Рост стоимости продовольствия как главная угроза для Алжира

Ситуация с продовольственной безопасностью в Алжире становится все большей головной болью для его руководства. Ведь предпринимаемые им меры по ее стабилизации не дают ожидаемого эффекта.

Все это наглядно заметно по колоссальному росту стоимости продуктов питания в АНДР за последние 10 – 15 дней. Многие из них выросли за это время на четверть от своей прежней цены, а некоторые даже выше, например, бананы, килограмм которых в Алжире сейчас стоит порядка 500 динар (3.4 доллара США).

Этот процесс отмечается в той или иной мере по всей территории страны. Причем речь идет и о выращенных в самом Алжир фруктах, овощах, произведенном здесь мясе и других продуктах, традиционно пользующихся большим спросом у представителей местного населения.

Так, свежие овощи, такие как морковь, цуккини, помидоры выросли в стоимости до 100, 130 и 150 динар за килограмм соответственно (0.68, 0.88 и 1.02 доллара США соответственно).

Не лучшим образом ситуация обстоит и с фруктами. Так местные яблоки в среднем достигают стоимости почти 400 динар за килограмм (2.72 доллара – для сравнения в той же России соответствующие показатели выглядят на порядок ниже).

Даже на «сезонные» для страны апельсины цены выросли за последние десять дней почти на треть – со 140 до 200 динар (1.36 доллара) за килограмм, стоимость клубники превышает 250 динар за килограмм (1.7 доллара США).

За килограмм же другого традиционного для Алжира продукта – фиников – требуется не менее 600 динар (4.08 доллара за килограмм) при том, что их качество обычно уступает соответствующей продукции из других выращивающих их стран.

Еще менее доступным для населения является мясная продукция. Несмотря на предпринятые накануне Рамадана властями АНДР меры по снижению остроты проблемы, связанной со все большей недоступностью ее для населения (закупки многих тысяч тонн для распространения по «льготным» ценам внутри страны) из-за продолжающегося роста ее стоимости, цена мяса остается «неподъемной» для большинства алжирцев.

Так, на рынках стоимость баранины обычно начинается от 1400 динар (9.51 доллара США) за килограмм, тогда как цена говядины в некоторых районах превышает 1900 динар (12.91 доллара США). Даже прежде популярное у среднестатистических семей куриное мясо выросло за последние полмесяца с 300 до 400 динар за килограмм (2.04 и 2.72 доллара США соответственно).

Добавим, что в условиях, когда среднемесячный заработок обычной семьи из пяти – шести человек не превышает 100 тысяч динар (680 долларов США в случае, если работают оба супруга), подобное увеличение стоимости продуктов питания достаточно критично для ее бюджета.

И это удорожание не смогло компенсировать объявленную властями АНДР с начала текущего года частичную отмену налога на зарплату, чтобы компенсировать произошедшее за последние два года колоссальное удорожание продуктов питания внутри страны.

По оценке независимых экспертов, внешне все выглядело очень красиво и позволило, на первый взгляд, амортизировать произошедший ранее рост стоимости товаров и услуг. На практике каждый алжирец получил прибавку к зарплате в размере несколько тысяч динар (в среднем не более 15% от прежних доходов). Но при этом рост стоимости товаров и услуг в Алжире по ряду наименований составил более 100% по сравнению с показателями конца 2019 года.

Более того, как утверждают сами алжирцы, продолжившееся в начале 2022 года их удорожание уже к середине марте «съело» данные им властями надбавки.

Отчасти это произошло потому, что страдающее от неполучения многих продуктов питания население тут же понесло эти деньги на рынок, чем дополнительно подогрело разгон инфляции и рост стоимости товаров и услуг.

И теперь алжирские граждане ожидают от властей своей страны принятия новых неотложных мер для экстренной стабилизации своего рынка.

Подчеркнем, что речь в данном случае не идет в данном случае о каких-то низкооплачиваемых и малообразованных «маргиналах». Так, все чаще с мест доносятся жалобы и со стороны многочисленных государственных служащих страны, традиционно являвшихся оплотом алжирского правящего режима, которых якобы «забыли» при проведении последней реформы по пересмотру ставки налога на зарплаты.

Впрочем, в последние недели власти АНДР все же спохватились и обещают им компенсировать такое упущение повышением индекса государственной службы с апреля текущего года, что должно заметно увеличить их доходы.

