбе с терроризмом, укрепление безопасности в Афганистане, ядерная проблема Ирана, арабо-израильское урегулирование. Также были рассмотрены состояние и перспективу американо-турецких отношений в политической, экономической, энергетической, торговой и культурной сферах. Обама заявил, что США выступают за улучшение отношений между Турцией и Арменией и открытие границы между ними. Говоря о курдской проблеме в Турции, президент США подчеркнул, что в Вашингтоне «всегда выступали, и будут решительно выступать против нарушения территориальной целостности Турции», однако считают необходимым расширить свободы курдского населения страны. Турция стала первым мусульманским государством, которое Б. Обама посетил после вступления в должность президента, где он выступил с заявлением, что США «никогда не начнут войну против ислама».

В ходе визита в Ирак 7 апреля Б. Обама заявил, что после шестилетнего присутствия здесь американских войск иракцы должны «взять страну в свои руки», а иракские проблемы должны решаться только политическим путем. Президент подтвердил, что он будет придерживаться своего плана вывода американских боевых частей из Ирака до конца 2011 г., отметив при этом, что следующие 18 месяцев станут определяющим периодом для иракской миссии США, т. к. американским военным необходимо будет убедиться в том, что ситуация в Ираке стабильна и страна не является «надежной гаванью для террористов». После чего, по словам Обамы, ВС США смогут покинуть иракскую территорию. Причем вывод войск необходимо завершить «с особой осторожностью», чтобы не допустить «возвращения насилия». По мнению главы вашингтонской администрации, развитие государственных механизмов в Ираке «требует времени», т. к. даже небольшие подвижки здесь даются с трудом и даже в тех областях, где уже достигнут значительный прогресс, многое еще предстоит сделать. Главная же мысль, которую Обама высказал в Багдаде, это то, что Ирак важен для Соединенных Штатов.

10 апреля Б. Обама направил письмо в Конгресс США с просьбой выделить в текущем финансовом году (до 1.10.09) дополнительно 83,4 млрд долларов на операции в Ираке и Афганистане. 75,8 млрд долларов из этой суммы предназначены для Пентагона, в т. ч. на покрытие расходов, связанных с выводом войск из Ирака, и отправку дополнительных сил (21 тыс. чел.) в Афганистан. Остальные деньги предназначены для оказания помощи Афганистану и Пакистану.

Премьер-министр Ирака Н. аль-Малики 9-11 апреля совершил свой первый визит в Россию. На переговорах с президентом РФ Д. Медведевым и главой российского правительства В. Путиным затрагивались вопросы сотрудничества между нашими странами в сферах экономики, образования, науки и культуры, а также восстановления военно-технических связей. В конкретном плане речь шла о перспективах совместной деятельности в области разведки и разработки нефтяных и газовых месторождений в Ираке, прокладке нефте- и газопроводов, строительстве и модернизации электростанций. Аль-Малики выразил заинтересованность в том, чтобы российские компании были представлены на иракском рынке и подключались к различным проектам. Также обсуждались вопросы стабилизации обстановки в Ираке, ситуация в зоне Персидского залива, борьба с терроризмом и транснациональной преступностью.

Между тем обстановка в Ираке продолжает характеризоваться напряженностью. На прошедшей неделе в ряде районов страны были совершены теракты, приведшие к значительным человеческим жертвам.

Сложная обстановка сохраняется в Пакистане. На минувшей неделе исламистские боевики, поддерживающие афганское движение «Талибан», дважды нападали на терминалы в районе Пешавара, через которые осуществляется снабжение коалиционных сил НАТО в Афганистане. 10 апреля на юго-западе страны в Белуджистане после убийства трех видных местных лидеров вспыхнули волнения, приведшие к гибели более 20 человек.

Президент Пакистана А. А. Зардари на встрече со спецпредстаивтелем президента США по Афганистану и Пакистану Р. Холбруком и председателем Комитета начальников штабов ВС США адмиралом М. Малленом заявил, что финансовая помощь его стране в борьбе с терроризмом должна быть «безусловной», а не связанной с какими-либо условиями. Глава пакистанского государства утверждает, что Исламабад добросовестно выполняет свои обязанности по борьбе с терроризмом, а для ее успешного продолжения страна нуждается в поддержке международного сообщества в области образования, здравоохранения, подготовки и экипировки антитеррористических формирований. В частности, речь идет о предоставлении Пакистану американских беспилотных летательных аппаратов вместо того, чтобы БПЛА ВВС США наносили удары по боевикам на пакистанской территории. Данное заявление Зардари отражает недовольство пакистанского правительства тем, что администрация Б. Обамы увязывает вопрос предоставления крупной финансовой помощи Пакистану рядом условий, которые ясно не определены. Кроме того, в Вашингтоне неоднократно высказывали подозрения относительно тайных связей пакистанских спецслужб с «Аль-Каидой» и афганскими талибами, что в Исламабаде категорически отрицают. По словам А. А. Зардари, Пакистан «борется за свое выживание» и власти считают необходимым вести переговоры с боевиками, т. к. военные операции не могут быть единственным методом решения проблемы противодействия экстремизму. На переговорах с Р. Холбруком и М. Малленом в Исламабаде речь шла о дальнейших совместных действиях в борьбе с талибами и «Аль-Каидой».

