Об иранских оценках лондонской встречи политических директоров «шестерки» и перспектив проведения переговоров по ядерной проблематике

8 апреля 2009 г. в Лондоне состоялась встреча политдиректоров МИД пяти стран – постоянных членов СБ ООН и Германии, в ходе которой обсуждалась ситуация вокруг иранской ядерной программы (ИЯП). По ее итогам участники приняли совместное заявление, содержащее обращенное к властям ИРИ приглашение начать прямые переговоры с «шестеркой». Сообщается, что соответствующее предложение в ближайшее время будет направлено Ирану через Высокого представителя Европейского Союза по общей внешней политике и политике безопасности Х.Солану.

Данная инициатива политдиректоров шести стран, как считают аналитики, во многом связана с изменениями в подходах США к урегулированию проблемы ИЯП. С их точки зрения, решение Белого Дома в полном объеме участвовать в «шестерочном» процессе и подключиться к работе в рамках возможных будущих встреч с представителями ИРИ свидетельствует о желании некоторых сил в Вашингтоне сместить акценты при выстраивании своей политики в отношении Тегерана с санкционного инструментария на переговорный механизм. Не исключается, что именно ядерная проблематика (а не иракская или афганская, как это предполагалось ранее) может стать отправной точкой для налаживания прямого диалога между ИРИ и США. При этом на данный момент политологи исходят из того, что после 8 апреля 2009 г. дальнейшее развитие событий зависит исключительно от реакции Тегерана на инициативу «шестерки».

Во многом экспертов обнадеживают положительные оценки результатов лондонской встречи, озвученные президентом ИРИ М.Ахмадинежадом, который подтвердил готовность Ирана сесть за стол переговоров при условии «справедливого и равноправного отношения» ко всем участникам процесса. Схожие заверения прозвучали и у секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) ИРИ С.Джалили в ходе его телефонного разговора с Х.Соланой. Председатель комиссии меджлиса по национальной безопасности и внешней политике А.Боруджерди даже поспешил предложить заменить термин «шестерка» на «семерку». Впрочем окончательный ответ на инициативу политдиректоров Тегераном еще не дан. По словам советника президента А.А.Джаванфекра, здесь питают сильную надежду на то, что озвученная инициатива стала следствием изменившегося подхода европейцев к ИЯП и выработки ими более реалистичной позиции. В данной ситуации руководство ИРИ берут паузу, чтобы подробнее изучить предложение и принять решение.

Однако уже сейчас очевиден ряд возможных препятствий к началу переговорного процесса по ИЯП в формате «6 плюс 1». Во-первых, иранская сторона продолжает настаивать на неприемлемости для нее каких-либо требований об остановке процесса обогащения урана. В то же время именно этот пункт является основным в предлагаемой Западом программе «заморозка в обмен на заморозку». Во-вторых, при ведении переговоров Тегеран не собирается отдавать инициативу в руки представителей «шестерки». Начать диалог здесь предполагают с обсуждения общих пунктов и расхождений в ранее выдвинутых сторонами пакетах предложений. Причем, как заявил М.Ахмадинежад, иранцы намерены расширить свой и без того аморфный набор инициатив вопросами об участии Тегерана в урегулировании мирового финансового кризиса и разоруженческом процессе, а также поднять проблему создания на Ближнем и Среднем Востоке зоны свободной от ядерного оружия, сместив, таким образом, внимание с непосредственно самой ИЯП на «общерегиональные» аспекты. В-третьих, призыв политдиректоров начать переговоры подается многими иранскими политиками как победа (иногда чуть ли не окончательная) над Западом: представители ЕС и США-де убедились в провале своей политики давления на Тегеран и теперь «отрабатывают» назад.

Последний момент вызывает особые опасения экспертов, которые отмечают активное фрондирование со стороны Ирана перед американцами и европейцами. Это подтверждают и итоги состоявшегося на следующий день после лондонской встречи политдиректоров «шестерки» празднования Дня ядерных технологий в ИРИ. Основные мероприятия, посвященные данному событию, проходили 9 апреля 2009 г. в провинции Исфаган, где М.Ахмадинежад в сопровождении руководителя Организации атомной энергии Ирана (ОАЭИ) Г.Р.Агазаде, секретаря Высшего совета национальной безопасности (ВСНБ) ИРИ С.Джалили, постпреда при МАГАТЭ А.А.Солтание и ряда депутатов меджлиса принял участие в пуске первого иранского завода по производству ядерного топлива. Сообщается, что фабрика будет вырабатывать до 40 тонн топлива в год, необходимого для функционирования строящихся тяжеловодного реактора в Араке и 360 мегаваттного реактора на легкой воде в Дарховине.