Однако представители независимых алжирских профсоюзов утверждают, что ожидают от них комплексного решения проблемы – предоставление гарантированной минимальной заработной платы в размере 80 тысяч динар (544 доллара) на человека.

Заметим, что профсоюзы становятся все более активными и среди государственных служащих. Для достижения своих целей в борьбе с властями за получение дополнительных гарантий они объединяются в профсоюзные конфедерации и угрожают прибегнуть к массовым акциям протеста, если они откажутся удовлетворить их требования.

Между тем, представители правящего алжирского режима заявляют о принятии ряда экстренных мер, направленных на снижение стоимости продуктов питания и уменьшение их дефицита. Одной из них стало введение запрета на экспорт импортных (субсидируемых) товаров, начавшийся с производителей напитков и распространившийся на экспортеров фруктов и овощей.

В частности, такие меры ударили по компании Siga Export, специализирующейся на экспорте фруктов, овощей и прочих продуктов питания в Канаду, фактически, работающей на многочисленную местную алжирскую диаспору.

В результате, по данным представителей ее руководства, она попала в трудное положение из-за сильной нехватки прибыли в этот период высокого спроса со стороны алжирских канадцев буквально перед началом месяца Рамадан.

Возмущение представителей ее руководства связано с тем, что по их данным, «Вся продукция, которую мы экспортируем, не субсидируется властями. Тем более, что список запрещенных к экспорту товаров был четко определен Президентом Республики и Советом министров – сахар, масло, макаронные изделия, манная крупа и все производные от переработки пшеницы», и что «в настоящее время в Алжире не регистрируется большое потребление продукции, экспортируемой нашей компанией. Таким образом, наши экспортные операции не могут создать дефицита и влиять на покупательную способность алжирцев».

Зато, по мнению представителей руководства таких компаний, они с высокой долей вероятности потеряют своих клиентов в Канаде, от чего проиграет алжирский бюджет, который в результате не получит дополнительных поступлений, как и занимающаяся такими перевозками национальная авиакомпания Air Algerie.

Кроме того, власти АНДР пытаются разъяснить своим гражданам, что рост цен имеет временный характер, как это традиционно происходит перед Рамаданом, когда отмечается высокий спрос на продукты питания в стране, и, дескать, далее ситуация будет стабилизироваться. Отчасти это так, но, как показывает практика, после некоторого «отскока» цен они вновь возвращаются.

Причина же подобного безотрадного положения дел состоит в первую очередь в незащищенности страны в столь чувствительном секторе как продовольственная безопасность, что объясняется неспособностью властей страны обеспечить алжирцев на должном уровне даже производимыми на ее территории продуктами.

Причины этого кроются в том числе в искусственном создании алжирскими властями препятствий для развития национальных производителей – характерным тому примером служит ситуация с пищевой компанией Cevital, принадлежащей миллиардеру-оппозиционеру Исааду Ребрабу. Напомним, что он долгие месяцы и даже годы не мог расширить свое производство в Беджайе, чему под разными предлогами препятствовали алжирские власти, и в результате ему во многом пришлось сосредоточиться на его развитии за рубежом. Причем данная ситуация хорошо отражает ситуацию с развитием алжирской продуктовой индустрии.

С другой стороны, росту стоимости продуктов и их дефициту способствует продолжающийся неуклонный рост местного населения, ежегодно увеличивающийся на 0.7 – 0.8 млн человек в условиях отсутствия со стороны алжирского правящего режима мер демографического регулирования.

Также негативно на ситуацию с продовольственной безопасностью влияют и ограничительные меры алжирских же властей, касающиеся и ввозимых на их территорию продовольственных товаров, что соответствует их стратегии борьбы против утечки из Алжира капиталов.

Заметим, что без решения указанных выше проблем это будет и далее создавать растущие угрозы политической стабильности страны. Однако одномоментно сделать это сложно. Можно, конечно, быстро отменить непопулярные меры, ограничивающие ввоз в АНДР иностранного продовольствия, но остальные проблемы, включая демографическое регулирование и развитие собственной пищевой промышленности требуют многолетних усилий.

Для этого необходимы не только серьезные денежные вливания, но и творческая кропотливая работа алжирских чиновников, чего от них ожидать сложно. Однако от этого во многом зависит дальнейшее сохранение внутренней стабильности страны.

52.23MB | MySQL:103 | 0,463sec