Ситуация в Египте: март 2009г.

В марте Каир предпринимал активные усилия, направленные на урегулирование последствий боевых действий между Израилем и боевиками движения ХАМАС в секторе Газа /27 декабря — 18 января/. 2 марта в Шарм аш-Шейхе прошла международная встреча стран — потенциальных доноров восстановления инфраструктуры сектора. По ее итогам палестинцам была обещана сумма в 4,481 млрд долларов, которая, как ожидается, будет выделена в ближайшие два года. В эту сумму не вошли обещания доноров, сделанные до начала конфликта в секторе Газа. На встрече в Шарм аш-Шейхе подчеркивалось, что эти средства будут поступать исключительно через уже существующие механизмы, а их получателем будет только палестинская администрация во главе с Махмудом Аббасом как единственная международно признанная структура. Палестинская администрация до встречи в Шарм аш-Шейхе оценивала свои потребности в 2,8 млрд долларов. Из этой суммы предполагалось направить 1,3 млрд на восстановление сектора Газа, 1,5 млрд — на покрыти е дефицита бюджета в 2009г.

Среди самых крупных доноров значатся США — 900 млн долларов /в том числе 300 млн — для сектора Газа/, Еврокомиссия — 554 млн долларов, Италия — 100 млн долларов, Великобритания — 45 млн долларов, Франция — 25 млн евро. Арабские монархии Персидского залива согласились выделить в ближайшие 5 лет 1,65 млрд долларов, в том числе Саудовская Аравия — 1 млрд. Россия поставит палестинской администрации продовольствие и медикаменты, 50 бронетранспортеров без оружия, а также 2 вертолета.

Участники встречи потребовали от Израиля «немедленно, безусловно и в полном объеме» открыть переходы на границе Израиля с сектором Газа. В итоговом коммюнике встречи не упоминался КПП Рафах между сектором и Египтом, поскольку Каир готов к его открытию только при условии, если он будет находиться под контролем палестинской администрации, а не исламистов из ХАМАС.

Поскольку движение ХАМАС оказалось обделенным участниками встречи в Шарм аш-Шейхе, оно тут же подвергло критике ее итоги. Исламисты утверждали, что участники встречи «шантажируют» ХАМАС, оказывая поддержку Аббасу. По их мнению, международная помощь должна поступать не Аббасу, а не некоему «правительству национального единства» или «высшему комитету» с участием всех палестинских движений.

Израиль блокировал сектор после того, как в июне 2007г. исламисты изгнали из сектора палестинскую администрацию. В настоящее время он заявляет, что готов открыть переходы при условии освобождения израильского солдата Гилада Шалита, которого исламисты захватили в плен в июне 2006г., в обмен на освобождение нескольких сотен палестинцев.

3 марта посольство США и консульство Франции в Каире призвали находившихся в Египте граждан этих стран к бдительности после серии атак на иностранцев. По оценке американского посольства, инциденты 22 и 27 февраля на каирском рынке Хан эль-Халиль «представляются не связанными между собой, однако есть признаки того, что планируются новые аналогичные нападения».

В марте Каир очень резко отреагировал на решение Международного уголовного суда /МУС/, выписавшего ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира. Уже 4 числа, немедленно после объявления решения МУС, Каир призвал эту структуру замедлить реализацию данного решения. Одновременно глава МИД АРЕ Ахмед Абуль Гейт призвал Совет Безопасности ООН «срочно собраться с тем, чтобы воспользоваться его правом предложить МУС отсрочить выполнение решения» по Аль-Баширу.

25 марта правозащитная организация «Международная амнистия» подвергла критике Каир и Лигу арабских государств /ЛАГ/ за то, что они «поддерживают и защищают» Аль-Башира. Последний в тот день посетил египетскую столицу. Примечательно, что в аэропорте его встречал сам Мубарак. Обратило на себя внимание и то, что в состоявшихся затем переговорах в составе египетской делегации значился министр обороны АРЕ Хусейн Тантауи.

11 марта Египет принял третий за 15 дней раунд непрямых секретных переговоров ХАМАС — Египет — Израиль, целью которых было добиться от ХАМАС освобождения Гилада Шалита в обмен на выход из израильских тюрем сотен палестинских заключенных. Израильскую делегацию на переговорах возглавлял Офер Декель, ранее занимавший пост заместителя руководителя службы безопасности ШАБАК, египетскую — глава спецслужб страны генерал Омар Сулейман. Похоже, что сам принцип обмена к этому времени был принят сторонами, речь шла только о палестинских персоналиях, которые требовало освободить движение ХАМАС. Кроме того, стороны торопились решить эту проблему до ожидавшегося 3 апреля формирования в Израиле правительства правых во главе с Биньямином Нетаниягу. Как известно, Израиль обусловливает заключение соглашения о длительном перемирии в секторе Газа, находящемся под контролем ХАМАС, освобождением Шалита, захваченного в плен 26 июня 2006г. ХАМАС требовало освободить в обмен на Шалита 1 тыс.заключенных, в том чис ле 450 исламистов. Со своей стороны Декель был уполномочен начать торг с 400 человек, подлежащих освобождению, в том числе 220, «чьи руки в крови». Схемой обмена предусматривалось, что сперва Израиль освобождает 300 заключенных, затем ХАМАС передает Шалита Египту, где тот будет находиться до тех пор, пока Израиль не освободит согласованное сторонами число палестинских заключенных.

