О турецкой реакции на операцию РФ на Украине. Часть 30

24 февраля с.г. Российская Федерация начала специальную военную операцию, которая была обозначена, изначально, как операция по защите признанных Россией ДНР и ЛНР.

Однако, как можно заметить, границы операции значительно расширились и уже можно говорить об «операции» практически на всей территории Украины. Заменив в заголовке слово «Донбасс» на слово «Украина», продолжаем ранее начатый цикл публикаций, посвященный текущей, оперативной, реакции в Турции на российскую специальную операцию (хотя с учетом результатов переговоров в Стамбуле, возможно, придется обратно менять слово «Украина» на слово «Донбасс» — прим.). Имея в виду геополитическую важность Турции для России, как «южного окна» в мир.

Часть 29 нашего цикла статей доступна на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=84957.

Напомним, что в предыдущей части нашей публикации мы остановились публикации Фонда политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV), под заголовком: «Экзамен Турции на Украине». Автором публикации стал Мурат Ешильташ, директор по зарубежным исследованиям Фонда. Если выделить квинтэссенцию данной публикации, то получится следующее.

Во-первых, Турция не заинтересована ни в чьих сокрушительных поражениях или громких победах – ни в украинской (при поддержке Запада), ни в российской.

Во-вторых, Турции надо ответить себе на простой вопрос: куда двигаться дальше ей самой при том, что альянс с Западом в любой (!) форме означает для нее, в лучшем случае, пассивную роль, а, в худшем случае, роль – «внешнего буфера», демпфирующего потрясения в широком географическом диапазоне. Будь то Африка, Кавказ или Ближний Восток с Центральной Азией.

Что можно считать безусловным в ряду стоящих перед Турцией неопределенностей, так это то, что страна заинтересована в том, чтобы продолжать свое посредничество между российской и украинской стороной.

Это дает Турции не только инсайды о ходе диалога, причем, инсайды наблюдателей, непосредственно присутствующих на переговорах, в отличие от получения этих сведений через другие руки. И, кроме того, дает возможность Турции влиять на ситуацию в желаемом для себя направлении – поиска некоторой шаткой точки равновесия между Россией и Украиной, которая не ослабит и не укрепит чрезмерно ни одну из сторон. И, вообще говоря, будет служить лишь видимостью мира между противоборствующими сторонами, за которым будет скрываться постоянное напряжение сил и выделение ресурсов на поддержание, хотя бы, зыбкого равновесия.

Украина, при таком раскладе, продолжит нуждаться в Турции и в её поддержке как политической, так и материально-технической. А, кроме того, дополнительные выгоды Турции сулит и статус страны-гарантора безопасности Украины. Хотя, разумеется, Турцию не устраивает предложение Украины автоматически и, в строго определенное время, начать войну на стороне Украины, если наступит час «Х».

Сокрушительная победа Украины сулит дивиденды, в первую очередь, не нейтральной Турции, а активно поддерживающему Украину Западу. Кроме того, в случае, если Россия сокрушительно проиграет на Украине, это может запустить целую цепочку негативных для Турции последствий – а, именно, речь зайдет о том, что Запад – США и НАТО – кратно нарастят свое присутствие и влияние в Черноморском регионе. Очевидно, что Запад будет пытаться развить наступление на Россию и сделает Турцию заложником этой ситуации.

Что же до «мягкой победы» России, без элемента сокрушительности, она будет означать и то, что это будет «пиррова победа», которая тактически решит вопрос с ДНР и с ЛНР, однако, это будет стратегическое поражение России.

Поскольку лишь только полный и решительный разгром Украины способен убедить Запад говорить с Россией о новой архитектуре безопасности в Европе и о нерасширении НАТО на Восток. Можно будет даже, со временем, рассчитывать и на то, что постепенно начнут сниматься санкции против России и на то, что иностранные компании начнут свое возвращение в Россию. В противном случае, и про гарантии безопасности, и про снятие санкций России можно будет забыть.

«Мягкая победа» России на Украине с подписанием пресловутого мирного соглашения будет означать то, что Россия продолжит оставаться под прессом Западных санкций, которых, разумеется, никто с нашей страны не снимет и будет продолжать нуждаться в Турции, как в «окне» во внешний мир. За рамками роли «окна», Турция может даже перехватить у России дело защиты русскоязычных граждан за рубежом, коль скоро наше Отечество с этим «не справляется» самостоятельно. Таким образом, россияне пополнят ряды уже давно и ревностно защищаемых Турцией мусульман, африканцев и проч. выходцев из стран «третьего мира».

Причем заметим, что «мягкая победа» России, после переговоров в Стамбуле, рассматривается уже турками в качестве базового варианта. Важным индикатором этого является то, что Турция возобновила работу своего посольства в Киеве, очевидно, больше не ожидая смены киевского режима. Понятно, что, в противном случае, на такие риски для своих граждан Турция не пошла бы.

