Ситуация в Ливии: февраль 2022 г.

4 февраля в ООН был распространен ежегодный доклад, согласно авторам которого деятельность суданских наемников «в Ливии была в 2021 г. основным источником финансирования большинства (повстанческих) движений в Дарфуре». В нем утверждалось, что за всем этим стояли ОАЭ.

Доклад был подготовлен экспертами ООН, призванными контролировать соблюдение эмбарго на поставки оружия Судану. По их оценкам, в 2021г. продолжались нарушения этого эмбарго «с поставками оружия и других типов военного снаряжения в Дарфур». По данным авторов доклада, в Ливии на стороне Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара находились тысячи суданских наемников, ранее входившие в ряды повстанческих движений, как подписавших мирное соглашение в Джубе в 2020 г., так и не подписавших. Они отметили, что оказались не в состоянии назвать точную численность суданских наемников в Ливии.

«Большинство вооруженных групп, действующих в Дарфуре, продолжали работать на ЛНА в Ливии» в 2021 г., «обеспечивая безопасность в отдельных зонах и удерживая блок-посты», — утверждают эксперты. Взамен пять основных повстанческих движений получали деньги и логистическое обеспечение. По их данным, соответствующие договоренности были достигнуты между командованием этих движений и «представителями ОАЭ в Ливии». «В ответ на утверждения о возможной финансовой или военной поддержке дарфурским движениям (как в Судане, так и в Ливии), ОАЭ напомнили об их умеренной позиции и о той борьбе, которые они ведут против экстремизма», — отмечается в докладе, авторы которого встречались с представителями властей ОАЭ в ноябре 2021 года.

Эксперты также отметили, что представители правительства Судана участвовали в заседаниях ливийской Смешанной военной комиссии, в составе которой по пять военных представителей от Триполи и Тобрука с тем, чтобы гарантировать поддержание режима прекращения огня и вывод иностранных наемников и иностранных войск из страны. По их словам, несколько «маленьких групп (суданских наемников), действующих в Ливии», имеют «намерение вступить в мирные переговоры и вернуться в Судан».

7 февраля ливийский парламент выслушал программные заявления двух оставшихся кандидатов на пост премьер-министра перед назначенным на 10 февраля голосованием. Первоначально предусматривалось провести его 8 февраля. Назначение нового премьера при наличии действующего в лице находящегося в Триполи Абдель Хамида Дбейбы изначально могло только обострить борьбу за власть в Ливии.

Напомним, что полномочия призванного организовать президентские и парламентские выборы Правительства национального единства (ПНЕ) формально истекли 24 декабря 2021 г., когда должно было состояться голосование. Однако выборы не состоялись и были перенесены на неопределенный срок. В этой связи А.Х.Дбейба заявил, что не собирается уходить с поста премьера.

На заседании парламента 7 февраля присутствовали 116 депутатов. Ранее на пост премьера было семь кандидатов. К тому дню осталось двое – бывший глава МВД 59-летний Фатхи Башага и бывший высокопоставленный чиновник этого же ведомства 51-летний Халед Аль Бибасс. Оба выставляли свои кандидатуры на несостоявшихся в декабре 2021 г. президентских выборах. Выступая перед депутатами, Ф.Башага представил основные пункты своей программы – объединение властных институтов (Востока и Запада), обеспечение безопасности, улучшение работы государственных структур. Он обязался не баллотироваться на будущих президентских выборах. Со своей стороны Аль Бибасс также пообещал покончить с разделением властей, а также бороться с инфляцией.

Парламент также утвердил новую «дорожную карту» по подготовке и проведению выборов. Согласно документу, они должны пройти самое позднее через 14 месяцев после принятия временной конституции Ливии, проект которой является камнем преткновения между двумя лагерями.

8 февраля временный премьер-министр Ливии А.Х.Дбейба подтвердил, что  что не собирается уходить с этого поста и передаст власть только правительству, которое назначат президент и парламент по итогам выборов. Он также сообщил, что начал «консультации с тем, чтобы представить в июне план действий целью организации выборов и изменения (временной) конституции».

В ночь на 10 февраля в Триполи была обстреляна машина А.Х.Дбейбы. Сообщившие об этом местные СМИ не уточнили, находился ли премьер в тот момент внутри машины. Официальных подтверждений относительно этого инцидента не последовало.

