О продовольственной ситуации в Ливии

Наряду с другими странами Северной Африки Ливия является одним из нетто-импортеров зерна и по поставкам пшеницы на 75% зависит от импорта из России и Украины. В этом плане на фоне высоких рисков полного прекращения поставок пшеницы из черноморского региона Ливия ищет альтернативные пути доставки этого стратегического товара и стоит перед угрозой массового голода.

Два важных, но разнонаправленных фактора отличают ситуацию в Ливии от соседних Туниса и Марокко.

С одной стороны, Ливия в отличие от соседних Туниса и Алжира может рассчитывать на устойчивые доходы от углеводородов, цена на которые в последние недели стремительно взлетела в несколько раз. Это означает, что даже при сохранении нынешних объемов поставок нефти и газа (Ливия – первая в Африке по запасам нефти и четвертая по запасам газа) бюджетные поступления в текущем году увеличатся многократно. А это позволяет в свою очередь гарантировать относительную устойчивость финансовой системы и обеспечить важную поддержку агропродовольственному сектору через программу субсидирования и сдерживания таким образом роста продовольственных цен. Более того, глава Правительства национального единства Ливии А.Х.Дбейба уже заявил о намерении наращивать производство нефти и добиваться увеличения квоты ОПЕК. При том что формально Ливия, являясь членом ОПЕК, тем не менее освобождена от квотирования своей добычи в связи со сложной внутриполитической обстановкой.

С другой стороны, текущая внутриполитическая обстановка в Ливии создает угрозу полномасштабного продовольственного кризиса в стране при отсутствии единой системы управления. После срыва президентских выборов в Ливии в конце прошлого года в стране фактически сохраняется двоевластие и увеличивается раскол между двумя де-факто правящими силами – правительства по главе с А.Х.Дбейбой и назначенным парламентом Восточной Ливии премьер-министром Фатхи Башагой. С учетом того, что многие крупные нефтяные месторождения теперь фактически подконтрольны последнему, можно ожидать и перенаправление денежных потоков от нефтяных доходов, что сужает возможности Дбейбы контролировать продовольственную ситуацию и регулировать цены.

В то же время, в последние недели был сделан ряд многообещающих заявлений от представителей правительства о предпринимаемых Ливией мерах по дополнительным закупкам пшеницы из альтернативных источников. В частности, по данным министерства экономики и торговли, Ливия намерена импортировать 150 тысяч тонн муки по линии государственных закупок до начала месяца рамадан для удержания предложения и продовольственных цен. Ранее в течение марта с. г. в Ливию по линии коммерческих закупок было поставлено еще 100 тысяч тонн пшеничной муки из стран Евросоюза. При этом все закупки пшеницы произведены уже по возросшим ценам, которые за время украинского кризиса выросли на 30%.

Одновременно, помимо дополнительных интервенций от альтернативных поставщиков пшеницы, Ливия работает над обеспечением системы стратегических резервов зерна на случай чрезвычайной продовольственной ситуации. По данным министерства экономики и торговли на начало марта с.г., стратегические запасы мягких сортов пшеницы в Ливии в целом позволяют обеспечивать этим товаром страну на ближайшие шесть месяцев. В то же время, здесь есть и нюансы: эксперты признают, что даже при задействовании этих стратегических резервов будут перебои в поставках пшеничной муки в ряде крупных городов Ливии, в первую очередь Триполи, ввиду производственных и логистических проблем. Поэтому правительством в начале марта поставлена первоочередная задача – обеспечить доступность резервов пшеницы таким образом, чтобы мукомольные предприятия могли бы работать на полную мощность своего потенциала и без перебоев хотя бы в течение 3 месяцев.

Также ливийские власти предпринимают меры по ужесточению регулирования рынка производственных мукомольных предприятий. В частности, c 7 марта принято решение о замораживании процесса регистрации тех мукомольных перерабатывающих производств, которые по тем или иным причинам не в состоянии выполнять предписания и ограничительное регулирование правительства по объемам переработки и дистрибуции, а главное – по следованию политике единой и фиксированной цены на муку для пекарен. Теперь, в частности, распределение пшеничной муки в стране контролируется полностью генеральной концессией по пекарням, а максимальная закупочная стоимость 50-килограммового пакета муки составляет 22 доллара США. Дополнительно, правительство Ливии берет на себя важные обязательства по поддержке тех национальных предприятий, которые несут серьезные финансовые и таможенные издержки ввиду принятых новых мер регулирования. При этом каким образом в конкретном плане правительство Ливии планирует обеспечить эту поддержку, пока не уточняется.

Таким образом, в краткосрочной перспективе, то есть в течение ближайших трех месяцев, даже несмотря на внутриполитический раскол в стране и сохраняющееся двоевластие, Ливия пока что держит удар перед угрозой продовольственного кризиса и, пожалуй, имеет несколько большую устойчивость к его преодолению на фоне соседних стран Северной Африки. До начала украинских событий в марте с.г. в стране в продовольственном содействии нуждалось лишь 12% от малочисленного ливийского населения – порядка 510 тысяч человек. При том, что подавляющая часть нуждающихся – это беженцы из стран южнее Сахары, которые прибыли в Ливии в целях последующего транзита в Европу и в основном компактно содержатся во временных лагерях. Продовольственной и иное гуманитарное содействие оказывается им систематически по линии гуманитарных организаций системы ООН, в первую очередь – Всемирной продовольственной программы.  Однако, разумеется, удорожание пшеницы и других стратегически важных видов продовольствия, а главное – нарушение логистических цепочек поставок – аналогично сильно ударят и по гуманитарным продовольственным операциям ООН в Ливии и во всем регионе.

В то же время, уже на среднесрочном этапе риски продовольственного кризиса в Ливии резко возрастают. В первую очередь, эти риски в контексте отсутствия единого рычага государственного управления связаны с резким ростом инфляции, в первую очередь – продовольственной. Высокая степень зависимости от импорта пшеницы и растительного масла и невозможность их компенсации за счет наращивания внутренних производств (ввиду известных климатических особенностей страны) ставят Ливию в категорию стран с повышенным риском. В случае нарушения логистических поставок и глобального дефицита пшеницы, растительного масла и иной продукции на международных рынках никаких альтернативных опций и решений у ливийских властей просто не остается. Наконец, растущая угроза эскалации внутреннего конфликта ставит Ливию в один ряд с Йеменом, Cирией и Ливаном – именно этим странам может угрожать массовый голод в среднесрочной перспективе при определенном сценарии развития ситуации. При этом каких-либо существенных внутренних рычагов для регулирования процесса и минимизации рисков у политических элит Ливии в текущей ситуации нет или они сильно ограничены в применении.

52.23MB | MySQL:103 | 0,599sec