В данный момент значительная часть оборонного бюджета Саудовской Аравии направлена на усиление возможностей противовоздушной обороны, а в перспективе до 2030 года и противоракетной. После нескольких месяцев неопределенности руководство КСА выразило готовность закупить у США 280 усовершенствованных ракет класса «воздух-воздух» средней дальности и связанные с ними пусковые установки стоимостью около 650 млн долл.
Представляется вполне обоснованным утверждать, что на фоне развернувшихся оживленных дебатов правительство США ясно дало понять, что данная сделка не идет вразрез с обещанием президента Д.Байдена от 4 февраля 2022 года прекратить поддержку «наступательных операций» в Йемене, где возглавляемая КСА коалиция воюет с повстанцами-хоуситами с 2015 года. В заявлении Администрации президента США от 7 декабря также говорится, что ракеты нельзя использовать против наземных целей и что «Саудовская Аравия сможет применить эти высокоточные боеприпасы для защиты от наносимых через границу ударов с воздуха, таких как удары дронов хоуситов со взрывчаткой»[i].
Судя по открытым публикациям США также смогут вскоре продать КСА 31 систему передачи данных типа MIDS-LVT для модернизации платформ противовоздушной обороны THAAD, дополняя аналогичные системы, уже установленные на комплексы ПВО/ПРО PATRIOT. «Предлагаемая сделка обеспечит вооруженные силы Саудовской Аравии оборудованием, обучением специалистов и последующей поддержкой, необходимыми для защиты страны и региона от дестабилизирующего воздействия терроризма, противодействия иранскому влиянию и другим угрозам», – говорится в обращении Пентагона к Конгрессу. Модернизация систем противоракетной обороны по предварительным расчетам обойдется Саудовской Аравии в 23,7 млн долл. США[ii].
Ранее сообщалось, что Эр-Рияд также обращался к Вашингтону с просьбой пополнить саудовские запасы зенитно-ракетных комплексов PATRIOT. Руководство Саудовской Аравии опасается, что текущего количества систем вооружения уже не хватит из-за их активного использования в течение последних нескольких месяцев для предотвращения ударов баллистических ракет и «дронов-камикадзе», наносимых повстанцами-хоуситами[iii].
Корпорация Boeing также недавно заключила с КСА контракт на сумму около 9,8 млрд долл. США на модернизацию и поддержку эскадрилий F-15 ВВС КСА. Процессы модернизации включают проектирование, разработку, интеграцию, испытания, производство подсистем и структурных компонентов аппаратного и программного обеспечения, а также интерфейсов для модернизируемых истребителей. Проект также включает в себя создание задела для установки перспективных модификаций и повышение боевых возможностей вооружений саудовских истребителей F-15. Ожидается, что комплекс целенаправленных мероприятий по доводке авиатехники до требуемого уровня будет завершен к ноябрю 2025 года.
К информации не получившей официального подтверждения можно отнести то, что Саудовская Аравия прибегает к помощи Китая в разработке и производстве баллистических ракет. Согласно открытому отчету американской разведки, выпущенному в конце 2021 года, Эр-Рияд запустил и локализовал их производство внутри страны. Саудовская Аравия также уже обладает баллистическими ракетами, закупленными в Китае, в том числе типа «Дунфэн-3» с дальностью 3000 км, которые Королевство продемонстрировало общественности в 2014 году, а также другими типами ракетами семейства «Дунфэн», партии которых Пекин передает Королевству с 2018 года.
Несмотря на кажущуюся обоснованность мер, предпринимаемых КСА для обеспечения обороноспособности страны в новых условиях, исследование, проведенное неправительственной международной организацией Transparency International в рамках программы Defense & Security показало, что оборонные учреждения страны сталкиваются с критическим уровнем коррупции, при этом практически отсутствует прозрачность или надзор за проведением финансовых операций и госзакупок. Директор программы Стив Фрэнсис заявил следующее: «Ближний Восток и Северная Африка остаются одним из самых конфликтных регионов мира, и эта нестабильность оказывает серьезное влияние на международную безопасность. Хотя некоторые государства добились ряда улучшений в антикоррупционной сфере, общая картина представляет собой стагнацию, а в некоторых случаях регресс. Страны с оборонными секторами, подверженными «критическому» риску коррупции – это Алжир, Египет, Иордания, Марокко, Оман, Катар и Саудовская Аравия, поскольку там практически отсутствует подотчетность или прозрачность институтов обороны и безопасности. Многие из этих стран либо являются крупными импортерами оружия, либо получают значительную международную военную помощь»[iv].
Тем не менее, согласно отчету консалтинговой компании Ernst & Young (EY), первая выставка World Defense Show в КСА оказала серьезное влияние на экономику Королевства. Мероприятие, которое прошло в Эр-Рияде с 6 по 9 марта 2022 года, открыло новые возможности для международных экспонентов и посетителей. По данным EY, которая учитывала различные факторы, от ежедневных расходов посетителей до импорта и экспорта, к 2030 году World Defense Show обеспечит стране экономическую активность в размере 700 миллионов саудовских риалов (более 180 млн долл.).
Завершая проведенное исследование хотелось бы акцентировать внимание на том, что текущие закупки оружия проводятся КСА во время, когда страна предпринимает попытки сменить внешне-политические приоритеты для обретения большего суверенитета в обеспечении защиты территории и наиболее критически важных объектов инфраструктуры. Учитывая то, что диверсификация источников закупок вооружений вызвало некоторые практические трудности для конечных пользователей на Ближнем Востоке, в КСА в перспективе до 2025 попытаются снизить процент смешанного парка вооружений, что, как ожидается, сможет оказать позитивное влияние на возможности проведения совместных военных операций как самостоятельно, так и во взаимодействии с ключевыми западными партнерами.
[i] https://www.usnews.com/news/world/articles/2022-03-29/saudi-led-coalition-to-halt-military-operations-in-yemen-to-help-negotiations-spa
[ii] https://www.dni.gov/files/ODNI/documents/assessments/ATA-2021-Unclassified-Report.pdf
[iii] https://www.cfr.org/global-conflict-tracker/conflict/war-yemen
[iv] https://www.arabnews.com/node/2054681/middle-east