Перспективы энергетического сотрудничества Израиля и ФРГ

В конце марта Израиль и Германия подписали декларацию намерений о партнерстве в энергетической сфере.  По словам министра национальной инфраструктуры и энергетики ближневосточной страны К.Эльхарар: «эти неспокойные времена еще раз подтверждают важность укрепления взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами. Это важный шаг в отношениях Израиля и Германии. Теперь наши правительства будут еще более тесно взаимодействовать для продвижения двусторонних и международных интересов в области возобновляемых источников энергии, природного газа, НИОКР и много другого». В свою очередь, статс-секретарь федерального Министерства экономики и охраны окружающей среды О.Кришер подчеркнул, что «Германия приобрела сильного технологического партнера в лице Израиля и привнесет в сотрудничество собственный опыт энергетического перехода, особенно в области энергоэффективности и возобновляемых источников энергии».

Согласно тексту документа, приоритетными направлениями германо-израильских контактов в энергетической отрасли станут возобновляемые источники энергии и инновации, как настойчиво отмечали представители государств в своих заявлениях, а также инфраструктура и кибербезопасность. Помимо этого, Берлин и Иерусалим выразили заинтересованность в том, чтобы расширить взаимодействие в области природного газа и использования водорода. Для налаживания более конструктивного диалога  создается межправительственная руководящая группа, встречи которой предполагается проводить ежегодно. Координация текущей деятельности будет поручена рабочей группе, в дополнение к которой также планируется обеспечить прямой диалог представителей частного сектора.

Для Израиля данный шаг в большей степени воспринимается как свидетельство упрочения отношений после транзита власти в Германии. Сразу после федеральных выборов в Иерусалиме опасались, что коалиция О.Шольца ввиду своей конфигурации окажется более критично настроенной в адрес ближневосточного партнера, чем это было при А.Меркель. Несмотря на то, что серьезных трансформаций курса до настоящего момента не произошло, а гарантии безопасности и принцип исторической ответственности были подтверждены на различных уровнях, израильское правительство все же опасается, что по мере снижения внимания к российско-украинскому треку Берлин способен вернуться к критике, к примеру, поселенческой активности. А потому особенно важно на текущем этапе укрепить как межправительственный диалог в целом, так и контакты с партией «Зеленых», для которых возобновляемые источники энергии и «чистые» технологии продолжают оставаться приоритетом.

ФРГ, в свою очередь, решает вполне практическую задачу диверсификации каналов поставок энергоресурсов, в рамках которой наметился отдельный ближневосточный вектор. Так, помимо декларации с Израилем за последнее время были достигнуты договоренности с Катаром по импорту СПГ, с ОАЭ и Саудовской Аравией по водороду. В этой связи, если говорить об актуальных  потребностях, то Израиль действительно интересен не с точки зрения поставок газа, а как источник инноваций. Подтверждается это, например, тем, что в марте прошла германо-израильская конференция по технологиям хранения энергии и созданию соответствующей инфраструктуры. Отдельно мероприятие стремилось способствовать большему вовлечению в работу стартапов.

Если все же вернуться к поставкам израильского газа, то ситуация здесь существенно более сложная. Связано это с тем, что, по мнению большинства германских экспертов, новые газопроводы в целом – это не выход из текущего кризиса, как вследствие продолжительности реализации таких проектов, так из-за и конечной цены на топливо. Прежде всего это касается EastMed, который пока присутствует в перечне европейских инициатив, однако вхождение в него связано не столько с планами построить газопровод, сколько с желанием продемонстрировать, что у Европы большое количество альтернативных каналов поставок как таковых, не вдаваясь в детали об их действительном качестве. А потому Германия, как и США пытается, судя по всему, ориентировать Израиль на экспорт СПГ, для чего необходимо или активнее развивать это направление с Египтом, а возможно и Турцией, или задуматься на собственным экспортным терминалом СПГ. Проект строительства такого объекта в Эйлате был представлен в начале 2010-х гг., но затем, вероятно, от него отказались, в том числе под влиянием роста сотрудничества с Грецией и Кипром.

В целом в текущих условиях с точки зрения конкретных объемов поставок для целей диверсификации источников ресурсов Израиль для Германии является партнером второго порядка, взаимодействие с которым теоретически возможно, но требует времени. В этой связи в ближайшее время, как кажется, на первый план выйдут высокотехнологичные вспомогательные инициативы, будь то хранение энергии или возобновляемые источники. Израильским интересам это в целом отвечает по нескольким пунктам.

Во-первых, страна укрепляет связи с новым правительством ФРГ.

Во-вторых, стимулирует свою построенную на инновациях экономику, еще не восстановившуюся после пандемии.

В-третьих, акцент на экологической составляющей свидетельствует о признании недавно начатых Иерусалимом попыток включиться в глобальные усилия по борьбе с изменениями климата и защите окружающей среды, что помимо прочего имеет и дипломатический смысл.

Впрочем, вопрос поставок израильского газа в Германию в целом также не безнадежен. С одной стороны, будучи ориентированным на экспорт в Европу, ближневосточное государство продолжит развивать партнерские проекты в этой сфере со своими соседями. С другой стороны, ФРГ не имеет своего СПГ терминала, что в сочетании с отсутствием у Израиля мощностей по экспорту сжиженного газа потенциально открывает возможности  для третьей стороны реализовать для них комплексный проект.

52.24MB | MySQL:103 | 0,534sec