10 февраля ливийский парламент назначил на пост премьер-министра Ф.Башагу. Таким образом в Ливии вновь стало два премьера. Как сообщил представитель парламента Абдалла Блихек, депутаты проголосовали за Ф.Башагу единогласно, что было неудивительно, поскольку, согласно спикеру Акиле Салеху, Аль Бибасс снял свою кандидатуру перед голосованием. Последний опроверг эту информацию спикера.

Ф.Башага и А.Х.Дбейба – уроженцы Триполитании. Каждый из них пользуется поддержкой определенных вооруженных группировок на западе Ливии, но эта поддержка быстро меняется. Оба были среди кандидатов на несостоявшихся в декабре 2021 г. президентских выборах. Ф.Башага сблизился с Тобруком после отсрочки выборов. Он посетил Тобрук и встретился с фельдмаршалом Х.Хафтаром. Поэтому неудивительно, что ЛНА приветствовала решение парламента и заявила, что будет «поддерживать его».

Парламент в Тобруке так же теоретически стал недееспособным. Поэтому в начале заседания депутаты проголосовали за продление на 14 месяцев его мандата, истекшего еще в декабре.

Вечером 10 февраля по прибытии из Тобрука в аэропорт «Митига» близ Триполи Ф.Башага – бывший летчик-истребитель — пообещал «открыть новую главу», «пожав руку всем». Он поблагодарил А.Х.Дбейбу «за работу, проделанную в этот сложный период». На формирование кабинета у него были две недели.

11 февраля генсек ООН Антониу Гутерриш призвал «все стороны (ливийские) продолжать сохранять стабильность в Ливии, сделав это абсолютным приоритетом». В его коммюнике он сообщил, что «принял к сведению» появление нового премьера.

13 февраля с обоими премьерами встретилась эмиссар ООН в Ливии Стефани Уильямс. Она призвала их «сохранить стабильность», не встав ни на одну сторону. Как представляется, у Ф.Башаги более сильны политические позиции – его поддерживают парламент на востоке страны, Высший государственный совет – сенат – в Триполи и ЛНА. А.Х.Дбейба пользуется поддержкой влиятельных Мисуратских бригад.

17 февраля А.Х.Дбейба принял участие в церемонии вручения дипломов выпускникам военного училища, прошедшей на одной из военных баз близ Триполи. Тогда же на своей странице в Твиттере он вновь заявил о своем «обязательстве построить (в Ливии) многообещающее общество», которое обеспечит «свободу и справедливость», за которые «боролись наши революционеры». 18 февраля, когда в Ливии решили отметить 11-ю годовщину начала восстания против прежнего режима, А.Х.Дбейба выступил с политической речью. Ее лейтмотив – «да – выборам, нет – новой фазе переходного периода». Они призвал своих политических противников «услышать голос» народа.

24 февраля Ф.Башага объявил о завершении формирования его кабинета. В тот же день его должен был утвердить парламент.

25 февраля США, Франция, Германия, Италия и Великобритания призвали различные ливийские стороны сохранить «аполитический» характер Национальной нефтяной компании (NOC). Поводом для такого призыва послужили противоречия между главой компании Мустафой Саналлой и титульным министром Мухамедом Ауном. В совместном коммюнике посольства этих пяти стран предложили уважать «единство, целостность и независимость NOC».

Известно, что за предыдущие месяцы М.Аун несколько раз безуспешно пытался снять с должности М.Саналлу, обвинив его в «шпионстве за министерством» и управлении средствами от добычи нефти как «если бы речь шла об его собственных деньгах».

М.Саналла возглавил NOC в 2014 г. и быстро добился уважения международных партнеров. Несмотря на проблемы в отношениях между ливийскими Востоком и Западом, NOC в 2021 г. получила рекордные доходы от экспорта нефти – свыше 21,5 млрд долларов.

В Ливии после падения режима М.Каддафи сменились по меньшей мере 9 правительств. Страна пережила две гражданские войны, и так и не смогла достичь стабильности. Тем не менее после достижения соглашения о прекращении огня в июне 2020 г. бывшие враги начали договариваться. Пример тому – побывавший в Тобруке Ф.Башага, что порождает определенный оптимизм и надежду на определенные сделки.

62.84MB | MySQL:102 | 0,465sec