Канцлер Германии А. Меркель, посетившая на прошедшей неделе Афганистан, считает, что «мощное присутствие» бундесвера в этой стране будет необходимо еще в течение нескольких лет, т. к. афганцы пока не в состоянии самостоятельно обеспечивать безопасность, в т. ч. на севере, где дислоцированы немецкие войска (3,8 тыс. чел.). В ближайшее время сюда из Германии дополнительно перебросят еще 600 военнослужащих. Польша также увеличит численность своего контингента в Афганистане с 2000 до 2400 человек. Об этом заявил польский президент Л. Качиньский в Кабуле.

Командующий коалиционными войсками НАТО в Афганистане американский генерал Д. Маккирнан обратился к своим подчиненным со специальным заявлением, в котором подчеркнул, что завоевание ими поддержки афганского народа является более важной задачей, чем уничтожение талибских боевиков. По словам генерала, в Афганистане нет чисто военного решения существующих проблем, а натовские военные должны «защищать народ» и обеспечивать безопасность. В ходе борьбы с противником войска должны не забывать о мирном населении, чтобы оно не пострадало от насилия, т. к. такие потери являются главным источником недовольства афганцев иностранным военным присутствием в стране.

Глава Палестинской национальной администрации М. Аббас 6 апреля посетил Москву. Президент России Д. Медведев на встрече с М. Аббасом заверил, что наша страна поддерживает создание независимого палестинского государства. За реализацию этой идеи выступают и США, что подтвердил на минувшей неделе президент Б. Обама.

12 апреля по инициативе М. Аббаса состоялся его первый телефонный разговор с новым премьер-министром Израиля Б. Нетаниягу, в ходе которого оба руководителя выразили надежду на продолжение сотрудничества в интересах продвижения мира между израильтянами и палестинцами.

Министр иностранных дел Сирии В. Муаллим заявил 8 апреля о готовности Дамаска возобновить непрямые (при посредничестве Турции) мирные переговоры с Израилем при условии его ухода с Голанских высот. В то же время глава израильского правительства Б. Нетаниягу неоднократно заявлял о несогласии уйти с этой территории.

Приложение

О продовольственной проблеме в арабских странах

Проблема обеспечения продовольствием в странах Арабского Востока становится все более острой. Большинство государств региона не располагает необходимыми природными ресурсами для самообеспечения продуктами питания, что во многом связано со сложными природно-климатическими условиями этого района мира, обострением дефицита земельных и водных ресурсов, высокими темпами урбанизации и роста населения. Сказываются и далеко не всегда продуманные и оправданные действия властей в сфере экономики и ее аграрного сектора, невысокая динамика роста сельскохозяйственного производства в целом ряде стран, медленные темпы освоения новых площадей, аграрное перенаселение, наличие огромного количества мелких хозяйств, где невозможно применять современные методы ведения хозяйства. Ситуация усугубляется ростом цен на продукты питания на мировых, а также внутренних рынках. По оценке экспертов, если не будет коренным образом пересмотрена нынешняя аграрная политика, то уже в ближайшие годы арабский мир может столкнуться с глубоким продовольственным кризисом.

В настоящее время арабские страны являются одними из крупнейших импортеров продовольствия в мире. Они вынуждены ввозить до половины общего объема потребляемых продуктов питания, а аравийские монархии — до 100 проц многих видов продовольствия, расходуя на эти цели значительные средства. Так, ОАЭ израсходовала на закупки продовольствия за рубежом в 2007 г. до 3 млрд долларов. Однако далеко не все страны могут в полном объеме оплачивать импорт продовольствия только за государственный счет, поскольку не обладают достаточными природными ресурсами, средства от продажи которых можно было бы направить на эти цели. К таким странам, например, относится Йемен, импортирующий до 80 проц необходимого продовольствия. В итоге здесь цены на пшеницу и хлеб в 2007-2008 гг. выросли в два раза, что привело к увеличению бедности на 6 процентов.

По заявлению Арабской организации развития сельского хозяйства (АОРСХ), угрожающая зависимость стран региона от импорта продовольствия в значительной степени вызвана отсутствием адекватной государственной поддержки внутреннего производства. В первую очередь, речь идет об импорте зерна. К тому же темпы прироста населения свидетельствуют о том, что разрыв между национальным производством и потреблением продовольствия и в дальнейшем будет лишь увеличиваться. В 2008 г., самообеспеченность стран региона одним из ведущих продовольственных продуктов — пшеницей составляла 51 проц, кукурузой – 38 проц, ячменем – 40 проц, сахаром – 33 проц и растительными маслами – 25 процентов. По оценке экспертов, в 2009 г. на долю стран Ближнего Востока и Северной Африки (БВ и СА) придется 22 проц мирового импорта пшеницы, 17 проц импорта кукурузы и 60 проц импорта ячменя, а Сирия и Саудовская Аравия более чем в 8 раз увеличат ввоз пшеницы по сравнению с 2007/2008 сельскохозяйственным годом. Причем если для Сирии это связано с тем, что в 2008 г. в этой стране практически выгорела половина посеянной пшеницы, то в Саудовской Аравии, наконец то пришли к выводу, что огромные вложения в производство зерна на орошаемых полях нерентабельно и решили отказаться от этой практики, а через 5 лет полностью отказаться от внутреннего производства пшеницы и других зерновых, перейдя на их импорт.

