К вопросу о нефтегазовой отрасли Бахрейна

Издание The National News написало 21 марта о том, что высокие цены на нефть могут помочь Бахрейну сбалансировать его бюджет «даже раньше, чем ожидалось», а также ускорить его экономический рост. Об этом заявил его министр финансов, шейх Сальман бен Халифа Аль Халифа. Напомним, что экономическая деятельность Бахрейна, как и многих других арабских государств в Персидском заливе, в основном сосредоточена на добыче сырой нефти и природного газа, а также на переработке нефтепродуктов, что делает страну чувствительной к колебаниям на мировом нефтяном рынке. Аль Халифа также подчеркнул, что цены, которые в настоящее время превышают 100 долларов за баррель, являются «желанным благом» для этого маленького государства. По его словам, нынешний бюджет страны был основан на ценах на нефть в 60 долларов за баррель[i].

Он также рассказал о том, что план восстановления королевства после пандемии  коронавируса и его стратегия краткосрочного и среднесрочного роста были направлены на рост и диверсификацию его ненефтяной экономики. «Мы сосредоточены на сокращении дефицита и стабилизации уровня долга», — поделился он с журналистами в кулуарах Гран-при Бахрейна. «Я с оптимизмом смотрю на выполнение плана по финансовому балансу с опережением графика. Более высокие цены на нефть — одна из составляющих этого», — добавил он.

Помимо этого, агентство Bloomberg опубликовало в конце прошлого месяца интересную новость о том, что Бахрейн на данный момент находится в процессе найма консультантов, которые помогут королевству продать доли в некоторых своих нефтегазовых активах. Эта новость сама по себе достаточно революционна для Бахрейна: ведь самое маленькое государство Персидского залива, таким образом, стремится «открыть» отрасль, которая была недоступна для иностранных инвестиций на протяжении десятилетий.

Компания Nogaholding, которая владеет нефтегазовыми активами Бахрейна, должна назначить консультанта и финансового консультанта для работы над национальной энергетической стратегией, сообщил в интервью ее главный исполнительный директор Марк Томас[ii]. «На сегодняшний день мы рассматриваем все возможности», подчеркнул он. В частности, компания обдумывает продажу акций частным инвесторам или предложения акций общественности, сказал М.Томас [iii].

Бахрейн, таким образом, действует по примеру своих «больших братьев» — Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов. Так, КСА предложила долю в Saudi Aramco с первичным публичным размещением акций в 2019 году, а затем последовала продажа прав аренды на некоторые из своих трубопроводов инвесторам — точно так же, как Abu Dhabi National Oil Co.

Для информации:

Первоначальное публичное размещение акций Saudi Aramco в 2019 году, в ходе которого компания продала около 2% своих акций на бирже в Эр-Рияде, привлекло почти 30 млрд долларов. Деньги были переведены в суверенный фонд благосостояния королевства и предназначались для поддержки инвестиций, которые должны были направляться в развитие новых и перспективных отраслей, чтобы уменьшить зависимость крупнейшей арабской экономики от доходов за счет продажи нефти. С тех пор Saudi Aramco еще и взяла кредиты и начала распродавать некоторые непрофильные активы для поддержания дивидендов в размере 75 млрд долларов, большая часть которых идет государству.

Хотя IPO Saudi Aramco и было самой крупной продажей акций в истории, основная часть денежных средств была получена от местных инвесторов и богатых саудовских семей. Большинство иностранных инвесторов не согласились со стоимостной оценкой и остались в стороне. Продажа принесла лишь небольшую часть первоначально запланированных 100 млрд долларов.

Наследный принц КСА Мухаммед бен Сальман сказал, что правительство, которое все еще контролирует более 98% акций Saudi Aramco, может в случае необходимости продавать их и дальше на саудовской фондовой бирже. В сообщении государственной компании говорится, что любое решение о продаже дополнительных акций является «прерогативой мажоритарного акционера, который заявил, что будет рассматривать такую возможность и сроки в соответствии с рыночными условиями».

Конечно, энергетическая промышленность Бахрейна далеко не такого масштаба, как в других государствах Персидского залива. Королевство производит порядка 200 000 баррелей в сутки по сравнению с примерно 10 млн баррелей в Саудовской Аравии и 2,9 млн баррелей в ОАЭ. Nogaholding владеет компанией Bahrain Petroleum, которая находится в процессе модернизации на 6 млрд долларов, и нефтепроводом, импортирующим сырую нефть из Саудовской Аравии.

«Следующие шесть месяцев мы потратим на разработку национальной энергетической стратегии и операционной стратегии Nogaholding, так что к третьему кварталу 2022 года у нас будет очень четкое представление о том, куда мы хотим двигаться», — сказал М.Томас. Он добавил, что в рамках этого «будет проведен и глубокий финансовый анализ, на основе которого решим, где мы, возможно, захотим монетизировать».

М.Томас, который был назначен генеральным директором Nogaholding в октябре 2021 года и ранее возглавлял офис генерального директора BP Plc., сказал, что компания также продолжает работать над оценкой нового открытия сланцевой нефти, о котором Бахрейн объявил в 2018 году, — бассейна Халидж Аль Бахрейн. Компания будет проводить дополнительные исследования, чтобы помочь привлечь международного партнера для разработки этой области.

«С коммерческой точки зрения то, на что мы смотрим, является довольно сложной разработкой», — сказал он и добавил: «У него большой потенциал и там может быть много нефти, однако добывать ее будет сложно и дорого».

[i] https://www.thenationalnews.com/gulf-news/bahrain/2022/03/21/bahrain-hopeful-of-balancing-budget-sooner-than-planned-amid-high-oil-prices/

[ii] Компания Nogaholding (Oil and Gas Holding Company) создана в 2007 году с целью владения и управления всеми государственными активами в углеводородном секторе Королевства Бахрейн.

[iii] https/www.bloomberg.com/news/articles/2022-02-27/bahrain-to-hire-advisers-for-privatization-of-state-oil-firms

52.21MB | MySQL:103 | 0,535sec