По словам М.Ахмадинежада, ввод в эксплуатацию указанного предприятия поднял Иран на новый уровень развития атомной энергетики, за счет создания внутри страны замкнутого ядерного топливного цикла. Кроме того, президент проинформировал население ИРИ об успешных испытаниях двух новых типов центрифуг, в разы превосходящих по эффективности ранее используемые образцы. Их установка на обогатительном заводе в Натанзе, с точки зрения Г.Р.Агазаде, позволит обеспечить Иран в ходе реализации пятого пятилетнего плана экономического развития (2010 – 2015 гг.) топливом для производства 2500 МВт электроэнергии. В соответствие со стратегией развития атомной отрасли ИРИ, в ближайшие пять лет предполагается увеличить количество работающих в Натанзе центрифуг с 7 до 50 тыс., повысить производительность Исфаганского центра по конверсии урановой руды до 1000 тонн сырья в год и построить ряд АЭС мощностью 5 тыс. МВт. Предполагается, также что к 2025 г. 10% потребностей Ирана в электроэнергии будет удовлетворяться за счет АЭС общей мощностью в 20 тыс. МВт.

Пуск первого в стране завода по производству ядерного топлива и ввод в эксплуатацию новых видов центрифуг повышенной производительности позиционируется официальными лицами ИРИ не только как крупный технологический прорыв, но и как значительный политический успех. В ходе выступления по случаю праздника президент Ирана неоднократно подчеркивал, что Тегеран вопреки санкциям и оказываемому давлению смог сделать еще один шаг в своем развитии и укреплении национальной независимости. Он так же призвал иранский народ не останавливаться на достигнутом и продолжить движение по пути, который «позволит ИРИ занять достойное место на международной арене». В интервью немецкому изданию «Шпигель» М.Ахмадинежад вновь обвинил Запад в нагнетании обстановки вокруг ИЯП (в том числе через СБ ООН и МАГАТЭ) и фактическом провале предыдущих попыток урегулировать ситуацию вокруг ядерного досье.

В экспертных кругах нет единого мнения в оценке поведения иранской политической элиты. С их точки зрения, при наиболее благоприятном варианте развития событий руководство ИРИ, готовясь к началу прямого диалога с «шестеркой» (а, впоследствии, и с США), просто старается в оставшийся отрезок времени вывести ядерную программу на определенный уровень, чтобы, с одной стороны, поднять свою цену как участника переговоров, а, с другой стороны, подготовить общественное мнение внутри страны к отходу от конфронтационной политики по ИЯП (мол, мы вышли на необходимый уровень обогащения и заставили Запад перейти от угроз к общению). Однако в этом случае Тегеран явно переигрывает: уже во второй раз (первый раз был после поздравления Б.Обамы, обращенного к иранцам по случаю Ноуруза) он реагирует на поступающие сигналы о готовности открыто обсудить существующее положение дел прямо противоположно ожиданиям ЕС и США. Подобным поведением руководство ИРИ значительно ослабляет сторонников диалога с Ираном в Соединенных Штатах, укрепляя позиции их оппонентов, играя тем самым на руку Израилю. По имеющейся информации израильское руководство уже неоднократно заявляло американцам, что смягчение политики в отношении Тегерана не приведет к желаемым результатам и лишь позволит ему выиграть еще немного времени для создания атомной бомбы.

При худшем сценарии, как полагают эксперты, иранцы до конца не осознают всю серьезность открывающегося перед ними «окна возможностей», а также его временную ограниченность. Они продолжают по инерции конфликтовать с Западом и требовать от него «коренных перемен в подходах».

В любом случае, принимая во внимание вышеизложенные факты, какого-либо ощутимого результата от предстоящих переговоров ИРИ и «шестерки» ждать не приходится. Их участникам явно потребуется достаточно много времени на поиск общего языка. Кроме того, большие сомнения у экспертов вызывает и скорое начало переговоров. Сейчас в Иране активно набирает обороты предвыборная президентская компания, отвлекающая значительное внимание местных властей от внешнеполитического трека. В данном ключе, по оценкам аналитиков начать серьезные переговоры иранцы будут в состоянии не ранее сентября 2009 г.

52.25MB | MySQL:103 | 0,454sec