Так что, главная сейчас задача Турции – продолжить переговорный процесс на своей территории с повышением, по мере приближения подписания мирного соглашения, статуса переговорщиков. Сначала — до министров иностранных дел С.Лаврова и Д.Кулебы. А дальше уже и до встречи между президентами В.Путиным и В.Зеленским. Говорят же, к тому же, что «родные стены помогают». Так вот, «Стамбульские стены», заметным образом, помогли Украине, где она, явно одержала значимую дипломатическую победу. Причем, как следует из заявлений российской стороны, она в этих стенах не видит для себя проблемы и готова в этом смысле даже подстраиваться (!) под требования украинской стороны.

Касательно миротворчества между Россией и Украиной на турецкой территории, обращает на себя внимание свежая короткая заметка в издании Daily Sabah. Цитируем её в интересующих нас пределах.

Начало цитаты:

«Мы воздаем должное правительству Турции за проведение этих дискуссий, а также усилия многих других, которые взаимодействуют с Россией и Украиной, чтобы помочь установить мир», — заявил во вторник представитель ООН, похвалив Турцию за дипломатические усилия, направленные на прекращение войны в Украине.

Выступая на заседании Совета Безопасности ООН, заместитель генерального секретаря по политическим вопросам Розмари Дикарло заявила, что прямые переговоры между представителями Украины и России продолжаются.

«Мы приветствуем готовность сторон продолжать взаимодействие для достижения взаимопонимания. Это требует доброй воли и серьезных усилий, и прогресс в переговорах должен быть быстро переведен в действия на местах».

Конец цитаты.

Итак, в разрезе «продолжения переговоров», информацию о которых мы уже черпаем из турецких СМИ, у российской стороны не могут не возникать весьма серьезные вопросы:

  1. Какие конкретно российские цели были достигнуты в отношении Украины, что можно говорить о миротворчестве?
  2. Какие конкретно российские цели в отношении «европейской архитектуры безопасности», читай в отношении Запада и НАТО, были достигнуты, что можно говорить о миротворчестве?
  3. Какие практические действия Украины указывают на то, что она готова к миротворчеству? Может быть провокация в Буче, или же обстрелы уже и на российско-украинской границе?
  4. Какие слова президента Зеленского указывают на то, что они готовы к миротворчеству? Опровержение всего того, что прозвучало в Стамбуле, лично из уст украинского лидера?
  5. Какие практические действия Запада указывают на то, что он готов содействовать миротворчеству? Санкции? Поставки тяжелых вооружений?
  6. Чего любого положительного и окончательного, чего наши «партнёры» не могут и не посмеют отыграть назад, добилась Россия за 1 месяц спецоперации?
  7. Какие основания у России думать, что любой мирный договор, заключенный с нынешней украинской властью не полетит немедленно в урну, повторяя судьбу Минских соглашений?

Почему мы пишем об этом? – Потому что российская дипломатия, устами Министерства иностранных дел, продолжает говорить об «озабоченности мирным процессом», как вроде, именно Россия является стороной, терпящей поражение и должна принимать условия стороны побеждающей.

При таком раскладе, получается, что ситуация сводится к сценарию, желаемому для турецкой стороны – а именно к подписанию «мягкого соглашения», которое бы сохраняло бы киевский режим и «достоинство» (хотя Россию можно и подвинуть) российской стороны, и укрепляло бы, как мы показали выше, руку Турции в конфликте. Повторимся, жесткие сценарии Турцию не интересуют.

Тем не менее, мало кто сомневается в том, что Россия ещё может преподнести сюрпризы внешним наблюдателям, встрепенувшись от тех сюрпризов, которые продолжает преподносить ей украинская сторона, «накачиваемая допингом самоуверенности» со стороны коллективного Запада. Отсюда и публикации, сродни той, что появилась в ведущем англоязычном издании страны – газете Daily Sabah авторства Мухиттина Атамана под заголовком «Куда катится российско-украинская война?».

Цитируем издание:

«До начала конфликта западные страны почти ничего не делали, чтобы удержать Россию от объявления войны Украине. На самом деле, некоторые даже поощряли руководство России к развязыванию войны, четко заявляя, что не будут вводить войска на Украину. Западные страны не ответили жестко на вторжение России на Крымский полуостров и создание независимых политических образований в Донбассе. Кроме того, успехи России в ее предыдущих военных интервенциях, таких как в Грузии и Сирии, также способствовали принятию решения об интервенции.

С началом войны, западные страны консолидировали свои силы и мобилизовали ресурсы, чтобы наказать Россию. Учитывая высокую степень зависимости Европы от российского газа, российское руководство, вероятно, не думало, что западный фронт объединится за короткий промежуток времени.