Параллельно каирскому раунду переговоров в Египте для участия в межпалестинских переговорах находилась делегация ХАМАС во главе с прибывшим из Дамаска вторым лицом Политбюро движения Мусой Абу Марзуком. Последний заявил, что «это досье /об обмене/ находится в руках Египта, а Израиль время от времени для подтверждения полномочий Каира посылает в регион эмиссаров из Великобритании, Германии, Франции, России и арабских стран».

16 марта Египет выразил свою озабоченность в связи с перспективой формирования в Израиле правительства «ультра-правых» после заключения коалиционного соглашения между Ликуд и партией Авигдора Либермана. «Мы сталкиваемся с крайне негативным фактором, который потенциально может создать проблемы для мирного процесса», — утверждал глава МИД АРЕ Ахмед Абуль Гейт, выступая в Брюсселе перед Евро-средиземноморской парламентской ассамблеей. Он предложил международному сообществу «занять твердую позицию с тем, чтобы воспрепятствовать сторонникам продолжения политики колонизации и противникам палестинского государства».

17 марта в Вашингтон отправился египетский эмиссар Омар Сулейман, получивший задачу убедить американское руководство смягчить его позицию в отношении движения ХАМАС с тем, чтобы оно могло участвовать в международно признанном палестинском правительстве. До этого делегации палестинских группировок в течение восьми дней вели в Каире переговоры относительно формирования правительства «национального согласия».

26 марта верховный руководитель «Братьев-мусульман» Мохаммед Мехди Акеф заявил, что собирается уйти со своего поста в начале 2010 года. Свое решение руководитель крупнейшей египетской оппозиционной организации объяснил преклонным возрастом — ему исполнился 81 год. Акеф был избран на этот пост в январе 2004 года сроком на 6 лет. Считается, что его преемником может стать заместитель верховного руководителя «Братьев» 71-летний Мохаммед Хабиб.

28 марта Каир объявил, что президент Мубарак не примет участия в арабском саммите в Дохе 29 — 30 марта. При этом не приводилось какого-либо объяснения подобного демарша. Считается, что Египет принял такое решение в связи с «антиегипетской позицией, которую занял Катар во время израильской операции в секторе Газа». Делегацию АРЕ возглавил министр по делам юрисдикции и связям с парламентом Муфид Шехаб.

29 марта Израиль признал, что Египет «постепенно улучшает» свою деятельность, направленную на пресечение контрабанды оружия через свою территорию в сектор Газа. Это признание прозвучало из уст руководителя ШАБАК Юваля Дискина. По его оценке, когда египетские власти получают информацию по контрабанде, они «действуют быстро и эффективно». Тем не менее он признал, что вопреки египетским усилиям «контрабанда оружия продолжается». Он утверждал, что с 18 января, когда завершилась израильская операция, в сектор Газа были доставлены «45 тонн материалов, служащих для производства оружия, 22 тонны взрывчатки, несколько десятков реактивных снарядов, а также противотанковые ракеты и ПЗРК».

В марте с большим интервью в марокканском еженедельник «ТельКель» выступил освобожденный 18 февраля из тюрьмы Айман Нур — главный светский оппонент президента Египта Хосни Мубарака. Оно интересно тем, что в нем Нур высказал многое, что едва ли напечатали египетские СМИ.

По словам Нура, одна из причин его внезапного досрочного освобождения — стремление Каира наладить отношения с новой американской администрацией. Прежняя администрация в течение нескольких лет требовала освобождения Нура, однако не преуспела в этом. Нур пояснил, что несмотря на досрочное освобождение, формально его срок заключения не завершен, а следовательно, он лишен гражданских прав, и в частности, права выставлять свою кандидатуру на выборах. Он сообщил, что если будет восстановлен в своих гражданских правах, то вновь выставит свою кандидатуру на президентских выборах в 2011 году. Если этого не произойдет, то «Аль-Гад» выставит другого кандидата.

Нур признал, что за время его нахождения в тюрьме его партия «Аль-Гад» в значительной степени утратила свое влияние. «В 2005г. в партии состояло свыше 300 тысяч человек, хотя всего 89 дней прошло с момента создания партии до моего ареста, — отметил он. — В настоящее время в партии состоит всего несколько сотен человек». Несмотря на это Нур уверен, что в ближайшее время партия восстановит свою численность за счет молодежи.

Нур утверждал, что он ни фунта не получил от египетских предпринимателей, поскольку «они опасаются репрессий со стороны режима». Отвечая на вопрос, чем отличается партия «Аль-Гад» от других оппозиционных организаций, Нур заметил, что она — «светская и либеральная, это партия молодежи». По его оценке, «Аль-Гад» не конкурирует с «Братьями-мусульманами», поскольку «как и они, мы боремся против режима». Говоря о политике Египта в части, касающейся палестино-израильского конфликта, Нур утверждал, что Каир при этом «защищает скорее свои собственные интересы, нежели интересы палестинцев». «Египетское правительство делает все возможное для восстановления позиций Махмуда Аббаса, в то время как он не имеет никакого кредита доверия среди палестинцев», — утверждал Нур.

Нур родился в 1964 году в буржуазной франкоговорящей семье. Получил диплом юриста. Как политик начинал в либеральной партии «Аль-Вафд». Дважды избирался депутатом парламента. В 2005г. на президентских выборах был наиболее успешным конкурентом Мубарака, набрав 7,6% голосов. В декабре 2005г. был осужден на 4 года тюрьмы по обвинению в подделке документов, поданных на регистрацию его партии. Сам Нур эти обвинения отверг.

52.29MB | MySQL:103 | 0,474sec