О расширении железнодорожной сети Ирана. Часть 1

В связи с неустойчивой военно-политической обстановкой в Ближневосточном регионе Тегеран не перестает предпринимать усилия по привлечению международных инвестиций в развитие собственной транспортной инфраструктуры как с целью расширения внутреннего рынка, так и для превращения страны в региональный логистический хаб. В современной Исламской Республике Иран (ИРИ) продолжается развитие всех видов транспорта: шоссейных и автомобильных дорог, трубопроводов, железных дорог, морского, речного и авиационного транспорта. Так, протяженность автомагистралей уже превысила 190 тыс. км, а железные дороги насчитывают 14 тыс. км.

Как до, так и после пандемии СOVID-19, одним из крупнейших инвесторов в транспортную инфраструктуру Ирана выступает Китай. Для него ИРИ имеет особую значимость в связи с ее географическим положением, благодаря которому страна становится центральным игроком китайских инфраструктурных проектов. По состоянию на 2022 год Иран является единственным жизнеспособным сухопутным мостом между не имеющими выхода к морю государствами Центральной Азии и Кавказа, где Китай стремится стать доминирующей силой, и Персидским заливом. Развитие транспортно-логистической системы с Ираном рассматривается Пекином в качестве направления для привлечения Тегерана к участию в собственных экономических проектах. В связи с этим КНР осуществляет крупные инвестиции в различные проекты в ИРИ, в первую очередь в строительство железных дорог (Бушер – Шираз, Тегеран – Хамадан и другие)[i].

Значительный интерес к железнодорожным проектам проявили не только китайские, но и европейские компании. Так, например, в 2016 году было официально объявлено о заключении между Ираном и Австрией нескольких контрактов на строительство высокоскоростных железнодорожных линий по маршрутам Тегеран – Хамадан и Тегеран – Кум, а также на производство автозапчастей на общую сумму 2 млрд евро. Итальянские компании также высказались о намерении участвовать в развитии иранских железных дорог. Европейские автомобильные концерны (Renault, Peugeot) заявляли об открытии заводов в ИРИ. Однако ужесточение санкционных ограничений со стороны США против ИРИ в 2018 году привело к резкому уходу с иранского рынка практически всех европейских гигантов[ii]. В итоге, требуемые для развития национальной инфраструктуры комплектующие частично доставлялись из Индии[iii].

Для сокращения времени перевозки грузов, а также увеличения пассажиропотока в ИРИ ведется активная работа по расширению национальной железнодорожной сети как составной части транспортных коридоров с соседними государствами. Стратегическая важность такого строительства подтверждается включением данного направления в качестве приоритетного при распределении средств в бюджете Ирана[iv]. Кроме того, в 2017 году было принято решение о выделении 1 % годовых доходов страны от продажи нефти на развитие железных дорог в течение следующих пяти лет.

Согласно опубликованным планам, Тегеран намерен проложить в общей сложности 9134 км железных дорог по своей территории. Идет строительство более 3,5 тыс. км железных дорог, причем 450 км находится в завершающей стадии. Основные железнодорожные проекты, нуждающиеся в финансировании, включают высокоскоростную линию Казвин – Решт – Астара, Тегеран – Исфахан, Миане – Тебриз, Тегеран – Хамадан – Сенендедж, Шираз – Бушер, Горган – Боджнурд – Мешхед, Миане – Ардебиль, так называемый Гарбский (Западный) железнодорожный проект, а также электрификацию Гармсар – Инче-Бурун и линии Тегеран – Мешхед.

Будучи заинтересованными в создании общей транспортной системы и являясь участниками Организации экономического сотрудничества (ОЭС), Иран и республики Центральной Азии в 1993 г. подписали план действий, который предусматривает развитие внутрирегиональной транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Главная задача состояла в предоставлении странам, не имеющим выхода к морю, доступа к международным портам. В декабре 2017 г. иранские СМИ сообщили, что ИРИ планирует создать «единую сеть железных дорог» с Казахстаном, Туркменистаном и Таджикистаном[v].

Благодаря вводу в эксплуатацию железнодорожного коридора между Тедженом (Туркменистан) и Мешхедом (Иран) в 1996 г. государства Центральной Азии получили выход к Персидскому заливу. Иран, в свою очередь, смог усилить свои экономические позиции в регионе[vi]. В 2014 г. была построена железнодорожная линия Узень – Берекет – Горган, связывающая Иран и Туркменистан, с использованием которой в феврале 2018 г. был пущен пробный грузовой состав по ветке Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран. Китайская сторона и представители республик Центральной Азии рассчитывают, что данный коридор позволит значительно увеличить объемы пассажиро- и грузопотоков между этими странами.

Многосторонним соглашением предусмотрено строительство железной дороги Китай – Киргизия – Таджикистан – Афганистан – Иран, длина которой составит около 2 тыс. км. Центральноазиатские эксперты неоднократно ставили под сомнение возможность реализации этого проекта в связи с высокой стоимостью и сложным рельефом местности, а также напряженной ситуацией в Афганистане[vii]. В СМИ стран-участниц неоднократно публиковались сообщения о том, что работы заморожены, однако в 2019 году появилась информация, согласно которой правительство Таджикистана одобрило сооружение участка Джалолиддин Руми – Нижний Пяндж, который является частью проекта железной дороги Китай – Киргизия – Таджикистан – Афганистан – Иран. На данный момент осуществляется поиск инвесторов, необходимая сумма – порядка 3,2 млрд долл.

[i] https://edition.cnn.com/travel/article/trans-iranian-railway-cmd/index.html

[ii] https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/05/18/769990-evropeiskie-pokidat-iran

[iii] https://www.iran.ru/news/economics/109747/Evropeyskie_kompanii_prodolzhayut_sotrudnichestvo_s_Zheleznymi_dorogami_Irana

[iv] https://dlca.logcluster.org/display/public/DLCA/2.4+Iran+Railway+Assessment

[v] https://whc.unesco.org/en/list/1585/

[vi] https://www.globalconstructionreview.com/how-islamic-republic-set-become-land-br8i8d8ge/

[vii] https://www.railfreight.com/corridors/2022/02/25/iran-and-afghanistan-want-to-extend-shared-rail-connection-to-china/?gdpr=accept

52.28MB | MySQL:103 | 0,490sec