Попытка России вторгнуться в украинскую столицу Киев и ее атаки почти на каждый украинский город вызвали шок не только у украинцев, но и у мировой общественности, в частности, у западных стран, поскольку Россия не оправдала ожиданий. То есть, общими ударами по Украине Россия перешла красную черту. Поэтому быстрый ответ Западного фронта я считаю реакцией на национальный масштаб войны России и нарушение ею объявленной западными странами красной линии.

Большинство наблюдателей ожидали, что Россия проведет ограниченную военную операцию, сосредоточенную на юго-восточной части страны, а именно на Донбассе и Крымском полуострове. Другими словами, исходя из предвоенных объяснений западных лидеров, создается впечатление, что Запад был готов принять ограниченную военную операцию России против этих двух кусочков украинской территории.

Недавнюю передислокацию российских сил с севера Украины в регион Донбасса можно рассматривать как показатель возвращения России к уровням ожиданий Запада. Тем самым, российское руководство демонстрирует намерение начать дипломатические переговоры.

Турецкое руководство, которому доверяют противоборствующие стороны, неоднократно заявляло, что готово провести у себя переговоры. Как страна, поддерживающая отношения сотрудничества с обеими сторонами, Турция стала альтернативой Беларуси, которая на протяжении всего кризиса проводила строго пророссийскую политику. Хотя Турция и критикует российскую агрессию против Украины, она не пытается наказать российское государство.

С момента начала украинского кризиса, правительство Турции проводит независимую политику в отношении ситуации. Турция пытается предотвратить эскалацию и способствовать урегулированию кризиса дипломатическими средствами. По этой причине, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган с самого начала заявил, что вопрос должен быть решен путем возобновления переговоров Минского процесса в контексте Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В отличие от некоторых западных стран, таких как США, которые пытались решить проблему через альянс НАТО и рассматривали ситуацию с точки зрения обороны и безопасности, Турция решила подойти к вопросу с политической точки зрения.

С самого начала войны, турецкие официальные лица продолжали свои усилия, направленные на то, чтобы усадить конфликтующие стороны за стол переговоров. Первый шаг им удалось сделать, когда министры иностранных дел воюющих стран встретились на Дипломатическом форуме в Анталье.

Затем, 29 марта, Турция приняла в Стамбуле представителей Российской Федерации и Украины. Президент Реджеп Тайип Эрдоган также принял участие в переговорах и выступил с речью, которой обе стороны аплодировали.

Эрдоган заявил, что готов принять двух лидеров, президента Украины Владимира Зеленского и президента России Владимира Путина, и подчеркнул несколько важных факторов. Во-первых, он призвал Путина подумать о прекращении огня и, в конечном счете, о мире. Во-вторых, он рекомендовал России не расширять свою оккупацию, что, в конечном итоге, приведет к большим жертвам с обеих сторон, и призвал Путина не закрывать дверь перед «почетным выходом».

С одной стороны, учитывая разъяснения украинских официальных лиц, Киев готов отказаться от вступления в НАТО и остаться нейтральным государством, а также прекратить свои попытки заполучить ядерное оружие. С другой стороны, недавний уход русских с севера Киева указывает на то, что Россия также готова начать переговоры о прекращении войны.

Однако, остается много вопросов, на которые нужно ответить, и еще неизвестно, дадут ли переговоры и процесс посредничества, инициированные Турцией, окончательный результат или нет. Похоже, воюющие стороны постепенно приходят к согласию. Однако, одной из самых больших проблем является позиция западных стран.

С одной стороны, они могут хотеть, чтобы Россия осталась в украинском болоте и страдала еще больше. То есть, они продолжат вводить санкции против России и не дадут стране сделать почетный выход.

С другой стороны, они не хотят, чтобы Турция, которую многие западные страны до сих пор изолировали, пожинала плоды посредничества.

Не следует забывать, что западные страны в 2010 г. препятствовали попыткам Турции (и Бразилии) выступить посредником между Ираном и странами «пятерки» — пятью постоянными членами Совета Безопасности ООН, Китаем, Францией, Россией, Великобританией и США. Хотя Турция и Бразилия убедили Иран принять требования международного сообщества, западные страны не приняли сделку. Неудивительно, что, в данном случае, наблюдается такая же реакция Запада.

К сожалению, несмотря на всю их гуманитарную риторику, до тех пор, пока национальные интересы западных стран требуют продолжения войны, они будут пытаться сорвать переговорный процесс».

Итак, мы видим перед собой ровно то, о чем написали выше: позиция Турции и позиция Запада в отношении конфликта на Украине стремительно расходится. Турция хочет установления мира и фиксации всех на текущих позициях, а Запад «почувствовал запад крови» (не в последнюю очередь, из-за ухода ВС РФ из-под Киева и Чернигова – И.С.) и прилагает усилия к тому, чтобы война продолжалась на истощение России. Вопрос заключается лишь в том, что ни на накачку Украины оружием, ни на позицию руководства Украины, Турция, заметным образом, повлиять не может.

52.24MB | MySQL:103 | 0,462sec