Ухудшение ситуации с обеспечением продовольствием угрожает внутриполитической стабильности, становится одной из серьезных угроз национальной безопасности для многих государств БВ и СА. В последние годы плохие урожаи, сильные засухи, продолжающийся рост спроса на продовольствие привели к стремительному удорожанию практически всех продуктов питания в арабских странах, что в ряде случаев привело к протестным выступлениям и беспорядкам. Различные политические силы, в т. ч. экстремистские предпринимают попытки использовать трудности в решении продовольственной проблемы для достижения своих целей. Это можно наблюдать в Египте, Иордании, Йемене, Алжире и некоторых других странах. Можно также утверждать, что если продовольственная безопасность в арабских государствах не будет обеспечена в обозримой перспективе и зависимость от ввоза большого количества продуктов питания сохранится на долгие годы, то это, естественно, будет накладывать соответствующие ограничения и на их внешнюю политику.

По данным АОРСХ, в текущем сезоне из-за сильных засух, опустынивания земель и нехватки воды было засеяно лишь 5 проц от общей площади арабских сельскохозяйственных земель. Здесь же отметим, что, по информации той же АОРСХ, в странах БВ и СА освоено лишь 12 проц общего потенциала сельхозугодий. Однако при этом эксперты организации добавляют, что освоение большей части территорий потребует очень крупных инвестиций, и в большинстве случаев будет нерентабельным.

Внушает опасение увеличение объемов производства продовольствия за счет выращивания модифицированного зерна и других сельскохозяйственных культур, что наиболее характерно для Египта. Подобная практика вызывает серьезную обеспокоенность у врачей и экологов относительно безопасности производимого продовольствия.

Арабские страны решают продовольственную проблему главным образом путем увеличения государственных субсидий на закупки продовольствия, введения контроля и жесткого ограничения роста цен на некоторые продукты питания, сокращения пошлин на импорт агропродукции, выплат компенсаций беднейшим слоям населения. Для преодоления трудностей в обеспечении населения продовольствием некоторые государства региона обращаются к международным организациям с просьбами оказать гуманитарную и финансовую помощь. Однако все эти меры не способствуют кардинальному решению проблемы и ограничены по своей эффективности. К тому же они не стимулируют рост собственного сельскохозяйственного производства, особенно в странах, где имеются более благоприятные условия для земледелия и животноводства.

Специалисты считают, что в долгосрочной перспективе именно реализация возможностей национальной производственной базы может способствовать серьезным сдвигам в решении продовольственной проблемы, снизить импорт продуктов питания. Вместе с тем, полностью от него избавиться арабские страны в обозримой перспективе не смогут. Участники семинара «Продовольственная безопасность и аграрная политика арабских государств», состоявшего в 2008 г. в Дубае, пришли к выводу, что для предотвращения продовольственного кризиса странам БВ и СА необходимо увеличить объем инвестиций в собственный аграрный сектор с целью максимального удовлетворения растущего спроса и сокращения зависимости от ввоза продовольствия. Также была поддержана идея объединения усилий арабских государств для решения вопросов, связанных с их обеспечением продуктами питания.

Важным направлением остается и создание значительных национальных стратегических запасов сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения продовольственной безопасности и возможности страхования рисков от колебания мировых цен на продовольствие. Причем это направление считается реально осуществимым, однако здесь дело пока продвигается медленно.

В качестве вариантов решения проблемы рассматривается аренда земельных участков в странах, обладающих благоприятными природно-климатическими условиями для ведения сельского хозяйства или стимулирование в них сельскохозяйственного производства с целью последующего экспорта его продуктов в арабские государства. Так, Ливия и Египет пытаются договориться об этом с Украиной. Аравийские монархии намерены приобрести сельскохозяйственные территории в Пакистане, Турции, Таиланде, Филиппинах, Украине, Вьетнаме, Судане. Кроме того, аравийские монархии планируют вкладывать значительные средства в развитие аграрного сектора в таких арабских странах как Египет, Сирия, Алжир, Марокко. Вместе с тем, все эти проекты рассчитаны на будущее, а их реализация часто сталкивается со значительными трудностями. А пока единственным путем остается заключение как можно большего числа соглашений с зарубежными производителями, чтобы избежать кризиса в обеспечении населения продуктами питания.

Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время вопросы обеспечения продовольственной безопасности имеют в арабских странах общегосударственное значение, которому власти уделяют постоянное и пристальное внимание, т. к. от его успешного решения во многом зависит стабильность внутреннего положения и перспективы дальнейшего социально-экономического развития арабских государств. Вместе с тем, решение продовольственной проблемы продвигается медленно, отстает от растущего спроса на продукты питания, что в ряде случаев приводит перебоям в снабжении со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями.

49.6MB | MySQL:112 | 1,136sec